Создавала эту статью для желающих стать коучем чтобы сверить внутреннее ощущение и действительность помогающей профессии. Также буду благодарна за ваше мнение.
Далее я поделюсь инструментами работы с клиентами которые сама лично очень часто использую в своей практике и они прекрасно работают другим.
Все инструменты проверены не раз и с разным уровнем скептицизма людей. Навык диагностики важен как для клиента так и для самого специалиста помогающей профессии, поэтому все то что я буду давать можно смело применять к самодиагностике. Однако стоит в самом начале обговорить правило, которое очень важно для развитие экспертности это честный разговор с собой и умение не перекладывать, а брать ответственность на себя. Поэтому если вдруг вы начинаете сопротивляться что это все ерунда и у вас нет никаких проблем, это как раз таки тревожный звонок того, что пора провести саморефлексию или обратится к супервизору, для разбора и помощи.
Как понять какой инструмент подходит клиенту?
Бывает так, что эксперт выбирает тот инструмент который на его взгляд универсален и подходит большему количеству людей. И складывает его в свой чемоданчик помощи людям и на основании данного упражнения строят свою консультацию. Я лично считаю что все люди разные и всех под одну гребенку просто невозможно грести. Я поделюсь своим личным опытом. Я создала систему наставничества, писала ее несколько месяцев, досконально прорабатывала и вспоминала все то что помогло мне на моем пути. И спустя время родилась моя «идеальная система» состоящая из 4 недель. Но каково было мое удивление, что одному подошла это система ровно на половину, кому-то зашла треть, а один клиент сказал, что «детский сад» и ушел. Я не понимала в чем причина, ведь мне же помогло, значит и другим тоже поможет! Вывод оказался прост, мы все разные и невозможно в индивидуальной работе четко следовать намеченному плану, потому что происходят различные коррективы и ситуации у всех разные, так же как и уровень осознанности и развития. Поэтому здесь важно пополнять свою копилку упражнений и техник чтобы подбирать именно под запрос клиента. Есть несколько правил которыми я руководствуюсь при подборе для клиента. Вот они.
1. Готовность к честному диалогу. Если клиент с порога вам начинает рассказывать о сложностях, проблемах и вываливает сразу и в моменте. Тут начинающих специалистов может это конечно напугать, а опытный поймет что работать с внутренним сопротивлением и психологическими блоками уже не нужно, человек уже готов идти в работу или просто манипулирует жалостью. Как понять манипулятора? Если вы предлагаете решение и он отвергает его тут же, вы предлагаете новое упражнение и это ему не подходит, возможно в жизни вы даже решали бы вопрос за клиента и после решения одной проблемы у него тут же рисуется другая проблема. Такому человеку можно помогать вечно, но радости у него не прибавится. Поэтому оставляем манипулятора в «яме страданий» до тех пор пока он сам не захочет выйти оттуда и не тратьте на таких людей время. Просто корректно обозначьте, что ваши методики бессильны перед масштабами трагедии этого человека и если он готов будет вкладываться в решение проблем, то вы ему поможете. Те же кто готов идти в работу и пришел к вам ради этого то это прекрасный клиент. С таким очень многие инструменты отлично сработают.
2. Ответственность. Важно на самой первой встрече договориться о том что результат за изменения лежит на вас обоих. Вы как человек направляющий и дающий упражнения, а клиент стремится решить запрос без перекладывания ответственности на вас или ваши упражнения. Потому что исходя из опыта знаю много людей которые покупали книги, курсы, шли в работу к помогающему специалисту и просто имтировали бурную деятельность не применяя абсолютно знания на практике. Так однажды у меня случился диалог со знакомым, который сказал что купил книгу которую я ему рекомендовала и я спросила его мнение о книге, он ответил, что прост ее купил, но не читал. Это же просто модно иметь популярную литературу. Я называю это поиск волшебной пилюли, когда человек мечтает отдать деньги и чтобы за него решили проблему, так может быть только в том случае если вы владелец бизнеса и выходите из операционной деятельности и ставите управленца во главе в идеале конечно выращенного лично вами и схожим с вашими ценностями.
