Дисклеймер: данная статья опубликована с целью обратить внимание сотрудников Федеральной розничной сети Х5 на условия, в которых приходится взаимодействовать и осуществлять свою деятельность их партнерам, а именно пищевым производствам.
Данная статья не преследует цель кого-то оскорбить, обидеть и не связана с личными отношениями.
Итак, в течение всего времени существования нашего проекта “Больше, чем ХАССП” (2,5 года) эмоции, которые испытывают наши участники после визита аудиторов Х5 не утихают, а только нарастают и приобретают еще более негативный окрас.
Мы решили поделится собственным опытом прохождения аудитов от Х5 и аккумулировать комментарии коллег, чтобы внести свой вклад в изменение ситуации к лучшему.
Контекст.
Работать с федеральной сетью Х5 мечтают все производители пищевой продукции:
- это имиджевая история, если вы “входите” в Х5, все остальные сети тоже желают с вами работать;
- Х5 дает гарантированные большие объемы;
- повышается узнаваемость бренда;
- можно начать сотрудничество по направлению СТМ и опять же увеличить объемы выпуска продукции и, как следствие, доходную часть.
Но! Исходя из опыта сотрудничества и постоянного обсуждения в профильных чатах, нет более сложной во взаимодействии и работе торговой сети. Вот только некоторые “препятствия”:
- Невозможно повысить стоимость продукции: обсуждение длится годами, хотя цены на сырье выросли в Х4 раза, начиная с февраля 2022 года, и на полках в торговых сетях они тоже выросли.
- Согласовать изменения в многостраничном паспорте эталона, если вы работаете по СТМ, - все равно, что пройти 9 кругов ада. Долго, сложно, с большим количеством писем (опять же, в сравнении с другими сетями).
- Вся деятельность аудиторов направлена на поиск несоответствий. Это секретная установка от руководства, которая должна помочь снизить стоимость продукции/не одобрить повышение. Это уже не является секретом ни для кого.
- Постоянные штрафы и проблемы на РЦ. По поводу и без повода. Возвраты, расходы и неприятности.
А теперь расскажем про аудит, и что с ним не так.
- Аудит проводится штатными сотрудниками Х5. Другие сети пользуютися услугами стронних компаний.
- Исходя из п.3 данной статьи изначально настрой аудиторов носит негативный характер и дискредитирует аудит как системный элемент и инструмент для улучшения
- Регламент и план аудита не соблюдается от слова “совсем”. На нашем производстве аудит закончился в 21:00 с замечаниями о том, что мы не представляли документы по сотрудникам. Да, не предоставляют, т.к. рабочий день отдела кадров давно закончился (хотя они и ждали до 20:00)
- Во время обхода аудиторы нарушают этические нормы, например, залезают в карманы спецодежды.
- Во время изучения документов (если они у вас качественные) нередко придираются к мелочам.
- В отчете одно несоответствие может быть указано несколько раз, чтобы снизить вам баллы.
- Категория, которую присваивают аудиторы несоответствию носят субъективный характер и чаще всего попадают в категорию С. Зачем? Чтобы снизить баллы.
- Оспорить замечания аудитора практически невозможно.
- Общая атмосфера аудита мягко говоря неприятная. Хотя аудиты - один из лучших инструментов для обучения и совершенствования деятельности.
Но после аудита Х5 по откликам коллег - пищевиков только слезы, обесценивание своих усилий, полное выгорание специалистов и безысходность!
- У любой другой аудиторской компании вы наберете в разы больше баллов, чем от Х5, так что не расстраивайтесь.
Теперь мы поделимся самыми ”яркими” сообщениями коллег.
Наши рекомендации:
- В первую очередь, успокоиться. Пожалуй, это тот случай, когда от вас мало что зависит.
- Готовьтесь по максимуму. Перечитайте все документы, пройдите 500ый раз по производству, поговорите с сотрудниками.
- Не расстраивайтесь! Это того не стоит!
Если нужна помощь в подготовке к аудитам любого уровня, вы знаете, где нас искать.