Организация и проведение призыва граждан на военную службу в Российской Федерации осуществляется военными комиссариатами. Для реализации этого процесса в каждом муниципальном образовании формируются призывные комиссии по предложению военного комиссара субъекта, решение о создании которых принимает высшее должностное лицо региона. Коллегиальный характер работы призывной комиссии обеспечивается за счет принятия решений большинством голосов ее членов по вопросам призыва.
Определение периодов призыва на военную службу происходит дважды в год: с начала апреля до середины июля и с начала октября до конца декабря, в соответствии с указами Президента Российской Федерации. В рамках призыва граждане проходят медицинское освидетельствование, участвуют в заседаниях призывной комиссии и находятся в помещении военного комиссариата до момента отправки на службу. Призывная комиссия, после проведения медицинского освидетельствования и оценки кандидатов, принимает решения о призыве на службу, направлении на альтернативную гражданскую службу, предоставлении отсрочки или освобождении от призыва, зачислении в запас или освобождении от исполнения воинской обязанности. Ключевым условием для принятия решения является определение категории годности гражданина к военной службе. Председатель призывной комиссии обязан озвучить принятое решение призывнику и, по его требованию, предоставить копию данного решения. Кроме того, комиссия определяет вид и род войск, в которых призывник будет служить, исходя из результатов медицинского осмотра, профессионального психологического отбора, а также его образовательного и профессионального уровня, учитывая при этом потребность в специалистах для вооруженных сил. Решения в отношении каждого призывника фиксируются в протоколе заседания призывной комиссии и в документах, удостоверяющих личность гражданина.
Лицам, подлежащим призыву, официально вручается уведомление о необходимости явки в военный комиссариат в установленный срок для дальнейшей отправки на место службы. Это процедурное действие осуществляется после того, как принимается решение о призыве данного лица на военную службу. В случае, если у призывника имеются основания, предусмотренные действующим законодательством, включая Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", а также соответствующие указы и постановления, призывная комиссия может принять решение об освобождении от призыва или предоставлении отсрочки. Такое решение принимается на основе документов, представленных призывником в призывную комиссию при первичном рассмотрении. Критерии для распределения призывников по видам и родам войск устанавливаются в зависимости от результатов медицинского освидетельствования, профессионально-психологического отбора, уровня и специфики образования. Особое внимание уделяется морально-деловым качествам, уровню подготовки и физическому развитию. Призывники, отличающиеся высокими личностными качествами, получающие или уже имеющие профессиональное или общее образование, направляются в воинские части для выполнения специализированных задач или для обучения в качестве младших специалистов. Среди них особо подготовленные кандидаты могут быть выбраны для обучения на сержантские должности. Те, кто обладает специальностями, близкими к военным, чаще всего направляются на замещение должностей, соответствующих их профессиональной подготовке. Выпускники учебных заведений морского и речного флота, в свою очередь, предназначаются для службы в частях и на кораблях Военно-морского флота. Призывники с гражданскими специальностями, полученными в профессиональных учебных заведениях, зачисляются в воинские части, где они могут занимать должности, соответствующие их квалификации. Таким образом, процесс распределения призывников осуществляется на основе комплексного учета их профессиональной и физической подготовки, а также личных качеств. Военные комиссариаты, получая запросы от штабов различных воинских объединений, формируют списки призывников, соответствующих требуемым критериям, и организуют их отправку к месту будущей службы.
В процессе отбора кандидатов для службы в армии, предполагается, что производится исчерпывающая проверка на соответствие ряда критериев, включая психологическую устойчивость, физическую подготовку и социально-моральные характеристики. Это требует от кандидатов прохождения строгого отборочного процесса.
Однако реальность зачастую выглядит иначе. Запросы в военные комиссариаты для подбора кандидатов формально выполняются, но на деле критерии отбора зачастую игнорируются. В результате, в армию попадают люди с ограниченными физическими возможностями, заболеваниями (как, например, случай с сослуживцем, проходящим службу на обезболивающих из-за повреждения колена), лица, не имеющие необходимых навыков (в частности, те, кто заявлен как водители, но никогда не управляли транспортным средством), и те, кто не проявляет желания находиться в армии.
После прибытия в воинскую часть, кандидаты подвергаются повторной медицинской проверке и оценке психологов, однако эффективность такого отбора оставляет желать лучшего. Отсутствие адекватной оценки приводит к тому, что в специализированные подразделения, требующие определенных умственных способностей или физической подготовки, попадают абсолютно не подходящие кандидаты.
Рассматривается и вопрос о важности компьютерных навыков для службы, что подчеркивает изменение приоритетов в современной армии. В этом контексте осуществляется поиск специалистов по работе с компьютерными программами, что подчеркивает требование к современным военнослужащим быть компетентными в области информационных технологий. В процессе дальнейшего распределения призывников происходит деление на три категории: лица, имеющие особые привилегии или связи («блатные»), спортсмены, водители и специалисты в области информационных технологий («полезные»), и остальные («челядь»), распределение которых происходит в зависимости от текущих потребностей воинских частей.