Найти тему
Cat_Cat

Дело Дрейфуса: французы против французов

Третья Французская республика знала много кризисов, "Дело Дрейфуса" пожалуй самый известный и примечательный. Франция в споре о шпионах, виновных и невинных.

Конфликт, который разделил страну, общество, семьи на два противоположных лагеря и оставил отпечаток на все последующие поколения. Поговорим о “Деле Дрейфуса” - политическом кризисе конца XIX века, поразившем французскую республику и захватившем внимание европейской общественности.

Характерная черта Третьей Французской республики - постоянный политический кризис. Республика знала восстание коммунаров, мятежи националистов и аферы политиканов. Десятки раз правительство уходило в отставку, не имея сил тягаться с последствиями. Постоянный спутник политической неразберихи этого времени - реваншизм и желание любой ценой поквитаться с Германией за поражение в войне 1871 года. Но наиболее предприимчивые граждане всегда найдут способ извлечь выгоду из положения.

Статья Эмиля Золя «Я обвиняю» - символ, о котором будет сказано далее
Статья Эмиля Золя «Я обвиняю» - символ, о котором будет сказано далее

20 июля 1894 года некая персона приходит в кабинет имперско-германского военного атташе в Париже подполковника Максимилиана фон Шварцкоппена. В ходе беседы Шварцкоппен соглашается приобрести секретную военную информацию, которую ему предоставит дорогой посетитель. Само собой, кабинет военного атташе в немецком посольстве - лакомое место для французской разведки.

Агент французского отдела статистики и военной разведки, работая уборщицей в немецком посольстве, обнаруживает разорванное и скомканное письмо, лежащее в мусорной корзине. В письме содержится: характеристика французского артиллерийского орудия образца 1890 года калибром 120 мм; справочная информация о полевой артиллерии; французские мобилизационные планы и проекты военной кампании на Мадагаскаре. Сопоставив всю информацию, французская разведка решает провести проверку среди офицеров Генерального штаба.

Восстановленное письмо, ставшее причиной кризиса. В литературе получило название «Бордеро»
Восстановленное письмо, ставшее причиной кризиса. В литературе получило название «Бордеро»

Расследование - задача незаурядная, необходимо сопоставить образец почерка подозреваемых с обнаруженной запиской. Из двенадцати подозрительных офицеров Генштаба, имеющих доступ к утекшей информации, один наиболее подозрителен. Это офицер артиллерии Альфред Дрейфус, который в 1893 г. был причислен к Генеральному штабу. Подозрительным было его происхождение. Еврей, рожденный в утраченном Эльзасе, пошедший в школу в Швейцарии и прекрасно знающий немецкий язык. Дрейфус был одиночкой и не взаимодействовал с товарищами вне службы.

Комбинация, как многие могли понять, выигрышная. Шпиономания помноженная на антисемитизм и германофобию плюс частичное совпадение почерка. Масло в огонь подлила и правая пресса. Газете “Свободное слово” и без всякого расследования было ясно, что любой еврей является предателем по своей сути.

Альфред Дрейфус выходец из семьи еврейского торговца из Эльзаса. Благодаря широким познаниям и ответственному отношению к службе, к тридцати пяти годам дослужился до чина капитана и был причислен к Генеральному штабу. Успешную карьеру сильно подорвало судебное разбирательство
Альфред Дрейфус выходец из семьи еврейского торговца из Эльзаса. Благодаря широким познаниям и ответственному отношению к службе, к тридцати пяти годам дослужился до чина капитана и был причислен к Генеральному штабу. Успешную карьеру сильно подорвало судебное разбирательство

Суд прошел без возражений. В январе 1895 Дрейфус был разжалован и сослан на пожизненную каторгу в Французскую Гвиану. Процедура разжалования проходила во дворе Военной Школы Парижа на Марсовом поле. Дрейфус стоял посреди двора, с него были сорваны знаки отличия, а его шпага была разломана.

