Российские банки будут платить увеличенные штрафы за обман граждан. Соответствующая норма готовится для внесения на рассмотрение Госдуме. Об этом стало известно от Михаила Мамуты, возглавляющего службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Предполагается, что нарушители будут платить штраф в размере 0,1% от капитала. В 2024 г. может состояться принятие закона. В этом случае он вступит в силу в 2025 г. Тогда штрафы нарушителей могут достигать миллиардов. Эксперты рассказали, будет ли мера эффективной.
Когда банки начнут платить повышенные штрафы
По мнению Михаила Мамуты, штрафы для недобросовестных банков должны быть повышены в разы, чтобы те столкнулись с ощутимыми последствиями.
Предполагается, что размер штрафа составил 0,1% от капитала. Эльвира Набиуллина, возглавляющая Центробанк, предлагала установить плату в 1% за обман потребителей, если компания пренебрегла предупреждениями регулятора и продолжила недобросовестную практику.
Это ощутимые траты для банка. Новые меры могут существенно сократить количество случаев мисселинга, ведь крупные банки вынуждены будут платить от нескольких сотен млн до нескольких млрд.
Сейчас с банков взыскивают небольшие суммы. Если банк занимается мисселингом, он зарабатывает в разы больше, чем платит штрафов. Этот доход полностью компенсирует ограничения Центробанка.
Однако в результате активной работы с потребителями количество жалоб сократилось. Участники рынка сокращают недобросовестную практику, следуя вступившему в силу закону о потребительском кредитовании.
С начала 2024 г. кредитные компании должны полностью раскрывать заемщику стоимость кредита и предоставлять ему свободное право отказаться от дополнительных услуг. Также клиент может передумать приобретать услугу и отказаться от нее в течение 30 дней после подписания договора.
Недобросовестная практика банков
Чаще всего жалобы от потребителей поступают на навязанные платные услуги, например, страховку. Сотрудники компании настойчиво убеждают клиента в том, что ему не обойтись без дополнительных опций, иногда вводят в заблуждение.
Кредитные компании могут обманывать и по-другому. Например, включать в договор пункты, противоречащие законодательству. К таким ситуациям регулятор относится особенно серьезно. Еще банки продают инвестиционные продукты, маскируя их под вклады, озвучивают клиентам несуществующие проценты по кредитам, незаконно делают запросы в БКИ.
Единственная мера, способная пресечь такую практику - введение повышенных штрафов. Однако 1% - это слишком много. Возможно, закон должен ограничить максимальную сумму штрафа.