Режиссер – постановщик - Лера Суркова.
«Я хочу поговорить с Ивановом», - как заведенный повторяет доктор Адлер (актер Олег Меньшиков), желая во что бы то ни стало восстановить целостность души Ивана (актер Евгений Ткачук) внутри которого проживает аж 8 других личностей. Один из них - главный идеолог - Пастор, который и разрешает Ивану «кровь по совести» своего отца и других случайно подвернувшихся людей.
По ходу психологических сессий психиатр меняется местами с больным, обнаруживая и у себя другие личности. У доктора получается восстановить только Витька, который в итоге режет себе вены и умирает.
Почему всегда Витек? Вот и в «Собачьем сердце» из милого пса получился Шариков. Видимо, любые попытки извне собрать личность оканчиваются созданием «гомункула». Сам Адлер после смерти Ивана открывает в себе своего Пастора, скорее всего потому, что Ивана-то он не спас. А, может, долго глядел в бездну.
О чем же эта история?
Мне лично все это напомнило роман «Братья Карамазовы». Главный идеолог преступления - убийства отца - Иван, тоже посчитал, что ему пора самому вершить справедливость, поскольку Бог не выполняет эту функцию. Иван духовно болен, следствием чего становится его раздвоение и явление черта. Здесь чертей побольше. Как ни как, мы живем в эпоху психоанализа. Да и доктор Адлер, в своей речи адресуясь к широкой аудитории, сообщает, что нас у Бога уже восемь миллиардов, то есть зачем же так много! В его голове, уже нездоровой, ответ мог бы звучать в духе М. Жванецкого: «Тут один выход, Григорий. Нас должно меньше быть».
В рецензиях на спектакль в основном пишут о том, что эта постановка - «попытка разобраться в составе феномена диссоциативного расстройства личности» или о виртуозной игре Ткачука. Спорят, кто ведет игру лучше: Ткачук или Меньшиков?
С моей точки зрения, если смотреть на эту историю только как на историю больного и врача, это значит ее упрощать. Все-таки их разговор начинается словами Ивана: «Я смотрю на рыбу, и рыба смотрит на меня». Образ рыбы в христианстве - это образ Христа. То есть вопрос о душе рассматривается в пьесе в более широком контексте.
Упоминается и река Иордан - место крещения Христа. В спектакле есть прямые цитаты из романа Достоевского про «тварь дрожащую» и «про бессмертную душу», так что комната Адлера метафорически обозначает душу человека, в которой, по Карлу Густаву Юнгу, много ящичков, ключ от которых может внезапно потеряться.
Я пришла к выводу, что в поисках Ивана психиатр упустил самую важную вещь, поэтому-то они так легко менялись местами: человеку нужна защита, а лучшая опора - это вера. Для доктора метафора рыбы так и осталась нераскрытой! Он освободил Ивана от Пастора и оставил Витьком с бутылкой пива.
Его заключительная речь становится страшным откровением! И весь спектакль посылает невеселый massage.
Если Вам интересны вопросы психики, и Вы поклонник Ткачука и Меньшикова, идите обязательно!