Найти тему
Блог акушера

Сохранять. А для чего? История седьмая

В протоколе после первого скрининга было заключение: "Беременность 12 недель. ВПР ЦНС: экзэнцефалия."

Переводя с медицинского на русский - серьезнейший порок центральной нервной системы, когда головной мозг располагается не внутри черепа, а снаружи. Порок тяжёлый, зачастую своды черепа просто отсутствуют. Ну и выживаемость - минимальная. Случаи рождения живых детей, конечно, есть, но жизнь их коротка и безрадостна.

В кабинет зашла молодая женщина, по возрасту многие бы назвали её девушкой. 23 года, беременность первая и желанная. Лия - иностранная студентка одного из факультета технического института. Сама из Африки.

Сбор анамнеза, потом объясняем, что показало УЗИ. Рисуем, показываем фото из интернета. Приглашаем на перинатальный консилиум, который будет через пару дней. Беременная держится. Ни слезинки. Волнения не видно, наверное, все переживает внутри.

В день назначенного консилиума приходит одна. Выслушивает специалистов, в том числе, детского нейрохирурга. Ничего не спрашивает. Стандартный вопрос от председателя перинатального консилиума:

-Какое решение вы принимаете?

Ответ был неожиданным.

-Я хочу пролонгировать беременность.

-Вы понимаете, что плод нежизнеспособен?

-Да.

-Это не оперируется. Не исключено, что плод погибнет в утробе.

-Да, я это понимаю, я прочитала в интернете.

-Почему вы принимаете такое решение? Вы думаете, что мы ошибаемся?

-Нет. Просто этот ребёнок должен родиться.

Все, что могли, мы сделали. Отказ написан. Было бы неплохо взять ещё и отказ с мужа, но Лия не замужем. И отца своего ребёнка на консилиум не позвала.

В 20 недель ситуация, естественно, не изменилась. Живой плод с головным мозгом, который "растет" снаружи. Страшно.

По правилам, мы снова обязаны предложить прерывание беременности по медицинским показаниям. Консилиум уже не собираем, что могли - сказали ещё в 12 недель.

-Лия, а можно узнать причину отказа?

-Я не хочу делать аборт. Пусть мой ребёнок проживёт столько, сколько ему отмерено. Даже если это будет 2 дня.

-Это будут не очень радостные два дня...

-Да, я понимаю. Знаете... У моей близкой подруги случилось несчастье. Её первенец умер до родов. Она рожала мёртвого ребёнка, и это было одновременно так грустно и так светло. Микаэла показывала мне фотографии.

-Фотографии мёртвого ребёнка?

-Да. В её стране - она живёт в Европе - это происходит особенно. Мужу разрешили присутствовать на родах. Они вместе держали своего малыша на руках, ровно столько времени, сколько считали нужным. Фотограф в госпитале сделал им съемку. Ещё у них остались бирки и слепки с ножек и ручек. Это все очень мило...

-Лия, вы рожаете в России. Здесь другой менталитет. Нет фотосессий для умерших младенцев.

-Да, я понимаю. Но подержать своего сына на руках я же смогу?

-Думаю, что да. Извините за вопрос - а ваша подруга смогла родить ещё?

-О, да. Несколько месяцев назад она родила мальчика. И они даже познакомили его со старшим братиком.

-Как это?

-После роддома они отвезли малыша на кладбище, на могилу первенца...

С 30 недель количество околоплодных вод у Лии начало резко увеличиваться. Скорее всего, это было связано с пороком, но от обследования беременная отказалась. Плод погиб, когда срок беременности был ровно 33 недели. Роды проходили естественным путем. Подготовили шейку, вскрыли плодный пузырь - 10 литров околоплодных вод. Огромный живот сдулся буквально на глазах. На фоне эпидуральной анестезии через 8 часов от первых схваток Лия родила. В случае мертворождения акушерка обычно заворачивает тело плода в пеленку и уносит его. Здесь же эту пеленку на некоторое время отдали родильнице. Минут пять Лия держала сына на руках, попросила сфотографировать - на память. Потом отдала. Написала отказ от вскрытия - по религиозным причинам. Впрочем, визуально сомнений в диагнозе не было.

Как же хочется, чтобы у этой женщины родился здоровый малыш...