Найти в Дзене
Внутри России

Освобождение крестьянства и его пореформенное положение. Реакция крестьян на реформу. Глава 2.6. Часть 3.

Отмена крепостной зависимости всколыхнуло все российское общество и прежде всего самих крестьян, которые не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет» [цитата по 231]. Последовали многочисленные волнения и бунты. Правительство ожидало такой реакции, опасаясь недовольства крестьян условиями реформы и наученное горьким опытом предыдущих бунтов, иногда возникающих по самым неожиданным поводам (как картофельный). Это побудило власть разрабатывать реформу тайно (хотя слухи в народе о ее подготовке ходили еще в конце 50-х), а также предпринимать ряд предосторожностей (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода, предписания полиции и т.д.). Множество документов, подтверждающих бунты и противодействие им сохранилось в государственных архивах. Как видно из рапорта штаб-офицера корпуса жандармов по Тамбовской губернии от 22 марта 1861 г., манифест крестьянами был «встречен равно
Б.М. Кустодиев. Чтение манифеста.
Б.М. Кустодиев. Чтение манифеста.

Отмена крепостной зависимости всколыхнуло все российское общество и прежде всего самих крестьян, которые не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет» [цитата по 231]. Последовали многочисленные волнения и бунты. Правительство ожидало такой реакции, опасаясь недовольства крестьян условиями реформы и наученное горьким опытом предыдущих бунтов, иногда возникающих по самым неожиданным поводам (как картофельный). Это побудило власть разрабатывать реформу тайно (хотя слухи в народе о ее подготовке ходили еще в конце 50-х), а также предпринимать ряд предосторожностей (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода, предписания полиции и т.д.). Множество документов, подтверждающих бунты и противодействие им сохранилось в государственных архивах.

Как видно из рапорта штаб-офицера корпуса жандармов по Тамбовской губернии от 22 марта 1861 г., манифест крестьянами был «встречен равнодушно вследствие непонимания, как дарованных им преимуществ, так равно отношений их к помещикам, на землях которых они поселены, и может быть и вследствие разочарования в исполнении несбыточных надежд своих обладать всею землею помещичьих имений» [цитата по 232]. В обзоре действий министерства внутренних дел отмечалось, что «за общей радостью почти везде последовало разочарование» [цитата по 233].

Содержание документов об отмене крепостного права обмануло напряженные ожидания крестьян и не отвечало их представлениям о воле. Это стало главной причиной многочисленных выступлений в деревне весной 1861 г. По твердому убеждению «освобожденных», в церквях читали не подлинный царский манифест, а текст, составленный помещиками. Проявлялся традиционный наивный монархизм. Крестьяне неизменно верили в царя как защитника народных интересов и не доверяли местной администрации и помещикам, которые будто бы специально препятствовали воле государя и народа. Где-то крестьяне полагали, что «государь приказал: всем крестьянам выбиваться от помещиков на волю силой». Поэтому крестьяне не считали себя бунтовщиками, а лишь добивались правды и осуществляли «волю» царя. Во многих имениях народный гнев направлялся против сельского духовенства, а для выяснения «куда скрыли настоящий манифест», крестьяне предлагали священников вешать за ноги. [цитаты по 235]

Более того самими крестьянами, мещанами, отставными солдатами стали составляться подложные манифесты, где говорилось «о даровании им совершенной свободы с представлением всей земли в полную собственность» [цитата по 236]. Манифесты, сочиненные в духе крестьянских требований, оказывали серьезное влияние на борьбу крестьян. Большое значение имела агитационная работа так называемых «читальщиков», которые ложно истолковывали манифест. Неслучайно местными властями предпринимались неоднократные попытки разъяснить содержание «Манифеста» и «Положений» «доступным» для народа языком. [234]

Как и в 50-е годы крестьянские выступления были массовыми и активными, требовали вмешательства военной силы. По разным данным только в 1861 году было зафиксировано от 1176 до 1340 крестьянских восстаний, что в 2,5 раза превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов, когда произошло 474 бунта, при этом в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска [214, 229]. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 сёлах [228, 237].