Вокруг двора собралась большая толпа и в адрес бывшего офицера сыпались угрозы и оскорбления. Само собой, звучали и антисемитские высказывания. Основоположник сионизма Теодор Герцль, к примеру, отмечал, что находясь в тот момент на площади и слыша крики “Смерть евреям!”, он пришел к убеждению, что евреям необходимо построить собственное государство.

Пожалуй, самое известное изображение по теме. Гражданская казнь Дрейфуса
Пожалуй, самое известное изображение по теме. Гражданская казнь Дрейфуса

Итак, Дрейфус заключен на далеком острове с говорящим названием “Диабль”. Его надзирателям запрещено разговаривать с ним, а тяжелый тропический климат вгоняет бывшего офицера в лихорадку. Военное министерство и Генеральный штаб довольны успешной ликвидацией предателя, а правая общественность ликует тому, как французы утерли нос проклятым фрицам. Переживают за судьбу Дрейфуса только его родственники, несколько представителей еврейской диаспоры и горстка либерально настроенной интеллигенции - те, к кому позже прикрепится прозвище “Дрейфусары”. Казалось бы, конфликт однозначно решен, но неожиданно на помощь “дрейфусарам” приходит Германская императорская армия!

Наш старый знакомый - полковник фон Шварцкоппен все же продолжает получать сведения, но немцы подозревают информатора в двойной игре. Ценность у поставляемых сообщений все меньше и меньше, а некоторые сведения и вовсе походят на дезинформацию. Шварцкоппен решает проверить свои подозрения и специально оставляет корреспонденцию со своим информатором, зная, к тому моменту, о слежке за собственным кабинетом. Его расчет был прост, если информатор будет задержан, то потеря не существенна из-за исчерпания информации. Если он продолжит выходить на связь, то является двойным агентом и куда более ценным активом.

И снова обстоятельства складываются лучшим образом. В 1895 году начальником французского разведывательного бюро вместо консервативного националиста Жана Сандера был назначен Жорж Пикар. Последнего можно охарактеризовать как дотошного специалиста, ставившего рабочие задачи выше политических предпочтений. Пикар, к слову, внимательно следил за разбирательством вокруг Дрейфуса и не сомневался в его виновности. Получив в марте 1896 года переписку Шварцкоппена, он незамедлительно провел анализ почерка и сопоставил его с почерком некоего Шарля Эстерхази.

Мари-Жорж Пикар - военный, политик и пианист. Построил блестящую карьеру и в 1906 году занял пост Военного министра
Мари-Жорж Пикар - военный, политик и пианист. Построил блестящую карьеру и в 1906 году занял пост Военного министра

Эстерхази довольно примечательная фигура. Он служил во французской разведке и был выходцем из венгерского дворянского рода. Эстерхази испытывал серьезные затруднения с финансами, к тому же вел разгульный и даже аморальный образ жизни. Не отличался блестящей службой и постоянно жаловался на свое начальство. Учитывая все факты и его превосходное знание немецкого языка, вывод напрашивался сам собой. Пикар изучил все доступные ему документы и пришел к выводу - Альфред Дрейфус не виновен! Затем он незамедлительно предоставил информацию одному из французских генералов.

Команданте Шарль Фердинанд Эстерхази. Авантюризм и тяга к приключениям читается в глазах
Команданте Шарль Фердинанд Эстерхази. Авантюризм и тяга к приключениям читается в глазах

Пикар столкнулся с противодействием. Французское военное руководство не только не желало слышать о пересмотре дела, но и запретило любое дальнейшее расследование. Тем более один из подчиненных Пикара - майор Жозеф Анри предоставляет доказательство - перехваченное письмо Шварцкоппена к итальянскому военному агенту. В письме упоминалось “что этот еврей Д. задержан”. Поэтому майору Анри поручают следить и доносить на своего начальника.

