Одним из самых распространенных и узнаваемых паровозов советской эпохи был локомотив серии СО - Серго Орджоникидзе. Давайте подробнее рассмотрим историю создания этой легендарной машины.
Эскизный проект локомотива был разработан в 1933 году в Институте реконструкции тяги НКПС. Автором проекта был инженер Иван Егорович Герман. Детальную разработку проекта и рабочие чертежи паровоза Серго Орджоникидзе выполнил коллектив конструкторов Харьковского паровозостроительного завода под руководством П.М. Шаройко. Для разработки нового советского паровоза, получившего серию СО17, конструкторы Харьковского паровозостроительного завода использовали практически без изменений проверенную экипажную часть паровоза серии ЭМ. Однако к ней была добавлена бегунковая тележка, аналогичная применяемой на паровозах серии ФД.
Такое конструктивное решение позволило установить на новом локомотиве гораздо более мощный паровой котел по сравнению с паровозом серии ЭМ. В результате этого существенно улучшились тяговые характеристики нового детища Харьковского завода. Первый паровоз серии СО17 был построен в ноябре 1934 года. Согласно традиции того времени, ему присвоили название в честь народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Цифра 17 в обозначении серии указывала на осевую нагрузку локомотива. При испытаниях выяснилось, что паровоз Серго Орджоникидзе способен развивать максимальную мощность до 2000 лошадиных сил. Таким образом, новая машина оказалась более чем в полтора раза мощнее своего предшественника - паровоза серии ЭМ.
Во время Великой Отечественной войны некоторые паровозы серии СО использовались в особых колоннах резерва НКПС и обслуживали фронтовые железные дороги. Паровозы СО17-12 и СО17-1613 доставляли поезда до Берлина. В честь железнодорожников, работавших на этих паровозах в военные годы, их установили на постаменты: СО17-12 в 1975 году на станции Тихорецкая, а СО17-1613 в 1974 году в Днепропетровске. Первые паровозы, выпущенные в Улан-Удэ и Красноярске, СО17-1501 и СО17-1600, также были установлены как памятники. Паровозы-памятники СО17-2874 стоят в Кандалакше, а СО17-2873 — в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!