Российский блокбастер “Сто лет тому вперёд” вышел наконец в онлайн-кинотеатрах. Мы успели его посмотреть ещё на большом экране. И, если честно, фильм-то отличный, несмотря на очередную тонну критики. Но обо всём по порядку.
Не канон
Совершенно верно. Экранизация 2024 года — самостоятельное произведение по мотивам книги и не более того. Создатели фильма так об этом и заявляли.
Хорошо это или плохо — дело вкуса. Когда книга переносится на экран максимально близко к оригиналу — это дань уважения автору. Вольные произведения лишь вдохновлены первоисточником, но рассказывают историю, максимально приближенную к современным вкусам зрителей. Здесь второй вариант.
Кстати, детский многосерийный фильм, снятый в 1984 году в СССР, также не является достоверной экранизацией книги Кира Булычёва “Сто лет тому вперёд”.
Не ремейк
Тоже верно. Если честно, это скорее хорошо, чем плохо. Большинство критиков как раз ругали новую экранизацию за непохожесть на советскую пятисерийку. Но давайте честно: разве мы хотим ещё один точно такой же фильм, переснятый с новым актёрским составом?
Неужели вам понравилась “Кавказская пленница” 2014 года, повторяющая почти кадр в кадр работу Леонида Гайдая? Или очень близкие к первоисточнику “Ирония судьбы: Продолжение” 2007 года и “Звёздные войны: Пробуждение Силы” 2015-го? Скажите, хотели бы вы видеть новых Алису и Колю Герасимова, повторяющих в точности сюжет из экранизации 1984 года?
То, что авторы осмелились сделать историю другой — пошло фильму на пользу. Ключевых героев сохранили, сюжет, в целом, тоже. Но это новое и действительно стоящее произведение. Стоящее потому, что переосмыление действительно произошло, а в героях мы узнаем если не себя, то ребят, которых мы реально видим на улицах города.
Подростки вместо детей
Это хороший ход. Детские фильмы милые, наивные и по-своему очаровательные. Но авторы снимали фантастический блокбастер. И в рамках жанра подростки смотрятся органичнее маленьких детей.
Опять-таки, старый советский фильм никуда не исчезает. Перед нами не продолжение, а так называемая “параллельная вселенная”. Где-то Алиса Селезнёва и Коля Герасимов прожили приключение с мелафоном во времена Советского союза будучи школьниками. И эту экранизацию всё ещё можно смотреть.
А для те, кто хорошо знаком с советскими экранизациями книг Кира Булычёва, знает, что в 1987 году выходил фильм “Лиловый шар”, продолжающий сюжет “Гостьи из будущего”.
И именно там Наталья Гусева тоже подросток. Правда, фильм внёс много путаницы за счёт того, что одни и те же актёры играли разных персонажей. Но теме не менее.
Тот самый поцелуй
Интернет шумел по поводу того, что у нас подростки на экране в какой-то момент взяли и поцеловались! И вообще влюблённость отыгрывали! Тут без комментариев. Вспоминаем, как наше поколение в возрасте героев фильма то и дело зависало в подъездах исключительно с банкой лимонада, сахарной ватой и томиком стихов Пушкина. Говорили только об уроках. Да? Узнали себя?
Любви все возрасты покорны. То, что персонажи влюбились друг в друга, только усиливает концовку фильма, где Коля Герасимов как мужчина принимает ответственное и тяжёлое решение — отказаться от своего счастья, чтобы не разрушить мир, в котором живёт его любимая.
Драматично, сильно и трогательно одновременно. Кстати, в кинотеатре на титрах пара юных зрительниц на соседнем ряду даже заплакали, когда начались титры. Вот это, на самом деле, очень красноречивый показатель, что перед нами стоящее и сильное кино.
Фильм про волевые решения, ответственность и силу воли у молодых людей. Они здесь — хороший пример для подражания.
Стоит ли ругать картину за сцену поцелуя, если она и двигает сюжет, и развивает персонажей? Стоит ругать картину, если она показывает реально достойные поступки у молодёжи?
Слишком похоже на MARVEL
Ох уж эти западные ценности, да? А когда в США были в моде мюзиклы, почему в СССР снимали оперетты? Почему в 90-е выходили боевики и в Америке, и в России? Может, это мировой тренд на кино, а не тлетворное влияние того “ужасного Запада” из-за океана, про которое так много говорят в СМИ?
Кинематограф живой! Он развивается, видоизменяется. И он всегда в связке со зрителем. Потому что любой режиссёр в первую очередь — зритель. И снимает тот фильм, который сам хотел бы посмотреть.
Сейчас такой формат. Научная фантастика. Через 5 лет или даже меньше тренд изменится. Но по всему миру. Кстати, нас ждёт нечто похожее на эпоху Возрождения и своеобразный Ренессанс в кино. Но сейчас не об этом.
Да, в “Сто лет тому вперёд” есть эпизоды, где герои очень похожи на тех, кто мы видели в “Стражах галактики” и “Людях Икс”. Но это скорее потому, что мы живём в такое время. И любим кино в таком жанре.