Вторая половина 1861, 1862, 1863 гг. прошли под знаком активного протеста против принятия уставных грамот, что понятно по вышеуказанным причинам. По данным Б.Г. Литвака, в центрально-черноземных губерниях подписали уставные грамоты 218 072 крестьянина или 21% от их общего числа [238]. Как видно, «тихое» сопротивление бывших крепостных навязанным кабальным условиям освобождения носило всеобщий характер.

Открытые формы протеста происходили по следующим причинам: отказ выполнять барщину и оброк (либо выполнение работ происходило «чрезвычайно лениво и небрежно» [цитата по 239], это было одной из основных причин, до 80% всех случаев [234]), вносить выкупные платежи и делать дополнительные денежные сборы, принудительно переселяться, сопротивление при отрезке надельной земли.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Понимая гибельные последствия переселения для хозяйства, крестьяне использовали различные методы борьбы с помещиками и администрацией: самовольно возвращались на старые места, не принимали земель, посылали ходатаев в Петербург, обращались с жалобами к царю, производили потравы господских полей и сенокосных угодий, порубки в лесных дачах. Перенесение крестьянских усадеб имело особое значение для помещиков, так как отбирались лучшие унавоженные земли. Для крестьян налицо отрицательные последствия. В донесении одного из мировых посредников того же уезда прямо указывалось, что все переселения «основаны на разверстании угодий, а это величайшее бедствие для крестьян и вознаградить их за убытки при переселении почти невозможно» [цитата по 240]. [234]

Выступления крестьян отличались поразительным мужеством, стойкостью, упорством, уверенностью в правоте своего дела. Местная администрация, встречая ожесточенное сопротивление, часто, и во многих случаях повторно, использовало военную силу для подавления крестьянских бунтов. Волнения 60-х годов показало, что крестьянство становилось более настойчивым в желании добиться подлинного освобождения, менялась его психология.

Это повлияло и на решение многих помещиков, которые испытывали страх за очевидные последствия и шли на уступки. Но чаще, положение крестьян оставалось тяжелым. Зачинщики восстаний арестовывались, отправлялись в работные дома, удалялись из общин, направлялись в арестантские роты и наказывались поркой розгами (не смотря на ежегодное снижение наказаний розгами, до конца 19 века данный вид наказаний применялся еще довольно часто – более 200 раз в год [241].

Интересно, что на условия реформы обращала острое внимание и часть неравнодушных дворян. Так, в адресе монарху от тверского дворянства указывалось, что подобная ситуация ставит «общество в безвыходное положение, грозящее гибелью государству» [цитата по 242].

В целом итоги проведенной реформы отечественные историки, как советские, так и современные, оценивают отрицательно. Главным недостатком реформы явился ее половинчатый и незавершенный характер. Была дана гражданская и юридическая свобода, что само по себе было огромным шагом к созданию демократического государства с равными правами всех граждан страны (хотя в реальности податное сословие никогда не имело равных прав с дворянством, что, например, отразилось в выборной системе государственной думы первого созыва, но об этом позже). Однако была совершенно провалена земельная часть реформы. Власть в открытую поддержала позицию крупных помещиков-дворян, которые после смерти генерала Ростовцева играли ведущую роль в разработке проекта отмены крепостного права. А ведь земельный вопрос для крестьян был гораздо важнее, чем свобода. «Одна воля хлебом кормить не станет». Исходя из вышеописанной жизни русской деревни, крестьяне себя рабами никогда и не считали. Борьба поднялась не за свободу, а, прежде всего, за землю. По сути государство просто официально признало их фактический статус, но землю так и не дала.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Можно согласиться и с тем, что как сама реформа, так и ее проведение, затянувшееся на десятилетия, стала одной из причин последующих русских революций. Хотя, еще раз замечу, требования крестьян не были политическими, большинство из них не думала о свержении монархии. Крестьяне нуждались в земле и просили только этого. Но крестьянскими волнениями умело пользовались профессиональные революционеры, пытавшиеся уничтожить царизм любыми способами. Вся несправедливость и неравноправие в земельном вопросе выразилась в революции 1905 года. Ликвидация отрезков стала одним из главных требований не только крестьян, но и революционеров, как 19 века, так и начала 20-го. По сути это было единственным требованием в аграрной программе большевиков 1905 года, Государственной Думы первого и второго созывов.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь: подготовка реформы и положение крестьян к 1861 году.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь: основные положения манифеста и его недостатки.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.