Найти тему
ВЗГЛЯД ЗРИТЕЛЯ

«Сто лет тому вперёд» - гостья из будущего возвращается

Состоялся цифровой релиз одной из громких премьер этого года - российской фантастики «Сто лет тому вперёд» по одноимённому роману Кира Булычёва. По личным причинам посмотреть его в кино мне не удалось, хотя я очень хотел, поэтому глянул только сейчас в онлайн-кинотеатре @okkomovies . Забегая вперёд, от книги мало что осталось (к примеру, знаменитый миелофон тут переименовали в некий космион и полностью изменили его свойства), но обо всём по порядку.

Постер фильма
Постер фильма

Признаться, я ждал этот фильм, хоть и не без опасений. У меня, как и у многих, тёплые чувства к советскому многосерийному фильму «Гостья из будущего» с Натальей Мурашкевич (Гусевой) в роли Алисы, хотя я давно его не пересматривал, а от песни «Прекрасное далёко» в любом исполнении у меня до сих пор ком в горле появляется. Книгу я также люблю, даже специально впервые с детства, наверное, перечитал в прошлом году и с удивлением обнаружил, что никакого робота Вертера там не было, а Коля не Герасимов, а Наумов. Ну это так, к слову о пользе периодического перечитывания книг.

Новая Алиса Селезнёва в исполнении Даши Верещагиной
Новая Алиса Селезнёва в исполнении Даши Верещагиной

Новая экранизация любимого с детства произведения, как и ожидалось, с самого начала вызвала бурю обсуждения. Кто-то был изначально против, кто-то настроен нейтрально. Дополнительные вопросы появились после объявления актёров на главные партии - на роли подростков Алисы Селезнёвой и Коли Герасимова (да, в современном фильме почему-то решили оставить фамилию Коли из советского сериала) взяли на тот момент 25-летнюю Дашу Верещагину, волосы которой перекрасили в милый розовый цвет (и, похоже, она мой новый краш:), и 20-летнего Марка Эдельштейна соответственно. Позднее стало известно, что возраст героев будет 17 лет, что отличается от оригинала, из-за того, что ребятам прописали романтическую линию.

Русский «Тимоти Шаламе» Марк Эдельштейн сыграл Колю Герасимова
Русский «Тимоти Шаламе» Марк Эдельштейн сыграл Колю Герасимова

Компанию молодым дарованиям составили такие старожилы отечественного кино, как Константин Хабенский и Виктория Исакова в ролях родителей Алисы, вечно хохочущий Александр Петров и невозмутимо спокойный Юра Борисов, загримированный будто под Фейд Рауту из недавней второй «Дюны», сыгравшие космических пиратов Весельчака У и Глота, а также Фёдор Бондарчук на озвучке робота Вертера (да, его тут тоже решили оставить), в новом варианте похожий на летающую умную колонку (что, в целом, наверное, сейчас более уместно, с учётом нынешнего развития технологий, нежели какой-нибудь человекоподобный андроид, как было в «Гостье из будущего»). Одноклассников Коли, волею случая присоединившихся к нему в пространственно-временном приключении, сыграли малоизвестные актеры Кирилл Митрофанов (Фима Королёв), Софа Цибирева (Алтухина) и Матвей Астрханцев (Витя).

Александр Петров перевоплотился в космического пирата Джека Воро... простите, Весельчака У
Александр Петров перевоплотился в космического пирата Джека Воро... простите, Весельчака У

И в целом могу сказать, что особый претензий ни к кому у меня нет. Даша хорошо подошла на роль девочки из будущего, создав свой образ культового персонажа, но при этом нет-нет, да что-то из советской версии и проскочит. Впервые я увидел её в 5 сезоне «Трудных подростков», и там она тоже была очень классной, а тут раскрылась ещё больше. Теперь жду экранизацию комиксов Bubble о Красной Фурии с нею же в роли Ники Чайкиной (правда, Даша вообще не похожа на оригинальный образ из комиксов, но тем интереснее будет посмотреть на её интерпретацию персонажа). Марк Эдельштейн, который последнее время активно появляется в СМИ благодаря в том числе успеху на Каннском кинофестивале с фильмом «Анора», в котором, кстати, сыграл вместе «Глотом» Юрой Борисовым, воплотил современного, слегка гиперактивного подростка, который слушает и сочиняет рэп и периодически ломает четвёртую стену, обращаясь к зрителю, как Дэдпул. Вот к этому моменту, кстати, у меня есть вопросы, поскольку иногда подобный ход был использован не очень умело: например, происходит какое-нибудь действие, и Коля буквально прерывает его, врываясь со своими комментариями. Возможно, стоило сделать этот момент чуть более аккуратным.