Пикар решает рассказать о своих размышлениях гражданским защитникам Дрейфуса. Информация просочилась в СМИ, правые обвинили Пикара в фальсификациях и нападках на армию, а левые начали нападки на правительство за нарушение гражданских прав. Назревает крупный политический скандал.

На протяжении 1897 года активно формируется лагерь Дрейфусаров. В него входят: писатели, профессора, учителя, студенты и прочие представители “прогрессивной интеллигенции”. Их список широк, и любой любитель французской культуры найдет знакомые имена: Андре Жид, Анатоль Франс, Марсель Пруст, Клод Моне, Камиль Писсарро, Поль Синьяк, и наконец - Эмиль Золя. Кроме того, на скандал обращает внимание и зарубежная общественность. К примеру, открытую поддержку Дрейфусу выражал наш соотечественник - Антон Павлович Чехов.

Карикатура либеральной общественности. Милитаризм опутывает страну и душит честь и справедливость
Карикатура либеральной общественности. Милитаризм опутывает страну и душит честь и справедливость

Требование обозначенных вполне простое - пересмотр дела с учетом появившейся информации. Руководство республики соглашается и Эстерхази предстоит перед судом, который проходит за закрытыми дверями. Судьи единогласно признают Эстерхази невиновным, а военное министерство переводит Пикара в Тунис. Широкая общественность стоит на прежних позициях. Дрейфус виновен, заявления о пересмотре исходят от еврейского синдиката, запустившего свои щупальца в французскую администрацию, и только армия остается оплотом доблести и патриотизма.

Карикатура на патриотическую и националистическую общественность. Мы хотим Варавву - отсылка на “Новый Завет”, когда толпа избрала разбойника вместо Иисуса для помилования
Карикатура на патриотическую и националистическую общественность. Мы хотим Варавву - отсылка на “Новый Завет”, когда толпа избрала разбойника вместо Иисуса для помилования

К слову о могуществе прессы, все положение меняет одна статья - работа Эмиля Золя “Я обвиняю”. Она была опубликована 13 января 1898 года в газете либерального характера “Рассвет”. В статье содержались обвинения против высшего военного руководства республики и против лиц, причастных к суду над Дрейфусов и Эстерхази. За несколько часов по стране были раскуплены более 200 тысяч экземпляров выпуска. Показатель впечатляющий и теперь общественность не была такой однозначной. “Дрейфусарами” стали называть себя не только представители интеллигенции, но и широкая публика, впечатленная работой Золя.

Карикатура на Эмиля Золя и его работу. Перо сильнее меча
Карикатура на Эмиля Золя и его работу. Перо сильнее меча

Власти и военные по-прежнему не желают пересмотра дела. Их страх - потенциальный имиджевый ущерб. Потому они приходят к совершенно логичному решению - судить самого Золя. Ведь любому чиновнику очевидно, что ошибки в государственном аппарате быть не может. А вот зазнавшийся писака вполне мог получить кругленькую сумму и сфабриковать ложные обвинения против святая святых - администрации! Золя обвинили в клевете и назначали наказание - год тюрьмы и штраф три тысячи франков. Но писатель не стал долго раздумывать и уехал в Англию.

События начали развиваться стремительно. Страна буквально раскалывалась на два лагеря. К существующему разделению на либералов и националистов добавились: клерикалы и антиклерикалы, республиканцы и монархисты; анархисты и буржуа. Самым важным вопросом тех дней был бесспорно вопрос - а ты ЗА или ПРОТИВ Дрейфуса?

