Татьяна Свидунович, первый вице-президент, и Алексей Голубинцев, зам. начальника департамента банковских процессов Газпромбанка, рассказывают, зачем в штат банка «зачислили» свыше 200 серверных роботов и около 1500 роботов-помощников, какие функции на них возложили, как добиваются их окупаемости и какого эффекта уже удалось достичь.
— Каковы были основные аргументы в пользу развития роботизации в банке?
Т. Свидунович: Инициатором внедрения роботизации в Газпромбанке было подразделение, занимающееся оптимизацией банковских процессов. Основная цель — уменьшение времени и ресурсов, затрачиваемых сотрудниками на повседневные, рутинные задачи. Исследуя различные инструменты, способные оптимизировать рабочие процессы, мы обратили внимание на платформу роботизации и убедились в её преимуществах. Эти преимущества включают в себя лёгкость внедрения, минимальную зависимость от ИТ-поддержки и быстрое достижение положительных результатов.
Проект стартовал в 2018 году, когда рынок России только начал изучать возможности, предоставляемые роботизацией. Мы оказались среди первопроходцев в этой области. Согласно теории жизненного цикла технологий, обычно интерес к новым технологиям сохраняется несколько лет, а затем затухает, но в данном случае проект по роботизации в банке успешно развивается уже седьмой год. В числе основных аргументов, которые убедили руководство банка в целесообразности роботизации, были следующие:
• стоимость лицензий для использования платформы роботизации оказалась комфортной для банковских институтов, что сыграло важную роль при принятии решения;
• лёгкая интеграция платформы в существующий ИТ-ландшафт банка позволила избежать сложностей и конфликтов при внедрении;
• есть возможность параллельного развития роботизации с другими стратегиями автоматизации в банке, что создаёт гармоничное взаимодействие между различными инновационными направлениями.
Кроме того, для создания роботов не требуется глубокое знание языков программирования <...>
— Как вы находите и выбираете процессы для роботизации?
Т. Свидунович: Инициатива по внедрению роботизации процессов в банке исходит непосредственно от его сотрудников. Каждый из них с радостью готов передать рутинные задачи роботам. Как только одно подразделение делится успешным опытом внедрения роботов, это становится примером и запросы на автоматизацию начинают поступать от других подразделений банка.
Для того чтобы определить, какие процессы и операции подлежат роботизации, в банке разработан чек-лист, похожий на медицинский чекап. В нём содержатся вопросы <...>
— Как вы нивелируете риски некорректной работы самостоятельно созданных сотрудниками роботов?
А. Голубинцев: Сначала поясню, что в банке есть две группы роботов:
— серверные, или промышленные, которые разрабатываются специалистами Центра роботизации и которые проходят полный цикл аналитики, разработки, тестирования и постановки на сопровождение, с конкретными KPI, SLA по стабильности работы и пр. В случае «падения» такого робота могут пострадать критически важные бизнес-процессы;
— локальные, разрабатываемые сотрудниками для решения своих рутинных задач. Они запускаются непосредственно сотрудником на его компьютере или VDI-машине (Virtual Desktop Interface).
Мы изначально решили — хотя этот подход может показаться спорным, — что ответственность за таких роботов лежит на сотрудниках...
Продолжение читайте на https://futurebanking.ru/post/4078