Роботы уже близко! Ну, не совсем, но перспектива использования ИИ - искусственного интеллекта в как второго пилота вызвала оживленные дебаты в отрасли. Станет ли ИИ союзником, повышающим безопасность и эффективность, или врагом, угрожающим рабочим местам пилотов и потенциально ставящим под угрозу безопасность? Мнение на FlightGlobal
Искусственный интеллект обещает произвести революцию в кабине пилотов. Представьте себе неутомимого напарника, беспрерывно отслеживающего огромные объемы данных, доступных в полете: от показаний двигателя и метеорологического радара до обновлений системы управления воздушным движением.
Предоставление в режиме реального времени углубленной картины полета и его окружения – как непосредственно, так и дистанционно – изменит правила игры, значительно повысив ситуационную осведомленность, особенно в сложных условиях.
Автономные системы также могут значительно облегчить рабочую нагрузку пилотов, взяв на себя рутинные задачи и освободив пилотам возможность сосредоточиться на принятии решений и безопасности пассажиров. Это приводит к снижению утомляемости экипажа, что является важным фактором в управлении рисками для безопасности полетов.
Но полезность ИИ как второго пилота потенциально выходит за рамки простого мониторинга данных и автоматизации задач: огромные наборы данных можно проанализировать, чтобы предложить оптимальные варианты действий.
Например, система, управляемая ИИ, может рекомендовать альтернативные маршруты посадки из-за сложных погодных условий или предлагать более экономичные траектории полета, давая пилотам возможность принимать обоснованные решения, особенно в условиях стресса или в сценариях, критичных по времени.
Ключ к успешной интеграции ИИ как второго пилота будет заключаться в создании среды сотрудничества, а не конкуренции. Синергия – в этом замысел. Речь идет об увеличении, а не замене: в конце концов, человеческое суждение и опыт остаются незаменимыми.
Пилоты сохранят полный контроль, принимая важные решения на основе знаний ИИ и информации в реальном времени. Четкие протоколы связи и определенные роли необходимы для непрерывной командной работы, обеспечивая максимальное использование сильных сторон обоих интеллектов — человеческого и искусственного.
Тем не менее, серьезную озабоченность вызывает возможность сокращения пилотов. Однако отрасль вряд ли станет свидетелем массового исхода. ИИ как вторые пилоты с большей вероятностью создадут новые возможности – возможно, рабочие места с разной квалификацией – для летных экипажей, которые смогут эффективно сотрудничать с этими системами.
Также сохраняются опасения по поводу чрезмерной зависимости от систем ИИ. Аварии с участием беспилотных автомобилей часто происходят на стыке управления человеком и машиной и их взаимодействия.
Пилоты должны поддерживать навыки ручного управления полетами и самостоятельного принятия решений. Регулярное обучение на тренажере и четкие протоколы переключения между ручным полетом и полетом с помощью ИИ имеют решающее значение для снижения этого риска.
В то время как страх перед тем, что контроль над полетом возьмет на себя ИИ-преступник, может стать темой для блокбастеров, настоящие этические проблемы, связанные со ИИ-вторыми пилотами, лежат в более тонких областях, таких как необъективность данных.
Если мы представим ИИ, обученный на исторических данных о полетах, в которых в основном участвуют опытные пилоты-мужчины, этот набор данных может недооценивать навыки и принятие решений женщин-пилотов или пилотов с разным опытом. Эти пристрастные данные обучения могут затем привести к искаженным рекомендациям ИИ, что представляет потенциальную угрозу безопасности.
Поддержание прозрачности на протяжении всего процесса разработки будет иметь жизненно важное значение для того, чтобы пилоты считали систему с ИИ заслуживающей доверия и надежной. Также необходимо решить проблемы конфиденциальности, связанные со сбором данных о летных качествах пилотов.
Эти проблемы не являются препятствием в этом деле — это проблемы, которые необходимо преодолеть, и они помогут сделать так, чтобы ИИ-вторые пилоты стали ценными партнерами, а не просто мощными инструментами.
Принимая инновации и одновременно учитывая этические соображения, мы можем гарантировать, что люди и ИИ будут работать вместе, чтобы создать будущее для безопасных и эффективных авиаперелетов и замечательных впечатлений от них.
Источник: FlightGlobal
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале