Он снимает на видео заброшенные деревни, собирает модели кораблей и автомобилей и мечтает создать музей советского прошлого
Гена Еретнов – не первый парень на селе, и, конечно, не первый в городе. Он даже не всем известный блогер, чьи ролики собирают миллионы просмотров и приносят ему баснословные деньги. Если хотите, Гена – блогер нормального человека, последний романтик деревни. На его канале на YouTube «Прошлое в кадре»размещены десятки видеороликов, где автослесарь из Сатки рассказывает про заброшенные сёлаЧелябинской области и соседней Башкирии.Эти бесхитростные кадры, проникнутые большой любовью к тому, что зовётся малой родиной, встречают горячий отклик у местных жителей: люди обсуждают, спорят, подсказывают новые точки на карте для съёмок.
Детство на 12-м километре
Геннадий до мозга костей деревенский житель. Хоть и живёт почти с рождения в городе, работает в автомастерской. Ему 35 лет.Женат. Жену зовут Наталья, сынишку – Степан, мальчугану шесть лет.Еретновы ожидают вскоре рождения второго ребёнка. С супругой Гена знаком с детства. «Я однолюб. Если полюбил, то один раз– и на всю жизнь, – так он говорит. – Наташа во всём меня поддерживает. На съёмки со мной ездит. Недавно книгу подарила по судомоделизму».
Собирать своими руками модели кораблей, прилаживать к ним паруса– ещё одна Генина страсть. Он в детстве любил роман Стивенсона «Остров сокровищ», мечтал отправиться в кругосветное путешествие на какой-нибудь шхуне. И вместе с отцом мастерил из дерева модели парусников. Подшивка журналов «Юный техник» была им в помощь.Но дело происходило не на берегу моря, а в крошечной уральской деревеньке со странным названием Разъезд 12-й километр. Название говорит само за себя: примерно в 10 километрах от Сатки (и в двенадцати километрах от Бердяуша) находится этот забытый людьми населённый пункт, где жили когда-то семьи смотрителей железной дороги. Почитай, все родные Геннадия там жили: дедушка, бабушка, прабабушка и прадедушка по материнской линии. А сейчас живут родители – Анатолий Геннадьевич и Лариса Петровна.
Генкино детство тоже прошло на 12-м километре. Хотя, когда он родился, папа с мамой уже построили квартиру в МЖК на Западном, где он сейчас и живёт со своей семьёй. Но то – город, а совсем другое дело – деревня, где он был по-настоящему счастлив.
– Понимаете, ничего не помню из детства: ни как в садик ходил, ни как в школу. А вот как прабабушка Таня умерла – помню. И как я тихонько сидел рядом с ней, глядел на мерцание свечей и думал: «И почему это бабушка решила сегодня лечь спать прямо на столе в большой комнате?» Мне пять лет тогда было, я очень её любил, всегда забирался к ней под бочок и слушал её рассказы про то, как жили люди в старину, какие поезда ходили через наш разъезд, – делится сокровенным Геннадий. – Помню соседок с улицы – бабу Нюру, тётю Симу… У бабы Нюры былтакой особенный старорусский говор, она как будто из другого мира пришла, очень набожная женщина.
А ещё детская память сохранила ночную трель телефонного звонка в комнатушке барака, где маленький Генка ночевал у бабушки Лиды и деда Петра. Бабушка наклонялась над ним, спящим, говорила: «Гена, вставай, одевайся». Надо было подниматься среди ночи, закутываться потеплее и идти сквозь метель на станцию. Пётр Максимович Могузев был бригадиром, а его жена, Лидия Григорьевна,работала монтёром пути. Если ночью задуло бураном стрелки на железнодорожных путях – дедушка с бабушкой шли их расчищать с помощью какой-то штуковины, которая выдавала струю воздуха. И Генка, конечно, шагал рядом, всё просил деда дать ему в руки эту штуку.
– Помню ещё, как отец сделал мне маленькие грабли и косу, стал брать меня с собой на покос. Сколько лет мне было? Шесть, наверное.А косили тогда мужики, вставши в рядок. И вот отец ставит меня перед собой, а не в конце рядка. Когда ты стоишь в конце, ты можешь схалтурить, а когда позади тебя идёт отец с косой и приговаривает: «Я сейчас тебе ноги полосну, не останавливайся!», то ты привыкаешь работать в полную силу,– вспоминает Геннадий.
Недавно он снял видеоролик про деревню своего детства и выложил на своём канале «Прошлое в кадре». Фильм пронизан ностальгией по прошлому веку, с которым Геннадия связывают только тёплые воспоминания.В фильме он достаёт фотографии своих предков, живших когда-то на 12-м километре,и воскрешает из памяти их имена. Чёрно-белые фото совершенно по-новому раскрывают историю небольшого населённого пункта – через историю одной семьи.
