Я немного сопротивлялся. Внутри были мысли о том, что не стоит этого делать. Но Настя Фролова — замечательнейший фотограф, начинающий художник и безумно творческий человек — таки уговорила меня сходить в кино. На Отечественный фильм.
Знаете, я кино снимаю сам, хоть и любительское. У меня есть знакомые, работающие в киноиндустрии, и я уважаю их труд. Есть куча любимых мною Российских фильмов. Того же "Последнего богатыря" я смотрел в кинотеатре и получил истинное удовольствие от просмотра. У меня нет предвзятости к стране-кинопроизводителю. "Призрак" с Фёдором Бондарчуком получился шикарным и душевным фильмом. Как бы не ругали "Трех богатырей" — это, по большей части, годные к просмотру мульты. Зарубежные даже авторитетные студии тоже выкатывают спорные "Люди Икс: Тёмный Феникс" и "Морбиуса", да и откровенно слабый в детективном плане "Смерть на Ниле" не особо порадовал. Так что тут дело больше в авторах и продюсерах. А не в конкретной стране.
Но я понимал, что картины, которые идут сейчас в кинотеатрах, скорее всего, слепленные наспех. И был уверен, что мы попадём либо на откровенную патриотику, либо на очередную "Бабушку лёгкого поведения". А не хотелось бы.
Фильм предложила Настя. Её выбор пал на картину "Подельники". Север, зима, убийство и Павел Деревянко в одной из главных ролей. Я очень уважительно отношусь к творчеству этого актёра и согласился на поход в кино и на выбор фильма одновременно.
Ожидания были максимально занижены. Что самое смешное, предвзятости добавил тот факт, что мы с Настей были ОДНИ в кинозале. Серьёзно, больше никого не было! Мы от души поржали, сделали селфи и стали смотреть фильм. Можно было шуметь, смеяться и обсуждать кино в голос. Честно, это мой первый просмотр фильма в пустом кинозале. Необычный опыт.
Итак, о картине "Подельники". Обзоры я делаю со спойлерами, вы помните, да?
Начало фильма не предвещало ничего хорошего. Унылая атмосфера с нотками безысходности, нагнетающая обстановка, не сильно приятные персонажи.
Я уже подумывал, что рецензия будет отрицательной, как вдруг после сцены убийства стала вырисовываться основная мысль авторов. Да, фильм с двойным дном. Это не детектив. Это драма с элементами триллера и тонким, как весенний лёд, подтекстом для очень внимательного зрителя.
Павел Деревянко здесь играет главного антагониста по кличке Людоед. Бывший зек, который переносит зоновскую культуру на жителей деревеньки. Делает что хочет, держит всех в страхе, заставляет других подчиняться себе и называет их "терпилами".
Все знают, что он убийца, но все молчат. Боятся. И никак не сопротивляются. А зачем? Безнадёга же.
Происходит очередное убийство. В курсе все, даже участковый. Он совершенно точно знает, кто убил. Но, как и все — боится и молчит. Вместо Людоеда за решётку отправляют невиновного умалишённого.
У убитого остался сын Илья и жена, которая замолкает на сорок дней. Ребёнок видит несправедливость, знает убийцу. И живёт лишь желанием отомстить.
Это желание сближает его с недавно приехавшим в посёлок биатлонистом, а ныне физруком Петром. Он приезжает с женой и в первую же ночь становится свидетелем происходящей расправы.
Ребёнка Пётр жалеет и начинает тренировать, используя его гнев. Вот с ним они и становятся подельниками. Он обещает подготовить Илью так, чтобы тот сумел убить Людоеда. Но сам начинает тренировать, чтобы вывести из этого посёлка. Понимая, что перспектив у паренька тут нет, а способности к биатлону — есть.
Жена Петра Настя сперва пытается дозвониться в город, в полицию, но доказательств нет, и это оказывается бесполезно. Пётр говорит жене, что никто ничего не подтвердит. Село живёт по понятиям, Людоеда все боятся. "Дичь" — говорит она и продолжает изучать Людоеда.
