Найти тему
Моторный Перфоманс

Россию ждёт резкое повышение утильсбора. Эксперты рассказали о последствиях

Оглавление
   Elena Mayorova/Globallookpress
Elena Mayorova/Globallookpress

Специалисты объяснили, для чего в нашей стране собираются повышать утильсбор для машин.

С 1 октября в России намереваются увеличить утилизационный сбор на автомобили. Скачок будет существенный - суммы вырастут сразу на 70-85%. При этом в последующем сбор собираются ещё и индексировать на 10-20% в ежегодном формате, вплоть до 2030 года.

Зачем нужно повышение

По словам основателя российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александра Стрельникова, такое решение власти приняли сразу по нескольким причинам. Во-первых, правительство стремится поддержать отечественных автопроизводителей. Во-вторых, нужно пополнить госбюджет. В-третьих, высокие сборы на импорт могут мотивировать иностранный автопром к открытию производств в России.

При этом, указал Стрельников, повышение утильсбора говорит о приоритете государственных интересов над интересами потребителей.

Рассказал эксперт и о том, что наибольшее повышение затронет нелокализованные в России иномарки (особенно с объёмом двигателя от 1 до 2 литров). "Самое значительное увеличение утильсбора ждёт легковые автомобили. Грузовики и автобусы также попадут под индексацию, хотя и в меньшей степени", - цитирует Александра Стрельникова РИАМО.

А вот локализованные в нашей стране иномарки (как и отечественные авто) повышение утильсбора затронет в меньшей степени.

   Фото: Svetlana Vozmilova/Globallookpress
Фото: Svetlana Vozmilova/Globallookpress

Сколько придётся платить

При этом конкретные ставки могут варьироваться в зависимости от категории и характеристик машин.

"Для моделей с объёмом мотора до 2 литров размер утильсбора с 1 октября 2024 года составит 556,2 тысячи и 963,8 тысячи рублей (сейчас 300,6 тысячи и 528,8 тысячи рублей). В 2025 году он вырастет до 667,4 тысячи и 1,174 миллиона рублей, а к 2030-му поднимется до 1,174 миллиона и 2,062 миллиона рублей, - перечисляют в материале. - На автомобили, оснащённые ДВС объёмом 2-3 литра, утильсбор сейчас составляет 844,8 тысячи рублей и 1,28 миллиона рублей. В октябре он увеличится до 1,562 миллиона и 2,362 миллиона рублей, с января 2025 года составит 1,875 миллиона и 2,839 миллиона рублей, а с 2030 года - 3,295 миллиона и 4,988 миллиона рублей соответственно".

По подсчётам специалистов, заметнее всего вырастут ставки на транспорт с моторами большого объёма. Если сейчас на модели с двигателями 3-3,5 литра данный налог составляет 970 тысячи и 1,485 миллиона рублей, то с октября придется заплатить 1,794 млн и 2,747 млн рублей. В 2025 году ставка вырастет ещё больше - до 2,153 млн и 3,297 млн, а в 2030-м - до 3,783 млн и 5,792 млн.

Если же объём двигателя превышает 3,5 литра, то ставки утильсбора для новых авто вырастут с нынешних 1,235 миллиона рублей до 2,285 млн. Для авто старше трёх лет - с 1,623 до 3,004 млн рублей. С 2025 года сбор для таких машин составит уже 2,742 и 3,605 млн, а с 2030-го - 4,818 и 6,333 млн рублей.

   Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Что говорят эксперты

По словам того же Стрельникова, повышение сбора способно частично защитить отечественных автопроизводителей от экспансии иностранных машин. Однако есть но. "Эта мера может предоставить лишь краткосрочную защиту, но не решит фундаментальных проблем конкурентоспособности отечественного автопрома. Для долгосрочного успеха необходимы инвестиции в НИОКР, повышение качества и эффективности производства", - подчеркнул он.

При этом гендиректор компании "БериАвто" Ислам Альсултанов считает, что повышение утильсбора не стимулирует развитие отечественного производства. "Экспансия иностранных автомобилей в России продолжится в ближайшие несколько лет, так как китайские бренды занимают свободную нишу на рынке", - указал он.

К тому же могут возникнуть и негативные последствия нововведения. Так, рост сбора способен вызвать ответные действия других стран. А это уже навредит экспорту русских автомобилей. Кроме того, защита от конкуренции может снизить стимулы для улучшения качества и внедрения новых технологий в отечественном автопроме.

"Ограничение выбора и повышение цен могут негативно сказаться на потребительском спросе; чрезмерный протекционизм может привести к снижению конкурентоспособности отечественного автопрома на глобальном рынке", - добавляет РИАМО.

При этом ожидается повышение спроса на автомобили вторичного рынка.

"Покупатели будут продолжать эксплуатировать машины более раннего выпуска и осознанно брать на себя расходы по сервисному обслуживанию", - пояснил директор по развитию сети авторемонтных мастерских "КарданБаланс" Александр Приходько.

А Альсултанов добавил, что повышение сбора приведет к общему падению уровня продаж на русском рынке, ибо покупатели не заинтересованы в потенциальном росте цен. В то же время доля отечественных авто вырастет всего на несколько процентов, ведь пока наши компании проигрывают конкуренцию китайским брендам.