3. Гибкость. Готовность к изменениям и способность подстраиваться под ситуацию, изменения которые происходят вокруг это очень важное качество людей. Я сразу определяю на этапе диагностики гибкость челоека задавая вопросы про события и как бы он их решил, если он идет в проблему и старается найти еще и креативный способ, тогда человек быстро пойдет к цели, если же не видит выхода, или применяет стандартные инструменты которые не работают здесь вы должны понимать, что стоит прибегать к консервативным методам и ненавязчиво помогать развивать креативность мышления для помощи формирования гибкости. Ведь она пригождается как в личной жизни, так и в бизнесе.
Таким образом ориентируясь на эти три момента вы можете подобрать инструмент диагностики исходя из данных которые вы соберете на диагностике. Помните, что всегда можно попробовать разные варианты и важно расширять ваш «чемоданчик» упражнений и техник. Повышение квалификации это всегда плюс к вашему чеку и экспертности.
В какой момент идти на супервизию и кто этот человек?
Кто такой супервизор?
Это человек которые повышает вашу действующую квалификацию за счет помощи другому специалиста исходя из своего опыта и знаний. Проще говоря это человек который помогает посмотреть на кейс с другой стороны и помогает вам найти решение которое так необходимо чтобы вы проработали ситуацию и остались довольны результатом.
Признаки что эксперту пора на супервизию:
1. Я лучше знаю, что нужно клиенту. Или что-то в духе что все вокруг не достаточны умны и просто не способны понять моих методов работы. Такие мысли были и у меня. Когда я не могла подружиться со своим ЭГО и считала себя звездой и очень умной женщиной. Однако когда мы не в ладу со своим внутренним «Я» могу пострадать ни в чем не повинные люди, это тот момент когда корона начинает царапать потолок. Почему так получается? Потому что вышли на новый уровень и так сильно горды собой и хотим признания. Это про привлечение внимание со стороны и повышения чувства собственной значимости. Я конечно могу здесь и сейчас сказать что мы все уникальны и ценны каждый по-своему, но многие просто в это не поверят и пойдут доказывать миру свою крутизну. Так было и у меня, похвалите меня, вечно спрашивала совета и раздавала свои без надобности. Еще один маркер ЭГО которое нужно успокоить это как раз таки советы. Поэтому если вдруг вы осознали, что круче вас практически никого нет это звонок что пора к супрвизору или к психологу.
2. Не знаете как помочь клиенту. Бывают такие ситуации, что просто не представляете чем вы можете помочь. Кстати отправить клиента к психологу или наставнику это тоже классное решение, однако если ваше внутреннее «Я» не в гармонии, то врядли это может прийти в голову, я например считала что я все умею и все могу и никто из других специалистов не нужен. Возможно это первый случай в вашей практике, или у вас недостаточно инструментария для помощи и диагностики текущего состояния клиента, тогда это тоже прямой путь.
3. Давно не ходили на супервизию. Общаться с умными людьми это полезно в любом контексте. Даже когда я знаю уже тему и понимаю что нового я вряд ли что-то получу, то я понимаю что там могут быть мои единомышленники и интересные люди у которых я смогу чему-то научиться. Супервизор это как ра таки тот человек который имеет достаточное количество опыта и может вам помочь в расширении кругозора и выходе на более профессиональный уровень. Регулярность она помогает быстрее развиваться как эксперт и позволяет увидеть кейс с абсолютно другой стороны. Опытный супервизор прекрасно наводит на нестандартные решения и после общения приходят интересные инсайты.
Таким образом очень важно ходить регулярно к более опытному специалисту для развития и роста. Одна голова хорошо, а две лучше, не всегда мы можем увидеть что у нас находится на спине, верно? А другой человек поможет.
Коллеги, коучи согласны или есть то что не подходит вам?
#коучинг #тренерботан #обучение #саморазвитие #самооценка #коуч #гармония