Рособрнадзор объявил о сборе предложений о реформировании и улучшении ЕГЭ. Я вызов принял - написал в эту организацию, что в меру своих сил и возможностей, думаю о современном ЕГЭ, какие вижу недостатки и что бы в этом экзамене поменял.
Хочу поделиться с вами. Вот текст моего обращения.
А ещё - готов обсудить эту тему с вами. Может быть, вы тоже можете что-то предложить - лучше и интереснее.
Итак, начнём. Вот текст моего обращения.
Для начала опишу основные проблемы, связанные с ЕГЭ, которые я вижу.
Первая проблема. Многие школьники перестают в 11м классе изучать те предметы, по которым они не планируют сдавать ЕГЭ. “Тройку, или даже четвёрку, всё равно нарисуют, а предмет мне не нужен”.
Вторая проблема. Поступление в технические ВУЗы, особенно в престижные. В список требуемых экзаменов входит экзамена по русскому языку. Поэтому, многие, кто хорошо знают технические предметы (математика, физика, информатика) рискуют засыпаться на Русском, и уступить место тем, кто хуже знает профильные технические предметы.
Третья проблема. Заранее известная структура ЕГЭ. Это провоцирует пресловутое натаскивание и все жалобы на него - что некоторые темы можно изучать неглубоко, поскольку ученик либо не планирует решать задания на эту тему вообще, поскольку оно сложное (например задачу по геометрии под номером 16) Либо заранее знает, что на эту тему не будет сложных задач, поэтому не будет глубоко изучать данную тему (например, теория вероятностей в ЕГЭ по математике).
Четвёртая проблема. В западных регионах задания иногда оказываются похожими на задания дальнего востока. И некоторые школьники из Москвы просыпаются пораньше, и смотрят, какие задания были на дальнем востоке. А иногда и с учителем или репетитором их прореживают. Или находят уж готовые видео обзоры в интернете.
Какие меры я предлагаю?
Первая мера. Сделать структуру ЕГЭ менее предсказуемой. Если это реализовать, то все разговоры о натаскивании станут настолько же смешными, как и разговоры о том, что ЕГЭ это угадайка. Сейчас. к сожалению, натаскивание имеет некоторый смысл. Конечно, сказать, что подготовка к ЕГЭ это натаскивание и сейчас нельзя. Но при непредсказуемой структуре это будет просто смешно.
Да, возникнет проблема - все средние баллы упадут, и многие начат вопить, что эта мера привела к снижению уровня образования. Но это будут более честные баллы, а не падение уровня образования. Да, не будет никакой тысячи стобалльников по профильной математике. Зато результаты будут более объективными.
Вторая мера. Сделать ЕГЭ по русскому языку необязательным. Вот было хорошо, когда русский язык при приёмы в технические ВУЗы оценивался двумя оценками - зачёт или незачёт. Этот опыт можно перенести и на современность.
Понятное дело, что те, кто идут учиться, например, на филологов, должны полноценный ЕГЭ по русскому языку. А вот если человек идёт учиться на инженера - вот зачем оно ему? Понятно, что проверка нужна - не должен будущий инженер писать “жи - ши” через “ы”. Но проверка эта не должна играть ключевой роли при поступлении. Она должна присутствовать, но должна быть минимальной, как раньше - зачёт/незачёт.
Третья мера. Отменить базовый ЕГЭ по математике. Этот ЕГЭ проверяет только наличие знаний по математике. А по-хорошему, обязательный выпускной экзамен должен проверять знания по всем предметам. Как минимум, по основным (в том числе по математике, но не только по ней).
Вместо обязательного ЕГЭ по русскому языку и математике базового уровня я предлагаю ввести обязательный для всех школьников ЕГЭ на общую эрудицию. И этот ЕГЭ должен быть обязательно входить в зачёт во все ВУЗы. Наличие такого ЕГЭ не позволит школьникам совсем не уделять внимание каким-то предметам, и исключат логику “Я же технарь, иду в Бауманку, поэтому обществознание мне не нужно”.
Чего точно не стоит делать?
Упрощать ЕГЭ точно не стоит. Некоторые жалуются, что задания ЕГЭ якобы выходят за рамки школьной программы.
Ничего подобного. По математике точно. Другой разговор, что некоторые школы (не математические) намеренно не уделяют достаточного внимания тем темам, которые встречаются только в самых сложных заданиях. Например, параметры. Также и геометрии не уделяется много внимания. Но эта проблема уйдёт, если структура станет менее предсказуемой.
Если честно, на мой взгляд, те, кто предлагают такие меры, в переводе на русский язык, предлагают упростить ЕГЭ. Лично я считаю, что это не правильно. Я бы скорее наоборот, добавил бы сложных заданий. Вот не считаю я правильным, когда как в этом году, тысяча учеников получили 100 баллов за профильный ЕГЭ по математике. Я считаю, что это неоправданно много. тех, кто получает высокие баллы, тоже нужно дифференцировать. Я считаю, что оправданной будет сложность, при которой на страну будет 20 стобалльников по математике.
Хотя и эта проблема отчасти решится, если сделать структуру ЕГЭ менее предсказуемой.