Найти тему

Домашняя работа для детей с РАС: о чем нужно помнить педагогам и родителям

Заставить детей выполнить домашнюю работу может быть проблемой в любой семье. Сделать это еще сложнее, если ребенок с трудом справляется с заданиями самостоятельно.

Проблемы с домашними заданиями могут вызывать вопросы как у родителей, так и у специалистов. Например, какую помощь может оказать своему ребенку родитель, при этом не отнимая у него самостоятельности в выполнении заданий? Зачем ребенку вообще нужно домашнее задание и действительно ли нужен такой большой объем? Какова роль учителя в процессе выполнения домашнего задания?

🙋🏻‍♀ В этом посте постараемся ответить на самые распространенные вопросы о домашних заданиях.

1. В чем смысл домашнего задания?

Когда ваш ребенок с трудом справляется с домашним заданием, естественно, возникает вопрос, действительно ли эти задания необходимы. Этот вопрос часто обсуждают родители и учителя.
Выполнение заданий, в том числе домашних, предусмотрено Федеральным законом № 273-ФЗ: учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Несомненно, учителя не должны давать домашнее задание просто ради того, чтобы его дать.

Задания должны служить одной из трех целей:
▪ Повторение, закрепление, систематизация: дети тренируют новый навык или используют знания, которые они только что получили на уроке, или работают над навыком, который им нужно повторить.
▪ Подготовка: дети готовятся к чему-то, что они собираются изучить. Например, дети читают о бабочках, потому что это то, что завтра будет обсуждаться на уроке «Окружающий мир».
▪ Обобщение и углубление: дети узнают больше о теме, которая изучалась в классе. Они делают проект или доклад по теме или пишут стихотворение в том же стиле, что и то, что они читали в классе.

2. Сколько времени дети должны тратить на домашнюю работу?

Существуют рекомендации Министерства просвещения РФ относительно того, сколько времени дети должны тратить на домашнюю работу. В них говорится, что в 1 классе на выполнение домашнего задания должно отводиться не более 1 ч.; во 2-3 классах — не более 1,5 ч., в 4-5 классах — не более 2 ч., в 6-8 классах — не более 2,5 ч., в 9-11 классах — не более 3,5 ч.). Дольше работа неэффективна из-за снижения концентрации внимания.

В ряде других стран работает так называемое «правило 10 минут». Согласно этому правилу, ученики должны тратить около 10 минут на каждый класс на домашнюю работу каждый вечер. Это означает, что ученик второго класса должен закончить выполнение домашнего задания примерно за 20 минут. Ученик шестого класса должен быть в состоянии выполнить домашнюю работу примерно за час.

Для некоторых детей это не всегда просто. Когда у детей есть особые образовательные потребности, возникают проблемы с чтением, письмом, математикой, концентрацией внимания или восприятием информации, домашняя работа может занять больше времени. Тем не менее, это не должно означать, что таким ребятам вообще не нужно задавать домашнее задание или, наоборот, задавать такой объем, что они будут тратить все свое время вне школы на домашнюю работу.
Обычно у родителей возникает соблазн вмешаться и помочь. Но делать домашнюю работу за ребенка нецелесообразно. Вместо этого можно порекомендовать использовать «правило 10 минут», чтобы решить, когда пора сделать перерыв, — даже если ребенок не закончил все задания. Здорово будет использовать жетонную систему, чтобы ребенок видел объем домашнего задания, часто отдыхал и чувствовал себя успешным. Если родители испытывают сложности, то необходимо обговорить с учителем о том, как найти способы сделать задания доступными, организовать среду подходящим образом или сократить объем домашней работы, которую задают.

3. Как учителя могут помочь с домашним заданием?

Важно поддерживать связь с учителем по поводу домашнего задания. Учителя и специалисты — это партнеры в процессе выполнения домашних заданий.

Задача учителя/специалиста — обсудить правила выполнения домашних заданий, например, о том, как сделать так, чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с заданием, какую подсказку оказывать, сколько подходов нужно сделать и т. д. Родитель должен точно знать, что делать, как делать. Учителю следует предложить инструменты и стратегии, которые могут помочь как в организации, так и в самом процессе выполнения заданий.

И самое главное: необходимо понимать, нужно ли задавать задание, посильна ли нагрузка на ребенка, принесет ли это необходимый эффект? О том, как использовать доказательные подходы к организации поддерживающей среды, к сопровождению и развитию детей с ОВЗ в дошкольном и начальном школьном образовании, можно узнать на курсах, которые начнутся совсем скоро:

▪ Практические методы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании (видеокурс)
https://iaba.ru/course/ovz-v-doshkolnom-obrazovanii-videokurs/

▪ Организация и содержание обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в начальном общем образовании (видеокурс)
https://iaba.ru/course/organizatciya-i-soderzhanie-obuchenia-videokurs/

#аутизмобучение #аутизмшкола #АВАтерапия #прикладнойанализповедения #ИПАП #ПАП #инклюзивноеобразование