Юра Борисов особо ничем, кроме внешнего облика и томного голоса, не выделяется
Юра Борисов особо ничем, кроме внешнего облика и томного голоса, не выделяется

Из остального каста выделю, пожалуй, Александра Петрова, который раздражал своим постоянным и порой неуместным смехом а-ля Джокер, но при этом было видно, что он получал удовольствие от работы на площадке, да и в целом у меня к Петрову отношение, скорее, нейтрально-положительное, если так можно сказать. В каких-то ролях он мне нравится больше, в каких-то меньше. Да, его последние годы было много, но было видно, что он старается играть, хоть и со своей фирменной экспрессией, просто из-за своего частого появления на больших и малых экранах все его роли как будто слились в один образ. Юра Борисов, который, кстати, тоже хороший актёр, ничем особым, кроме своего грима, не выделяется и сыграл типичного злодея из комиксов без особой мотивации. На Хабенского и Исакову было просто приятно смотреть, а Виктории даже удалось поучаствовать в нескольких экшен-сценах.

Боевая мама Алисы Кира Селезнёва в исполнении Виктории Исаковой
Боевая мама Алисы Кира Селезнёва в исполнении Виктории Исаковой

Да, конечно, фильм прекрасно далёк (а, как вам каламбур) от книги, но как отдельное произведение на основе знаменитой истории вполне имеет место быть. Получилась яркая и увлекательная фантастика, которую, к тому же, в России не так часто снимают, а хорошую фантастику тем более. Тут классные молодые актёры и знакомые взрослые. Режиссёр Александр Андрющенко (продюсировал такие хиты проката, как, например, неплохая трилогия «Лёд» и спорная дилогия «Притяжение/Вторжение» Бондарчука) и команда честно берут лучшее из западных блокбастеров вроде ранних фильмов Marvel и собирают это в одном своём фильме, при этом собирают достаточно грамотно.

Константин Хабенский с косичкой сыграл отца Алисы профессора Селезнёва
Константин Хабенский с косичкой сыграл отца Алисы профессора Селезнёва

Да, придраться можно ко многому - вроде того, что некоторые сцены вызывали так называемые испанский стыд (типа интегрированной прямо в сюжет рекламы Сбера), иногда был топорный экшен, особенно в сравнении с заокеанскими аналогами по жанру, раздражающий смех Александра Петрова, и много чего по мелочи. Но в целом, я с удовольствием провел два с лишним часа за просмотром и могу сказать, что был бы я лет на 10 моложе, то, наверное, моему восторгу не было бы предела, потому что эта экранизация «Ста лет тому вперёд» наверняка бы в меня попала полностью. Однако, поскольку я уже человек весьма насмотренный, мне кино понравилось, но, возможно, не так сильно, как могло бы.

Прекрасная Москва будущего в представлении авторов. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим нечто подобное
Прекрасная Москва будущего в представлении авторов. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим нечто подобное

Впрочем, это не отменяет того факта, что данный фильм - это качественно сделанное современное российское кино, более того, фантастическое кино, которое определённо стоит посмотреть, даже если у вас есть какие-то вполне оправданные предубеждения относительно него. С удовольствием бы посмотрел продолжение, если его когда-нибудь снимут - несмотря на казалось бы внушительные сборы в 1,5 миллиарда рублей, бюджет у фильма где-то 900 миллионов, поэтому особым успехом прокат назвать сложно. Но, надеюсь, продюсеры, увидев множество положительных отзывов, всё же рано или поздно предоставят нам сиквел.

#кино #мнение #столеттомувперед @centpart