Найти в Дзене
Внутри России

Освобождение крестьянства и его пореформенное положение. Социальный эффект реформ. Глава 2.6. Часть 5.

Перераспределение земель привело к дифференциации сельского населения по степени дохода: появились зажиточные крестьяне, середняки и беднота (батраки). Теперь бедняки работали не у дворянина-помещика, а у богатых односельчан. Труд на земле выполнялся как самими хозяевами, так и наемными рабочими. Бедняки, имевшие мало земли, или не имевшие ее вовсе, шли в наем или занимались отходничеством. Сами справлялись в основном не очень крупные землевладельцы – середняки, а зажиточным приходилось использовать чужой труд батраков. Обозначилось два основных способа наемного труда – традиционный отработочный, как способ оплаты за аренду земли у его владельца, и капиталистический, как наем рабочих за определенную плату. Отработочный и капиталистический способ ведения хозяйства к концу 19 века были тесно переплетены, границы между ними – размыты. При этом, согласно исследованиям, первый способ не требовал от землевладельца смекалки, навыков и трат – все за него делали арендаторы, это часто приводило
Н. Богданов-Бельский. Новые хозяева. Чаепитие.
Н. Богданов-Бельский. Новые хозяева. Чаепитие.

Перераспределение земель привело к дифференциации сельского населения по степени дохода: появились зажиточные крестьяне, середняки и беднота (батраки). Теперь бедняки работали не у дворянина-помещика, а у богатых односельчан. Труд на земле выполнялся как самими хозяевами, так и наемными рабочими. Бедняки, имевшие мало земли, или не имевшие ее вовсе, шли в наем или занимались отходничеством. Сами справлялись в основном не очень крупные землевладельцы – середняки, а зажиточным приходилось использовать чужой труд батраков. Обозначилось два основных способа наемного труда – традиционный отработочный, как способ оплаты за аренду земли у его владельца, и капиталистический, как наем рабочих за определенную плату.

Владелец села Большая Берестовица граф Станислав Казимир Косаковский (1837-1905) с семьей в окружении крестьян во время жатвы на графском поле (конец XIX - начало XX вв.). Граф стоит слева в белой шляпе. Фото из интернета.
Владелец села Большая Берестовица граф Станислав Казимир Косаковский (1837-1905) с семьей в окружении крестьян во время жатвы на графском поле (конец XIX - начало XX вв.). Граф стоит слева в белой шляпе. Фото из интернета.

Отработочный и капиталистический способ ведения хозяйства к концу 19 века были тесно переплетены, границы между ними – размыты. При этом, согласно исследованиям, первый способ не требовал от землевладельца смекалки, навыков и трат – все за него делали арендаторы, это часто приводило к застою и отсталости. Второй способ считался прогрессивным, его применяли землевладельцы, которые пытались повысить доход с земли. Но не везде было так. Например, в Костромской губернии испольщина (испольная аренда, как форма отработки, когда арендатор все хозяйство вел сам, а владельцу земли отдавал часть урожая или продукции) была очень развита, т.к. помещику было невыгодно содержание большого количества постоянных рабочих в зоне рискованного земледелия. [244, 264]

Разберем подробнее взаимоотношения данных групп крестьян внутри деревни. К сожалению, в последующее время сформировалось несколько упрощенное понятие о крестьянах с разным достатком. В советское время всех зажиточных крестьян, использующих наемный труд, относили к кулакам, изменив первоначальный смысл этого термина. А все бедняки считались безусловно угнетаемым классом, ограбленным кулаками. Таким образом, социалисты 19 века, как и их последователи в веке двадцатом, сформировали новый ложный термин, используемый в своих пропагандистских целях. Это при том, что советская наука, в отличие от политиков еще в 1920-х годах не могла дать точного определения «кулачеству» и «сельской буржуазии» [265, 266]. Попробуем беспристрастно подойти к этому вопросу.

Слово «кулак» появилось еще в дореформенной российской деревне. Называли так крестьянина, нажившего богатство на закабалении односельчан и державшего весь «мир» (общину) в зависимости («в кулаке»). По мнению односельчан, они имели нечестный, нетрудовой доход – ростовщики, скупщики и торговцы. Происхождение и рост их богатства связывали с неправедными делами. [267]. В слово «кулак» крестьяне вкладывали, прежде всего, моральное содержание и применялось оно как бранное, соответствующее «плуту», «негодяю», «мерзавцу». Крестьяне, которых клеймили в деревне словом «кулак», были объектом всеобщего презрения и морального осуждения. Так, в «Толковом словаре живого русского языка» В. Даля: Кулак – это «Скупец, скряга, перекупщик, переторговец, сводчик... живет обманом, обсчетом, обмером» [цитата по 268]. Также был распространен термин «мироед», что подчеркивало кулацкую деятельность, как вредную и опасную для всей сельской общины. [269]

Вспомним, что для русского крестьянина работа пахаря являлась фактически святым делом, благословением Божиим и потому все нетрудовые профессии воспринимались с некоторым недоверием. Тем более, презирался человек, который вышел из среды крестьян, но пренебрег своим предназначением и стал думать только о наживе. Таким образом, данный термин, не являлся понятием, используемым крестьянами в отношении какой-либо определенной экономической (социальной) группы сельского населения. Иными словами, не всякий зажиточный крестьянин являлся кулаком, как и не всякий кулак мог быть обязательно богачом и иметь много земли.

