Найти в Дзене

Знаменитые самолеты мира: Mitsubishi A6M Zero (1939)

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Широко известный как ‘Зеро’, Mitsubishi A6M был самым боеспособным палубным истребителем в мире на момент своего появления, превосходя по своим характеристикам все современные истребители наземного базирования. В последнее время его превзошли, но он оставался на вооружении до конца войны.

Детище конструктора Дзиро Хорикоси, Mitsubishi A6M (официальное название "Зик"), задумывалось как замена палубному истребителю A5M той же компании. Прототип консольного моноплана с низким крылом A6M1 совершил свой первый полет в апреле 1939 года и в этом виде оснащался радиальным двигателем Mitsubishi Zuisei 13. В серийном виде A6M2 начала 1940 года был оснащен новой силовой установкой Nakajima Sakae 12 и был вооружен парой установленных на крыльях 20-мм пушек плюс двумя пулеметами в носовой части. Новый двигатель стал результатом предварительных испытаний, в ходе которых A6M1 продемонстрировал отличные характеристики, за исключением максимальной скорости, которая не соответствовала первоначальной спецификации.

В 1940 году в Китае были проведены первоначальные боевые испытания подготовительной партией. Устаревшие истребители Поликарпова, на которых летали китайцы, оказались несопоставимы с "Зеро". Именно в ходе этих эксплуатационных испытаний "Зеро" одержал свою первую воздушную победу в сентябре 1940 года. К концу того же года подразделение Zero одержало 59 побед без потерь.

Вступив в бой во время Второй мировой войны, маневренный A6M2 сразу же добился успеха, быстро завоевав господство в воздухе во время кампаний Императорского флота Японии в Ост-Индии и Юго-Восточной Азии. A6M2 был ведущим истребителем IJN во время налета на Перл-Харбор в декабре 1941 года, в ходе которого было потеряно восемь истребителей Zero из 105, участвовавших во внезапном нападении на флот ВМС США. A6M оставался выдающимся истребителем вооруженных сил на театре военных действий, поскольку боевые действия распространялись на Филиппины и Бирму. Попутно он продемонстрировал свое превосходство над меньшими типами самолетов союзников на театре военных действий, включая истребители Brewster Buffalo, Curtiss P-36 и P-40 и Hawker Hurricane. Ведущий японский ас войны на Тихом океане Сабуро Сакаи летал на "Зеро", который, как считается, сбил 64 самолетов противника.

Усовершенствованный A6M3 поступил на вооружение весной 1942 года, и был оснащен Sakae 21 с двухступенчатым нагнетателем. "Зеро" был не только чрезвычайно маневренным, но и хорошо оснащенным для ведения боевых действий, характерных для Тихоокеанского театра военных действий. Самолет мог иметь топливный бак под фюзеляжем. Однако еще до появления мощного Hellcat A6M уступал Grumman F4F Wildcat, который, хотя и уступал по характеристикам и маневренности но обладал более мощным вооружением и бронезащитой пилота. Хотя "Зеро" всегда отличался высокой скоростью, он отличался недостаточной мощностью, и в результате в конструкции был сделан упор на легкость конструкции. Это, в свою очередь, привело к созданию истребителя, который был уязвим даже для пулеметного огня и практически не имел бронированной защиты.

Битва при Мидуэе в июне 1942 года стала переломным моментом для "Зеро", и после этого японский истребитель стал все больше уступать американскому противнику, в частности Grumman F6F Hellcat ВМС США, который оказался быстрее "Зеро" на всех высотах.

Стремясь добиться дополнительных характеристик от базового планера, IJN представила A6M5 с Sakae 21 и улучшенной выхлопной системой. Эта версия на самом деле была медленнее, чем A6M2, но обладала превосходной скороподъемностью и была быстрее в пикировании. Она была построена в большем количестве, чем любая из других моделей Zero. "Зеро" также использовался для рейдов камикадзе, и в одном бою пять A6M5 потопили авианосец ВМС США "Сент-Ло" и повредили три других в октябре 1944 года.

Последними моделями линейки Zero были A6M6 конца 1944 года с двигателем Sakae 31 и истребитель / пикирующий бомбардировщик A6M7 середины 1945 года с полкой под фюзеляжем для перевозки одной 250-килограммовой бомбы. В общей сложности было построено более 10 000 истребителей Zero, включая версию гидроплана, построенную Накадзимой как A6M2N. Таким образом, это был самый производительный японский истребитель всех времен.

Хотя уязвимость A6M перед "Хеллкэтом", в частности, была очевидна ко времени сражений на Филиппинах и в заливе Лейте в 1944 году, отсутствие адекватной замены привело к тому, что "Зеро" был вынужден оставаться на службе до победного конца.

Нападение Японии на Рабаул в январе 1942 года было типичным примером головокружительных успехов, которых добились A6M на начальном этапе войны на Тихом океане. Авиация Рабаула, ключевой стратегической базы на острове Новая Британия, обеспечивалась австралийскими легкими бомбардировщиками Hudson и самолетами-разведчиками Wirraway, но настоящего истребительного прикрытия не было. 20 января группа из 120 самолетов A6M2, Aichi D3A1 и Nakajima B5N взлетела с авианосцев Дзуйкаку, Секаку, Кага и Акаги, атаковав объекты в Рабауле. Преодолев сопротивление, оказанное Wirraways, самолеты IJN проложили путь оперативной группе из 5300 человек, которая высадилась в Симпсон-Харбор 23 января, обеспечив безопасность порта и аэродрома в Кавиенге. После захвата Рабаула Япония основала крупную базу и приступила к высадке на материковой части Новой Гвинеи, продвигаясь к Порт-Морсби и Австралии.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Поддержите канал-поставьте лайк.