Кстати, в картине есть прямые пасхалки на КВМ. И они хороши.
Если авторы сняли то, что нравится массовому зрителю, в частности молодому поколению — своей целевой аудитории, но вложили в это смыслы о Добре и достойных поступках — что в этом плохого?
Операторская работа и визуальные эффекты
В последнее время операторская работа всё качественнее, а визуальные эффекты почти не уступают голливудским блокбастерам. Это радует.
Фильм получился красивым, зрелищным и довольно стильным.
Сценарий и мораль
Мы сами снимаем кино. Любительское, малобюджетное, на коленке. И знаем прекрасно, что хорошая картинка — это деньги. Большие. Поэтому сценарий всегда считаем первостепенным.
Зарубежный фильм “Флэш” проседал про эффектам, но с точки зрения сценария и морали вытаскивал картину. Несмотря на критику, она достойна просмотра.
В фильме “Сто лет тому вперёд” сценарий крепкий: все сюжетные линии закрыты, есть логичное объяснение каждого из показанных вариантов будущего, нет косяков с таймлайном, персонажи с понятной мотивацией, предысторией и жизненными убеждениями. Все трансформируются на протяжении фильма.
Вырываются только одноклассники Коли Герасимова. Они менее многогранные и больше стереотипные. Это довольно броско и можно причислить к минусам картины. Но тем не менее сценарий крепкий.
Мораль в фильме тоже есть. Она заложена в поступках главных героев. И это не только отказ от любви во благо возлюбленной. Это и ответственность в целом, и стремление исправить собственные ошибки. И путь искупления Весельчака У.
Контрастно показаны миры будущего. Тот, что направлен на созидание, и тот, что направлен на самопрославление пиратов.
Будущее, в которое попадает Коля изначально — завораживает. Оно технологичное, светлое, прогрессивное. Там следят за экологией, развиваются, занимаются наукой, взаимодействуют с инопланетянами, продлевают жизнь с помощью выращивания органов. Это то, к которому хочется стремиться уже сейчас.
Мрачное альтернативное будущее, в котором Глот захватил власть, показано очень понятно. Лучше привести цитату из фильма:
“Единственная работа на планете — это обеспечение Великого Пиратского флота. Нет ни производства, ни магазинов, ни банков. Зато уровень безопасности огненный. В принципе, если ты здоровый, тупой — можно упорно фигачить на пиратских фабриках, зарабатывая право на миску супа. Но не все здоровые. И не все тупые”.
Т.е. раскрыта темы и Добра, и Зла. И показано, как именно каждое из них проявляется. Спасибо создателям фильма за это.
Важный момент: в позитивном варианте будущего пираты тоже существуют. Там они — преследуемые преступники.
В альтернативном таймлайне, где Глот является правителем, пираты и есть власть. Т.е. авторы показали, что Прекрасное далёко — не идеалистично. Зло в нём есть. Просто при борьбе с ним, они не столько масштабно и разрушительно. Это близко к реальности. И это важная мысль в фильме.
Экшн и саспенс
Все экшн-сцены максимально бодрые. Фильм динамичный. Боёвка, взрывы, перемещения во времени — всё на экране смотрелось хорошо. Даже показалось, что фильм закончился рано — хотелось смотреть ещё.
Саспенс прописан и поставлен тоже очень хорошо. Антагонист картины Глот имеет жутковатую способность — управлять телами любых людей на расстоянии. Эти сцены максимально напряжённые: где Алиса душит Колю под управлением Глота, где на её глазах едва не погибает мать, где Коля стреляет в профессора Селезнёва.
Профессор Селезнёв
Папа Алисы , которого сыграл Константин Хабенский, раскрыт слабовато. Он получился как будто слабохарактерным в какой-то степени, что очень далеко и от книги Кира Булычёва, и от предыдущих экранизаций: мультфильма “Тайна Третьей планеты”, пятисерийного фильма “Гостья из будущего”.
Этот персонаж обычно полон решимости, умён, уверен в себе и проявляет стойкость. Но тут этого в нём не было.
Пожалуй, это можно назвать минусом фильма. Сценаристы не дали персонажу той глубины, которую он заслуживает.
Розовые волосы Алисы
Сколько ж их обсуждали в Интернете. Какой ужас! Говорили, что это прямое осквернение советской классики и всё в таком духе. Но давайте будем честны: подростки всегда пробуют новые стили и исследуют моду. То брюки-клёш, то подплечники в женских пиджаках (что, кстати, и взрослые носили с удовольствием), то ирокезы, то бритые головы, то африканские косички, то цветные волосы.
Давайте отстанем от моды и от подростков, которым она нравится, если это критично не вредит их здоровью. Учёба тоже вызывает сколиоз и сажает зрение, вред от неё сильнее, чем от краски для волос. Но учебы же мы не запрещаем, верно?
То, что в фильме показали, что подростки ходят с окрашенными волосами и всем на это наплевать — прекрасно. Может быть, после просмотра картины синеботы перестанут бить лицо зумерам за волосы яркого цвета, а преподаватели в школах снижать за это оценки.
Главное, чтобы человек был хороший. Добрый, честный, смелый. Готовый совершать поступки ради ближнего.