Зажиточные крестьяне. Фото из интернета.
Зажиточные крестьяне. Фото из интернета.

Точно также определялось кулачество в художественно-публицистической и агарной литературе второй половины 19 века, где противопоставлялись два различных метода хозяйствования: кулаческий и производственный. В пореформенной деревне кулаком стал считаться крестьянин, в хозяйстве которого доминировала торговая и ростовщическая форма капитала. Один из первых исследователей кулачества Г.П. Сазонов подчеркивал, что кулаки «ничего не производят», «прибегают к беззаконным средствам наживы, даже мошенничеству», «быстро и легко обогащаются путем обирания ближнего, наживаются на обеднении народа» [цитата по 270].

С ним был вполне согласен и другой крупный исследователь пореформенной деревни – А.Н. Энгельгардт, прибавляя, что кумиром кулака были деньги, сами по себе, а повышение производительности труда его не интересовало. При этом он замечает, что в деревне повсеместно «царят кулацкие идеалы», «каждый крестьянин, если обстоятельства тому благоприятствуют, будет самым отличнейшим образом эксплуатировать всякого другого», «каждый крестьянин мечтал при случае стать кулаком» [цитата по 126]. Это был тревожный знак – взгляд на кулака самих крестьян постепенно менялся, от презрения приходили к зависти, и даже к подражанию.

В кругах интеллигенции, через литературные произведения и статьи в популярных журналах, кулачество, грабившее односельчан, противопоставлялось зажиточным крестьянам, которые сами трудятся на земле и получают с нее пропитание и доход. Земельный зажиточный крестьянин «строит свое благополучие не на нужде других, а строит его на собственном труде… работает до устали, недосыпает, недоедает. У такого земельного мужика никогда не бывает такого брюха, как у настоящего кулака» [цитата по 126]. Крупнейший экономист-статистик рубежа веков В.Е. Постников замечал, что такие зажиточные земельные мужики своими силами не справлялись с собственным крупным хозяйством, поэтому им приходилось нанимать рабочих, то есть в их хозяйствах присутствовал «элемент эксплуатации», но при этом «никаких кулацких черт в нем не было». [цитата по 271]

Но не всегда эти два типа можно было четко разделить. В той или иной степени, в пореформенной деревне противоречивые методы ведения хозяйства существовали одновременно. На это указывал исследователь Р. Гвоздев, который говорил о невозможности указать «где кончается кулак и мироед и начинается исправный и лучший хозяин» [цитата по 272]. Многие исследователи-экономисты, в том числе и В.И. Ленин сходились на том, что пореформенные деревенские кулаки были исторически переходящим типом буржуазии, соответствующие незрелым зачаточным формам капитализма в России. Дальнейшее развитие шло по пути смешения и усложнения форм эксплуатации крупных хозяйств, где богатые крестьяне вкладывали деньги не только в торговлю, но и в сельскохозяйственное производство.

Многие бедняки вообще добровольно обрекали себя на нищенство Христа ради, странничество и юродство в той или иной форме было очень развито, при этом не являлось показателем экономической отсталости России, это было именно социальное явление. Фото из интернета.
Многие бедняки вообще добровольно обрекали себя на нищенство Христа ради, странничество и юродство в той или иной форме было очень развито, при этом не являлось показателем экономической отсталости России, это было именно социальное явление. Фото из интернета.

Свою дифференциацию несомненно имели и сельские бедняки. Тут важно было понимать причины обеднения в каждом конкретном случае. Не всегда это было связано с наследственным малоземельем, общинным или кулацким угнетением. Всегда существовал выбор и различные способы заработка. Умелый и терпеливый хозяйственник мог поддерживать себя вполне сносно, не во всех случаях конечно, особенно при наступлении каких-либо катастрофических событий – тотального неурожая, эпидемии, эпизоотии, пожара и т.д. Зачастую же причинами тяжелого положения была лень, нерадивость, пьянство, аморфность крестьянина. Именно такие крестьяне поддерживали массовые волнения, стараясь урвать при случае какое-либо добро, грабили хлебные магазины, поджигали поместья. И как раз на такую «массу трудящихся» опирались большевики на селе в революцию, однако об этом позже.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь: подготовка реформы и положение крестьян к 1861 году.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь: основные положения манифеста и его недостатки.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь: Реакция крестьян на реформу.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь: положительный эффект реформы.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.