Пьеса "Тартюф" Жан-Батиста Мольера известна всем театралам и любителям классики, может быть, ещё со школьной скамьи. Историю про одурманенного хозяина дома Оргона, его семью, которая не может не видеть явного обмана, и многоликого Тартюфа ставили множество раз. Самые заметные постановки - это, конечно, спектакль Анатолия Эфроса во МХАТе с Калягиным, Любшиным и Вертинской в главных ролях и относительно недавняя постановка, где в роли Тартюфа блистал, лежал, молил и ликовал Виктор Сухоруков.
Но вот на Сцене "Под крышей" в Театре Моссовета появляется свой, неожиданно свежий и абсолютно непохожий "Тартюф"!
"Тартюф" Евгения Марчелли это не костюмная постановка в нарядах XVII века (хотя в этом спектакле, правда, праздничные и пафосные костюмы, выполненные художником Анастасией Бугаевой), это не стихотворная пьеса (здесь перевод с французского взят прозаический), это не фарсовый, кричащий и пошло-смешной набор слов; это очень современный именно по мысли и по игре спектакль.
Жанровое определение режиссёра звучит как "Трагифарс. Кино". И это абсолютно оправданно именно тем, как рассказывает историю Тартюфа режиссёр. Зал на этом спектакле трансформируется в совершенно небольшое пространство, поделенное напополам небольшим отрезком сцены, а по краям, друг напротив друга, сидят зрители. И всё действо каждому зрителю видется со своего угла, как бы свои кадром. При чём сцена узкая, но длинная, поэтому головы зрителей в определённые моменты начинают двигаться подобно собачкам-головастикам под лобовым стеклом, следя за событиями, происходящими параллельно в двух концах сцены. Не это ли такая небольшая операторская работа режиссёра?
Но, пожалуй, "Кино" звучит в названии, потому как повествование не всегда ведётся линейное. Финал, надо сказать, вообще уходит "в туман", оставляя зрителей в некотором недоумении. Но главной сценой театрального "монтажа" можно назвать момент, где Эльмира, спряча под столом мужа Оргона, соблазняет Тартюфа, чтобы наконец-то обличить его. Он повторяется аж три раза.
И вот первый раз этот диалог звучит громко, яростно. Эльмира очень грубо выговаривает те нежные слова, чтобы Тартюф растаял. Он не верит. Она набрасывается на него с объятьями, а он словно тряпичная кукла бездействует. Эльмира блюёт.
Дубль два. Эльмира не естественно, фальшиво выговаривает те нежные слова, чтобы Тартюф растаял. Реакция другая, как будто он хочет ей поверить, но не верит. Она набрасывается на него с объятьями, а он словно тряпичная кукла бездействует, слегка улыбаясь. Эльмира блюёт.
Дубль третий. Эльмира начинает говорить своим настоящим голосом, как будто честно и искренне выговаривает те нежные слова, чтобы Тартюф расстаял. Тартюф, видимо, три раза прослушав те нежные слова, начинает верить, но они не бросаются друг на друга, всё происходит медленно, ественно.
Понимаете теперь, зачем надо повторять один и тот же диалог три раза? Чтобы увидеть, как меняется отношение героев друг к другу.
"Трагифарс" же Мольеровской комедии раскрывается в отношении к самому произведению как бы со стороны. По-другому, наверное, это можно назвать "грустной шуткой". Начало спектакля показывает некую вечеринку в доме Оргона, где Эльмира, её приёмные дети и их служанка Дорина веселятся. Останавливает этот праздник мать Оргона, призывая вслушаться к словам праведника Тартюфа. И ведь режиссёрское внимание приковано к матери, госпоже Пернель, и как будто симпатию мы должны испытывать в её сторону, но ведь выясняется, что этот человек, попавший в их дом, не так чист на руку. Режиссёр специально ведёт нас неправильным путём, чтобы в финале мы так же "вышли из-под белой скатерти". Шутка? Грустная шутка.
Но, пожалуй, главным поводом посмотреть спектакль является актёрская игра. Это именно то, что называется "русский драматический театр".
Большим открытием становится сам Тартюф. После фразы "Тише! Тартюф идёт" мы слышим из-за кулис тяжёлый топот, нарастающий звук шагов, и фантазия зрителя рисует что-то, правда, устрашающее и страшное. Но появляется Тартюф в исполнении Виталия Кищенко в короткой рубашке, в штанах, затянутых до пояса, всем видом напоминающий частый образ Вячеслава Мясникова в тв-шоу "Уральские пельмени". Как будто бесхребетное существо, не имеющее ни характера, ни внутреннего стержня. Обман? Конечно! Тартюф гениального Виталия Кищенко настолько филигранно исполнен, таким неоднозначным, сомневающимся, ищущим или даже рыскающим, но скромным он представлен. В моменты их диалогов с Эльмирой вы не упустите ни малейшей оценки, взгляда и поворота губ. Он не наигранно кривляется - он красиво и чисто "кривит душой".
Эльмиру сыграла молодая и прекрасная Дарья Балабанова (в дубле с Екатериной Гусевой). Её героиня выполнена не так плоско, как её часто исполняют. Без лишнего пафоса она стала жертвой и обманщика Тартюфа, и инфантильного мужа.
Запоминающимися образами стали герои Ольги Остроумовой (госпожи Пернель), великолепного Валерия Яременко (Оргона), обаятельной Дарьи Таран (Дорины) и всех участвующих. Сложно будет сказать о каждом, поскольку только вместе, ансамблево, создаётся то прекрасное впечатление от спектакля.
"Боюсь, что ваш Тартюф сшит на иной манер
И праведность его — пустое лицемерье.
Не слишком ли легко вошёл он к вам в доверье?
Вас обманул его благочестивый вид?
Не всё то золото, поверьте, что блестит"
Ж.Б.Мольер "Тартюф, или Обманщик"