А дальше начинается череда событий, направленных на дестабилизацию зоновских устоев в посёлке. Парень бунтует. То выходит с листом бумаги и оскорбительным, но символичным словом под окна Людоеда. То бьёт его окно камнем. То пишет обличающую надпись на местной, скажем так, достопримечательности.
Потом физрук в качестве забавы выходит драться с Людоедом. И за своего подопечного, и за жену, которую небезосновательно подозревает в измене, и за справедливость, о которой напомнил всем маленький мальчик, желающий отомстить за отца. Драка развивается во время уличных гуляний, неподалёку от сцены, где актеры в русско-народных костюмах побеждают большого медведя.
Илья является немногословным, но определенно важным персонажем. Он тот, кто озвучивает самую простую мысль — злодея нужно убить. Не перевоспитать, не осудить, не переубедить. А убить. И на протяжении всего фильма несколько раз пытается в одиночку это сделать. То приходит с ножом в баню, то характерный Людоед демонстрирует, что человека зарезать не так-то просто и выгоняет Илью. То пытается застрелить. То отравить. И своим упрямством и целеустремлённостью потихоньку меняет взгляды жителей деревни.
Первая треть фильма ведёт к тому, что перед нами плохая концовка. Драма нагнетается неспешно, но уверенно, в духе "Класса коррекции" или даже "Груза 200". Хэппи-энда быть не может, а главным героем хочется подсказать из зала, что пора валить. Но они стойкие. Почти все. И борются с теми, кого боится целый населенный пункт.
Людоеда убивают в итоге. Слышен звук выстрела. Ружья в руках троих людей: у двух приближённых, даже друзей Людоеда, а также у физрука Петра. Каждый говорит, что не стрелял. Но главный злодей с дырой от выстрела лежит в снегу. То ли Пётр его убил, то ли свои… Фильм подчёркивает, что нет разницы. Дело сделано, и ладно.
Участковый привычно подделывает протокол, а как хоронить Людоеда дают решить Илье — сыну убиенного. По сюжету Людоед верил в силу некоторых магических ритуалов, поэтому тут решение Ильи тоже наполненной символизмом.
В конце фильма зрителю показывают, что прошло немного времени, и разбитое полуразрушенное село начали потихоньку восстанавливать. Ремонтировать что-то, что-то на перспективу создавать. И способствуют этому даже те, кто был приближен к Людоеду.
Уважение получают и Пётр, и Илья. С ними считаются и всячески помогают. Мы видим, что примером для других и ключевой фигурой стал Пётр. Который в нужный момент оказался храбрее и мужественнее остальных. И действовал наравне с ребёнком, охваченным желанием мести.
Концовку хорошей назвать можно. Справедливость восторжествовала. Да, герои понесли потери. Да, тяжело. Но живы остались и перестали жить в страхе за себя и близких.
После просмотра ещё долго обсуждали фильм с Настей Фроловой. Настю больше всех возмутил поступок жены Петра, переметнувшейся к Людоеду. Что, конечно же, привело к разводу.
Просмотром остались довольны. Авторы подняли довольно важные вещи, и грамотно, вполне аккуратно и достойно показали их.
Фильм на любителя, зайдёт не каждому. Это не что-то яркое, вроде "Человека-паука: нет пути домой". Не настолько поучительная, как "Не смотри наверх". Но это достойная картина.
Те, кому откликнулась эта рецензия, наверняка посмотрят фильм. А я скажу спасибо его создателям и актёрскому составу. А ещё Насте Фроловой, которая убедила меня пойти в кино.
Время провели прекрасно. И смотреть фильм в пустом кинотеатре — это то, что нужно сделать хоть раз в жизни. Потому необычно.
Рецензию подготовил Олег Черкалин.
Спасибо за прочтение нашего материала!
Ссылки на все каналы студии #ричардфильм (это наш taplink, заходи)