Канал Геннадия Еретнова на YouTube «Прошлое в кадре» https://www.youtube.com/@LostWorldSatka
Блогер нормального человека
– Всё началось со съёмок кинотеатра «Спутник» в Сатке в 2022 году. Я ездил мимо почти разрушенного здания на работу, понимал, что его вот-вот снесут, не останется ничего, кроме памяти людей об этом месте, – рассказывает Геннадий.– Разместил ролик на своём канале – и сразу получил отклик. Кто-то вспомнил, какие фильмы смотрел в этом кинотеатре. Я понял, что людям, в том числе молодым, интересно прикоснуться к истории конкретной деревни, села, объекта культуры.
Следующий ролик Гена снял про разрушенный саткинский кинотеатр «Металлург».Потом взял камеру и поехал в Бакал, Рудничный, Иркускан, бродил по руинам бывшего поселкового клуба. Люди начали писать в комментариях: «Я там жил в таком-то году», стали вспоминать прошлую жизнь. А потом мужчина с женой и сыном отправился по таким местам, о существовании которых многие только догадываются.
– Я искал заброшенные объекты, детские сады, школы, дома местных жителей. Таких очень много в Башкирии. Например, в деревне Идрисово мы зашли в школу и в детский сад: там игрушки валяются на полу, книги, плакаты советского времени, а на подиумах стоят поделки ребятишек. Как будто ещё вчера там за партами сидели дети. Но нет, школа закрылась в 90-е, – объясняет немодный блогер. – Ещё в Башкирии практически в каждой деревне есть ухоженные скверы Славы. В селе Насибаш Салаватского района я просто не мог сдержать слёзы в кадре, когда узнал, что все фотографии на постаменте в память о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны, – подлинные, из альбомов местных жителей. У меня просто засосало под ложечкой: ведь такие памятники должны быть в каждой деревне! И в моей – тоже.Кстати, село Насибаш – родина поэта Михаила Львова, который написал слова песен«Поклонимся великим тем годам»и «Горячий снег».
«Здравствуй, дом! Я посмотреть, я не навредить», – говорит Геннадий, заходя в заброшенные дома. Он бережно прикасается к старым вещам, оставленным бывшими хозяевами, как будто боится неосторожно изменить ход истории. Помнитетого охотника из рассказа РэяБрэдбери «И грянул гром», который отправился на сафари в мезозойскую эру и случайно наступил там на бабочку?
А ещё Геннадий Еретнов – потрясающий рассказчик и собеседник. Он так искренне, по-детски, удивляется красоте мест, куда приезжает на съёмки своих видеороликов, примечает такие детали, что заметны только деревенскому жителю – конную повозку вдалеке, гнездо птицы, спрятанное в кустах в огороде дома. В его последних фильмах появляются удивительные герои, к примеру, последний житель некогда большой деревни, который в 90 лет ездит на автомобиле, держит пчёл, разводит форель.
Мечта размером с дом
В арсенале начинающего видеоблогера – обычный мобильный телефон и минимум оборудования для съёмки и монтажа: микрофон-петличка, стабилизатор, специальная программа в компьютере. Геннадий не ставит себе цель стать профессиональным кинодокументалистом. Всё, что он снимает и выкладывает на своём канале, не приносит ему дохода. Может быть, конечно, найдётся какой-то рекламодатель, который оплатит его экспедиции по заброшенным местам Урала. А пока он сам себе спонсор и сам себе режиссёр, которому просто интересно, как жили и живут люди в деревнях.
Он мог бы также зарабатывать на жизнь, продавая модели своих кораблей. Или продав большую коллекцию моделей старых советских автомобилей (их он тоже начал собирать из отдельных деталей ещё в детстве). Но нет, рассуждает мужчина, как только занятие для души превратится в бизнес, тут и делу конец.
А мечтает Геннадий купить в своей деревне старенький заброшенный дом и воссоздать в нём атмосферу 50-х – 60-х годов прошлого века – открыть мини-музей советского быта. Что-то подобное уже воплощает в Юрюзани семья Розенбергов. И он намерен вскоре съездить в гости к этим людям.
– Нам надо сохранять то, что осталось от малых населённых пунктов, возможно, возрождать их, – говорит блогер-деревенщик. – Понятно, что на селе работы нет, молодёжь оттуда уезжает. Но я твёрдо верю: деревня начнёт возрождаться, мы будем жить и работать на земле. А иначе как воспитывать детей, как привить им трудолюбие и любовь к Родине?
Подготовила Светлана Кулагина
Фото: из личного архива Геннадия Еретнова