«Страх и ужас в искусстве» — серия статей, раскрывающих тему жуткого и пугающего в искусстве разных эпох. Начнем с картины «Плот “Медузы”» художника Теодора Жерико, написанной по реальной катастрофе.
Романтизм
Теодор Жерико работал во Франции в конце XVIII – начале XIX вв, во время сопротивления общепринятым нормам и правилам искусства уходящей эпохи. Художники, в том числе и Жерико, стремятся к более эмоциональному, свободному письму, которое смогло бы сделать центром внимания человека, показать его «сложность». С этой потребности нового идеала в искусстве начинается эпоха романтизма.
«Плот “Медузы”»
Сюжет картины основан на реальной истории о кораблекрушении французского фрегата. Командование корабля спаслось на лодках, оставив больше сотни человек на плоту с минимальными запасами еды и воды. В течение двухнедельного дрейфа на плоту экипажу пришлось столкнуться с борьбой за продовольствие, уязвимостью перед стихией, истощением, смертью и каннибализмом. Спастись удалось лишь десятой части команды.
Морское министерство пыталось не допустить, чтобы история с плотом «Медузы» попала в печать, и избежать скандала. Однако выжившие издают свою историю, которая позже попадет в руки к Теодору Жерико и послужит основой для новой картины.
Работая над сюжетом, Жерико изучает доступные документальные материалы, общается с выжившими и даже получает копию плота. Несмотря на желание создать резонансную работу, художник отказывается от изображения сцен борьбы экипажа или каннибализма. Вместо них он выбирает момент перед спасением. На эскизе к картине виден корабль, к которому тянутся уцелевшие люди. На самом полотне корабль отдален и превращается в точку, в обнадеживающие видение.
Руки, ноги, головы и анатомический театр
Среди работ Теодора Жерико можно найти много жутких изображений: отрубленные головы, руки и ноги, лица тяжелобольных и умирающих людей. Художник посещал парижские морги и больницы, делал зарисовки ран и других анатомических особенностей, чтобы как можно более правдоподобно изобразить на «Плоте “Медузы”» истощенные тела и лица людей.
Когда Жерико начал работу над картиной, он договорился с ближайшим госпиталем о том, чтобы отсеченные конечности для этюдов ему доставляли в студию. Можно вообразить атмосферу, в которой писал художник. С трупным запахом и разложенными «образцами» студия была похожа на домашний анатомический театр.
В финальном варианте картины Жерико не изображает натуралистические особенности, подробно выполненные в этюдах.
Страх, с которым сталкивается зритель, — не религиозный, не страх ночного кошмара или придуманной истории. Это страх настоящего, драма которого в том, что смерть людей с плота «Медузы» — результат человеческого решения.
Как изображают страхи современные художники можно увидеть до 4 августа на выставке «Чего ты боишься?» в ЦСИ Винзавод.
Билеты по ссылке.