Найти тему
Чудесные истории

Мозаичный пол с головой Медузы, Рим, Италия, 115–150 гг. н.э.

Эта мозаика первоначально украшала пол виллы в одной из двух смежных комнат (обе с похожими мозаиками), обнаруженными на улице Эмануэле Филиберто в Риме.

Мозаика, 270.5 × 270.5 см, Рим, Италия, 115–150 гг. н.э.
Мозаика, 270.5 × 270.5 см, Рим, Италия, 115–150 гг. н.э.

Красочный женский бюст — единственная полихромная деталь этой чёрно-белой мозаики.

Змеи на шее и змеевидные пряди волос идентифицируют её как Медузу Горгону.

Бюст окружает сложный геометрический узор: концентрические полосы чередующихся черно-белых треугольников уменьшаются в размерах по спирали к центру, создавая оптическую иллюзию вращающегося движения.

Этот дизайн также интерпретируется как чешуйчатый щит, отсылка к эгиде Афины — чешуйчатой ​​мантии, украшенной головой Медузы.

Фото с сайта ar.culture.ru
Фото с сайта ar.culture.ru

В греческой мифологии Медуза Горгона была грозным чудовищем, своим взглядом обращавшим зрителей в камень.

Когда она была наконец убита – обезглавлена ​​героем Персеем – её ужасная голова была подарена богине-покровительнице Персея Афине.

-3

Голова горгоны была популярным атрибутом греческого искусства, поскольку считалось, что ее устрашающий вид защищает от зла.

В римский же период Медузу стали делать более привлекательной; временами её даже изображали в образе красивой женщины. Поэтому изображение Горгоны часто выполняло лишь декоративную функцию в оформлении интерьеров, появляясь, например, на домашней утвари и настенных росписях, но при этом продолжало рассматриваться как защитный символ.