Ожидание – неизбежная часть жизни, особенно если вы с ребенком. Долгие очереди, поездки, время, проведенное в гостях – всё это требует творческого подхода, чтобы и ребенку было интересно, и окружающим не мешало. Зачастую родители тянутся к телефону, предлагая то же самое детям. Но есть более интересный и экологичный способ занять ребенка – настольные игры.
В этой статье мы расскажем про "4 в ряд", игру, которую можно играть даже с простым листочком в клетку и ручкой. Идеальный вариант, чтобы провести время с пользой и радостью. Открывайте заметки и записывайте условия :)
Начнем с основной игры, которую можно приобрести во многих магазинах. Дальше расскажем об альтернативном способе, когда под рукой листочек и ручка (без них, к сожалению, не обойтись).
Цель игры:
Построить ряд из четырех своих фишек по горизонтали, вертикали или диагонали.
Начнем с самых простых правил игры, чтобы даже юный стратег легко освоил "4 в ряд". А когда ребенок поймет основные принципы, можно усложнить игру.
Правила игры:
1) Играют два игрока, каждый со своим цветом фишек.
2) Игроки по очереди ставят свои фишки на поле. Сделать ход можно в самый нижний ряд или в свободную клетку, ниже которой уже стоит фишка любого цвета.
Наиболее распространенный вариант поля 7x6 (7 колонок и 6 рядов), также есть варианты 8x7, 9x7 и 10x7.
3) Побеждает тот игрок, который первым выстроит ряд из четырех своих фишек.
Альтернативой настольной игры с фишками может послужить листок бумаги в клетку и ручка, вместо поля прямоугольник 7х6, вместо фишек - крестики и нолики, нарисованные каждым игроком по очереди.
Математически игра была решена Джеймсом Д. Алленом 1 октября 1988, а также независимо Виктором Аллисом 16 октября 1988.
Приведем некоторые основные моменты выигрышной стратегии игрока. Если Вы ни разу не играли, попробуйте для начала самостоятельно их выявить. Дайте и ребёнку возможность самостоятельно исследовать игру, найти свои первые стратегические ходы. Если ребенок не может догадаться сразу - поделитесь своими знаниями, но не раскрывайте все карты.
1) Выбор первой колонки – это стратегический шаг, который может определить исход игры.
Центральная колонка: Если первый игрок ставит свою фишку в центральную колонку, он получает больший контроль над полем и увеличивает свои шансы на победу.
Соседние колонки: Если первый игрок ставит фишку в соседнюю колонку, противник может заблокировать его и свести игру к ничьей.
Крайние колонки: Начав игру с крайней колонки, первый игрок даёт противнику возможность занять выгодную позицию и победить.
2) Всегда следите за противником: не позволяйте ему создать "дуэт" из двух своих фишек, который не защищен ни с одной стороны. Если это произойдет, он сможет легко поставить третью фишку и сформировать выигрышный ряд!
После того, как вы наиграетесь с классическими правилами, их можно разнообразить. Вот несколько идей для альтернативных правил:
1. Изменение цели:
"5 в ряд": Нужно собрать 5 фишек в ряд, усложняя игру и делая ее более динамичной.
"4 в ряд по диагонали": Выигрывает тот, кто соберет 4 фишки только по диагонали.
"3 в ряд + бонус": Собирайте три фишки в ряд, но каждый раз получайте бонус - дополнительный ход, возможность поставить фишку вне очереди или убрать фишку противника.
2. Изменение поля:
"4 в ряд на клетчатом поле": Используйте шахматную доску, где каждый игрок ставит фишки только на свои цвета клеток. Это вносит новую стратегическую сложность.
"4 в ряд на шестиугольном поле": Используйте игровое поле с шестиугольными ячейками, что приводит к изменению линий и усложнению игры.
"4 в ряд на поле с препятствиями": Добавьте на игровое поле несколько препятствий (пустых клеток), которые нельзя заполнять фишками, что усложняет стратегию и делает игру более динамичной.
3. Изменение хода:
"4 в ряд с обратным ходом": Игроки ходят по очереди, но вместо того, чтобы ставить свою фишку, они могут убрать фишку противника (если она не входит в выигрышный ряд).
"4 в ряд с "бомбой": Вместо того, чтобы ставить фишку, игрок может "подбросить бомбу" - убрать несколько соседних фишек (как в "Шахматах").
"4 в ряд с "кубиком": Перед каждым ходом бросайте кубик, результат броска определяет количество фишек, которые вы можете поставить за ход (или убрать с поля).
"4 в ряд с соседними клетками": Игроки по очереди ставят свои фишки на поле. Сделать ход можно в самый нижний ряд или в свободную клетку, ниже которой или соседней по стороне и диагонали уже стоит фишка любого цвета.
Помните, что самое главное - это удовольствие от игры! Экспериментируйте с правилами и находите новые и интересные варианты.