Карикатура Каран д’Аша. Семейный ужин перерастает в погром, когда речь заходит о “Деле Дрейфуса”
Карикатура Каран д’Аша. Семейный ужин перерастает в погром, когда речь заходит о “Деле Дрейфуса”

В 1898 году на фоне масштабных споров, охвативших страну. Военный министр Жак Кавеньяк, который убежден в виновности Дрейфуса, решает лишний раз убедиться в своей правоте и поручает своим подчиненным еще раз проверить все документы. В ходе повторного расследования вскрывается любопытная деталь. Помните переписку Шварцкоппена и итальянского агента? Ту самую, которая выступила одним из ключевых аргументов виновности Дрейфуса. Было обнаружено, что она сделана на той же бумаге, на которой написаны отчеты французского разведывательного бюро. Да и ошибки сделанные в французских словах, которые должны были характеризовать немца не совсем подходят для эльзасца Шварцкоппена прекрасно знавшего французский язык.

Кавеньяк вызывает к себе майора Анри, который и обнаружил злополучную переписку. Последний сознается в подлоге, его немедленно заключают в тюрьму и в ту же ночь находят в камере мертвым с перерезанным горлом. Некоторые газеты начнут иронично подмечать, что Жозеф Анри был “самоубит”. После скандала военный министр уходит в отставку, а настоящий предатель Эстерхази бежит в Лондон. Уголовная палата Кассационного суда одобряет запрос о пересмотре всего дела.

Карикатура на Эстерхази, уже отчалившего в Лондон
Карикатура на Эстерхази, уже отчалившего в Лондон

5 июня 1899 г. на далеком острове Дьябль типичная атмосфера уныния и бездействия сменяется возбужденностью и трепетом. В камеру к Альфреду Дрейфусу неожиданно вбегает начальник колонии. Встревоженный и запыхавшийся он громогласно сообщает: “Суд отменил приговор, вынесенный 22 декабря 1894 года, Вас вызывают на Военный совет в город Ренна для дальнейшего разбирательства”. Раздался гром среди ясного неба, закончились пять лет кошмара, Дрейфус отныне подследственный, он восстанавливается в звании и получает право носить форму и шпагу.

Хижина, в которой отбывал наказание Альфред Дрейфус на острове Дьябль
Хижина, в которой отбывал наказание Альфред Дрейфус на острове Дьябль

Казалось бы, суд в Ренне это чистая юридическая формальность. Настоящий предатель в лице Эстерхази известен и скрывается за границей; доказательство вины Дрейфуса - подделка; он осужден по ошибке. Необходимо оправдать его по всем пунктам; предоставить компенсацию и признать чудовищную ошибку. Все решилось именно так?

Само собой - нет. Суд в Ренне стал высшей точкой напряжения общественности. Процесс продлился с 7 августа по 9 сентября 1899 года и сопровождался сообщениями о частых столкновениях сторонников и противников Дрейфуса, а на его адвоката и вовсе было совершенно покушение. В итоге судьи пятью голосами против двух признали Дрейфуса виновным!

Судом были учтены некие “смягчающие обстоятельства”, а потому Дрейфус был приговорен к десяти годам каторги (пять лет на острове Дьябль в счет не шли). Такой приговор вызвал массовое недовольство, которое не только сотрясло Францию, но и эхом отдалось по всему миру. В нескольких крупных европейских городах прошли манифестации против Французской республики. Казалось, что вот-вот может разгореться настоящая война, и поэтому французский президент Эмиль Лубе предложил Дрейфусу помилование. Абсурдность ситуации вызвала шок у видных Дрейфусаров, которые желали продолжить борьбу, но изможденный Дрейфус, поддавшись уговором близких, сложил с себя ореол мученика и принял помилование 19 сентября 1899 года. Дабы поставить точку в затянувшемся кризисе, Председатель Совета Министров Пьер Мари Вальдек-Руссо 14 декабря 1900 года провел через парламент закон об амнистии ВСЕХ причастных к этому делу.

Изображение процесса в Ренне. Облик распятого Христа не случаен
Изображение процесса в Ренне. Облик распятого Христа не случаен

Понятна и логична позиция сторонников Альфреда Дрейфуса. Невиновный человек был смятен государственным аппаратом по ложным обвинениям и фальсифицированным доказательствам. Они встали на его защиту, дабы предотвратить опасный прецедент и добиться торжества права. Но почему половина французов активно стояли на виновности Дрейфуса, даже зная подноготную дела?