Сергей Бурунов вместо Александра Петрова
Когда появилась первая информация о фильме, ходили слухи, что Весельчака У сыграет именно Сергей Бурунов.
Он больше похож на Вячеслава Невинного, который играл в экранизации 1984 года.
В паре с Юрием Борисовым дуэт Весельчака У и Глота был бы ближе к варианту, показанному в мультфильме “Тайна Третьей планеты”.
Когда вышел трейлер с Александром Петровым, многие были удивлены. Но, надо сказать, Александр Петров здесь хорош. И неуверенный смех от стресса отыграл как нужно. И противостояние с Глотом именно с ним получилось суровее и брутальнее.
Юрий Борисов играл максимально сдержано, за счёт чего его персонаж стал антиподом антигерою Александра Петрова. Из всех экранизаций, именно в этой дуэт смотрелся не комично. Пираты получились реально опасными. И это плюс фильма.
Прочие положительные моменты
В фильме много довольно забавных мелких деталей. Первый инопланетный контакт в частности.
Космический корабль и сам пришелец — явная пародия курьерскую доставку еды из известного приложения.
Но помимо шутки, образ таких инопланетянин мы видели в мультфильме “Тайна Третьей планеты” 1981 года.
Летающие корабли похожи на те, которые показали нам в советской экранизации.
Здесь они мельком — просто приятной пасхалкой.
Ломание четвёртой стены выглядит максимально забавно. И очень органично.
Реакция Алисы на рэп Коли бесценна! Просто один из лучших юмористических моментов в фильме.
То, как показали рекламу одного известного банка без упоминания этого банка — кейс по брендингу. Серьёзно. Ещё один аргумент рекламодателям аккуратно и бережно относится к своему фирстилю.
Имеются отсылки и пасхалки на культовые сцены в кино и сериалах.
Фильм на контрастах учит бороться со злом, учит ответственности перед близкими и перед человечеством. И вообще — учит думать головой. А отдельно подросткам говорит, что многие их неприятности — временны и не столь значительны. А это важно им говорить.
Киновселенная по творчеству Кира Булычёва
Возможно, что у фильма будут продолжения.Такие же вольные. “Остров ржавого генерала” или уже ни раз упомянутая в этом обзоре “Тайна третьей планеты” напрашиваются на большой экран. Да и другие не экранизированные ранее истории годятся для полнометражного фильма, тот же “Драконозавр”, например.
Было бы интересно посмотреть, что придумают авторы.
Но. Честно, фильм настолько сильный и самодостаточный, что возможно, он будет столь хорош сам по себе. Но это только предположения. Может, авторы и справятся с сиквелами не хуже.
А что действительно было бы здорово — это сделать более каноническую киновселенную. Кир Булычёв писал историю Алисы так, чтобы дети взрослели вместе с ней. Это можно сделать и в кино.
Представьте, что если следить за приключениями Алисы с дошкольного возраста? Как она помогает папе — профессору Селезнёву и восхищается им, как знакомится с инопланетными животными. Пройдет 10-20 лет и такую вселенную можно будет запускать в производство. Где юная героиня будет расти вместе со своим зрителем и взрослеть. Это будет сильно.
Кстати, и сейчас можно отнять приквел или флешбэки для будущих продолжений “Сто лет тому вперёд”. Почему нет? Хоть и вселенная вольная. Во франшизе “Майор Гром” пошли таким путём”.
Критика фильма “Сто лет тому вперёд”
Прекрасно, что фильм, по факту, собрал хорошую кассу, хайпанул и до сих пор обсуждается в сети. Но очень обидно, что новые российские фильмы уже изначально воспринимаются как какой-то отстой.
Да, были “Вратарь галактики”, “Защитники”, “Карнавальная ночь – 2” и тому подобные картины.
Но были “Призрак” с Фёдором Бондарчуком, трилогия “Последний Богатырь”, “Экипаж”, “Тариф “Новогодний” и “Подельники”. А это сильные работы.
Зрители изначально не верят в успех российских режиссёров. А уж когда трогают советские экранизации — всё, катастрофа!
Но, друзья, а как же развивать своё кино? Как?
У нас очень много авторов, которыми можно вдохновляться, по произведениям которых можно снимать фильмы.
Качество фильмов, снимаемых в России уже давно изменилось. В лучшую сторону. А если не снимать дальше, то качество лучше не станет. Как тогда появятся новые режиссёры? Новые формы киноповествования? Новые кумиры?
Пора менять этот стереотип. Если у нового поколения зрителей не будет предвзятости к творчеству российских режиссёров, то и творить они будут будут с удовольствием. А осуждение всё равно упадёт на слабые работы.
Авторам фильма и актёрам хочется выразить благодарность за качественный фильм и за посылы, которые отражают проблемы и боли нашего времени. Спасибо.
Рецензию подготовили Олег Черкалин и Татьяна Завадская, постановщики малобюджетного кино в стихах из студии #ричардфильм
Смотрите наши фильмы на сайте richardfilm.ru
Подписывайтесь на нас в соцсетях.
Вам может быть интересно: