Найти тему
Елена Альмалибре

Как авторы играют с читателями. Лучшие литературные приёмы

Оглавление

25 июля - день читателя. Готовимся заранее!
25 июля - день читателя. Готовимся заранее!

Предисловие

Когда на факультете филологии мы начали проходить зарубежную литературу ХХ века, я поняла, что авторы в то время были почти садисты: дабы как-то отличаться от предшественников, выдумывали кто во что горазд. Сегодня мы пробежимся с вами и по вполне себе общим приёмам, а также коснёмся тех, которые похожи на ультрамодные вещи – максимум, на один сезон, и то в идеале вернуть в магазин до истечения двух недель. Кстати, в «Читай-город» нельзя вернуть книгу, так что учтите.

1. Ненадёжный рассказчик

-2

Этот приём я очень люблю и сама использую. Идёт дядя Ваня по лесу, то тут, то там всякие чудеса да тролли, а потом оказывается, что дядя Ваня после смерти жены пятый год в запое. Всё, что читали до этого факта, остервенело вычёркиваем.

Зачем автору запутывать читателя такими фантазиями?

Всякая фантазия вполне себе способна раскрывать самого персонажа, пусть и события эти сплошь вымысел. Дяде Ване про лесные чудеса в детстве рассказывала родная бабка, вот ему и стало мерещиться, хоть и под градусом. Посмотреть на персонажа, когда к нему красоты приходят или страха нагоняют – тоже ведь интересно. А как он отреагировал? А почему?
В детективах лживые показания – это вообще один из самых частых ходов, а иначе если намекать с первой страницы, то кто же дочитает до трёхсотой, когда и так понятно, что убийца – садовник. Особенно, если он дядя Ваня.

2. Нелинейное повествование

-3

Просто начать с кульминации, а потом вернуться на прямую дорожку – это ерунда, поверьте. Давайте лучше вытащим из старого книжного шкафа «Хазарский словарь» Милорада Павича. Вот вам роман-лексикон в 100 000 слов, который можно читать с начала до конца, с конца в начало, а можно вообще с любого места-слова. Как вам такая игра? Хорошо, что хоть читательский дневник заполнять не надо и параллельно словарик от руки вести. Я уже молчу, что есть мужской и женский вариант книги. Да, молчу точно.

3. Разные эпохи повествования

-4

«Улисс» Джеймса Джойса. О, тут можно говорить бесконечно, но мы не будем. Всего один день, при этом этот день высмотрен с позиции нескольких эпох, нескольких мест и нескольких вариантов повествования. Само собой, не обошлось без потока сознания, где героиня про пирожки, мужа и не очень любимые женщинами дни мыслит в одном потоке. На мой взгляд, самое сложное пробиться через стародревний язык первых глав. А женский поток сознания – на это и мы горазды. И не один день, а каждый.

4. Прямые вопросы читателю

-5

Пушкин болтал с читателем, как с родным, особенно, в «Онегине». Правда, в крайней (уверена, что не в последней) экранизации образ рассказчика ругали на чём свет, но в тексте он был очень даже ничего. Прекрасно понимаю автора, который говорит, что он устал, поэтому потом расскажет, что дальше было. Зачёт.

5. Гаджетолюбие

-6

Что мы всё про двадцатый век. Давайте под занавес и про наш поговорим. Не уверена, что это замысел автора, скорее, издательства стали грешить тем, что выпускают книги с дополнительными приложениями, где можно посмотреть сопутствующие книге материалы, порассматривать галереи иллюстраций, печатать которые на мелованной бумаге стало ой как дорого. И послушать, и посмотреть, и шарады поразгадывать.

Но я, знаете, за белый лист и чёрный шрифт. На остальное есть воображение.

А вы как думаете?

Шуточка про писателей и их перипетии в этой статье