Все станет понятным, если вписать конфликт в длительную политическую борьбу всевозможных сторон Третьей республики. Для противников Дрейфуса все события были не юридическим делом, а делом общественной безопасности. Для них республика была олицетворением всего негатива демократии. Постоянная чехарда правительств, подкупы, коррупция, падение религиозности и кризис традиционных ценностей, скандалы и мошенничество. Куда ни глянь, всюду чувствовалась слабость республики. И очередная атака на военное и гражданское руководство воспринимался еще одним актом анархии. Все, кто ненавидел республику встали в поддержку военных кругов.

Карикатура антисемитской газеты “Свободное слово”. Еврейский синдикат в лице Иуды подкупает французских буржуа
Карикатура антисемитской газеты “Свободное слово”. Еврейский синдикат в лице Иуды подкупает французских буржуа

Мы можем посмотреть, как видели самоубийство майора Анри разные политические силы. То, что большинство либерально настроенных интеллектуалов восприняли как доказательство вины, националисты представляли очередным витком еврейского заговора. В 1898 году выходит статья “Первая кровь” под авторством националистически настроенного писателя Шарля Морраса. По его мнению, “Самоубийство Анри” могло быть вызвано отчаянием честного солдата, который не фальсифицировал бумаги, а просто переписал тайный документ, публикация которого могла вызвать войну. Министерство обороны напрямую виновно, потому что “продало” французского офицера евреям.

Ровно в этом же духе в декабре 1898 года выпущен манифест “Французское действие”. Который осуждал гуманизм, анархистов, абстрактные права человека, парламентаризм и индивидуализм. Националисты требовали сделать Францию сильной во всех отношениях, такой какой она была при “Старом режиме” - т.е. до революции 1789 года. Беспрекословный авторитет армии выступал для националистов - неотъемлемым спутникам усиления французского государства, открытая критика же вела к дальнейшей деградации и неминуемому поражению перед Германией.

Дрейфус был полностью амнистирован только в 1906 году. Он был полностью оправдан, восстановлен на службе, повышен до майора, а в дальнейшем участвовал в Первой мировой войне. Но гораздо важнее то, что он стал символом. Французские левые и демократы не раз обращались к фигуре Дрейфуса в своих публичных выступлениях. Режим Виши наоборот клеймил Дрейфусаров - предателям нации, а упомянутый выше Моррас в далеком 1944 году на собственном суде будет восклицать “Это все - месть за Дрейфуса!”. Фигура невинно осужденного офицера и поныне возникает в общественной жизни Франции, а Пятая республика празднует годовщину его амнистии.

Этот политический кризис поднял многие спорные вопросы, например, заставил задуматься - оправдывает ли цель средства и стоит ли закон выше интересов государства? Любопытно, что почти любой будет испытывать симпатии к защитникам Дрейфуса, до того момента, пока вопрос не коснется его собственных интересов.

Автор: Алексей Готка

Источники:

  • Крайнова Д. Е. "Дело Дрейфуса" // Новая и новейшая история. 2007. № 1
  • Кэн Фабрис Дело Дрейфуса (1) // Ведомости УИС. 2014. №3 (142)
  • Кэн Фабрис Дело Дрейфуса (2) // Ведомости УИС. 2014. №4 (143)
  • Молодяков В. Э. Рождение "Действия" из "Дела Дрейфуса": Шарль Моррас и создание "Action Française" // Вопросы национализма. 2015. №3 (23)
  • Прайсман Л. Г. Дело Дрейфуса, 1987

Статья Эмиля Золя “Я обвиняю”

К слову об искусстве. Художественный фильм Романа Полански 2019 года “Офицер и Шпион” (J’accuse)