Состоялся цифровой релиз одной из громких премьер этого года - российской фантастики «Сто лет тому вперёд» по одноимённому роману Кира Булычёва. По личным причинам посмотреть его в кино мне не удалось, хотя я очень хотел, поэтому глянул только сейчас в онлайн-кинотеатре @okkomovies . Забегая вперёд, от книги мало что осталось (к примеру, знаменитый миелофон тут переименовали в некий космион и полностью изменили его свойства), но обо всём по порядку.
Признаться, я ждал этот фильм, хоть и не без опасений. У меня, как и у многих, тёплые чувства к советскому многосерийному фильму «Гостья из будущего» с Натальей Мурашкевич (Гусевой) в роли Алисы, хотя я давно его не пересматривал, а от песни «Прекрасное далёко» в любом исполнении у меня до сих пор ком в горле появляется. Книгу я также люблю, даже специально впервые с детства, наверное, перечитал в прошлом году и с удивлением обнаружил, что никакого робота Вертера там не было, а Коля не Герасимов, а Наумов. Ну это так, к слову о пользе периодического перечитывания книг.
Новая экранизация любимого с детства произведения, как и ожидалось, с самого начала вызвала бурю обсуждения. Кто-то был изначально против, кто-то настроен нейтрально. Дополнительные вопросы появились после объявления актёров на главные партии - на роли подростков Алисы Селезнёвой и Коли Герасимова (да, в современном фильме почему-то решили оставить фамилию Коли из советского сериала) взяли на тот момент 25-летнюю Дашу Верещагину, волосы которой перекрасили в милый розовый цвет (и, похоже, она мой новый краш:), и 20-летнего Марка Эдельштейна соответственно. Позднее стало известно, что возраст героев будет 17 лет, что отличается от оригинала, из-за того, что ребятам прописали романтическую линию.
Компанию молодым дарованиям составили такие старожилы отечественного кино, как Константин Хабенский и Виктория Исакова в ролях родителей Алисы, вечно хохочущий Александр Петров и невозмутимо спокойный Юра Борисов, загримированный будто под Фейд Рауту из недавней второй «Дюны», сыгравшие космических пиратов Весельчака У и Глота, а также Фёдор Бондарчук на озвучке робота Вертера (да, его тут тоже решили оставить), в новом варианте похожий на летающую умную колонку (что, в целом, наверное, сейчас более уместно, с учётом нынешнего развития технологий, нежели какой-нибудь человекоподобный андроид, как было в «Гостье из будущего»). Одноклассников Коли, волею случая присоединившихся к нему в пространственно-временном приключении, сыграли малоизвестные актеры Кирилл Митрофанов (Фима Королёв), Софа Цибирева (Алтухина) и Матвей Астрханцев (Витя).
И в целом могу сказать, что особый претензий ни к кому у меня нет. Даша хорошо подошла на роль девочки из будущего, создав свой образ культового персонажа, но при этом нет-нет, да что-то из советской версии и проскочит. Впервые я увидел её в 5 сезоне «Трудных подростков», и там она тоже была очень классной, а тут раскрылась ещё больше. Теперь жду экранизацию комиксов Bubble о Красной Фурии с нею же в роли Ники Чайкиной (правда, Даша вообще не похожа на оригинальный образ из комиксов, но тем интереснее будет посмотреть на её интерпретацию персонажа). Марк Эдельштейн, который последнее время активно появляется в СМИ благодаря в том числе успеху на Каннском кинофестивале с фильмом «Анора», в котором, кстати, сыграл вместе «Глотом» Юрой Борисовым, воплотил современного, слегка гиперактивного подростка, который слушает и сочиняет рэп и периодически ломает четвёртую стену, обращаясь к зрителю, как Дэдпул. Вот к этому моменту, кстати, у меня есть вопросы, поскольку иногда подобный ход был использован не очень умело: например, происходит какое-нибудь действие, и Коля буквально прерывает его, врываясь со своими комментариями. Возможно, стоило сделать этот момент чуть более аккуратным.
Из остального каста выделю, пожалуй, Александра Петрова, который раздражал своим постоянным и порой неуместным смехом а-ля Джокер, но при этом было видно, что он получал удовольствие от работы на площадке, да и в целом у меня к Петрову отношение, скорее, нейтрально-положительное, если так можно сказать. В каких-то ролях он мне нравится больше, в каких-то меньше. Да, его последние годы было много, но было видно, что он старается играть, хоть и со своей фирменной экспрессией, просто из-за своего частого появления на больших и малых экранах все его роли как будто слились в один образ. Юра Борисов, который, кстати, тоже хороший актёр, ничем особым, кроме своего грима, не выделяется и сыграл типичного злодея из комиксов без особой мотивации. На Хабенского и Исакову было просто приятно смотреть, а Виктории даже удалось поучаствовать в нескольких экшен-сценах.
Да, конечно, фильм прекрасно далёк (а, как вам каламбур) от книги, но как отдельное произведение на основе знаменитой истории вполне имеет место быть. Получилась яркая и увлекательная фантастика, которую, к тому же, в России не так часто снимают, а хорошую фантастику тем более. Тут классные молодые актёры и знакомые взрослые. Режиссёр Александр Андрющенко (продюсировал такие хиты проката, как, например, неплохая трилогия «Лёд» и спорная дилогия «Притяжение/Вторжение» Бондарчука) и команда честно берут лучшее из западных блокбастеров вроде ранних фильмов Marvel и собирают это в одном своём фильме, при этом собирают достаточно грамотно.
Да, придраться можно ко многому - вроде того, что некоторые сцены вызывали так называемые испанский стыд (типа интегрированной прямо в сюжет рекламы Сбера), иногда был топорный экшен, особенно в сравнении с заокеанскими аналогами по жанру, раздражающий смех Александра Петрова, и много чего по мелочи. Но в целом, я с удовольствием провел два с лишним часа за просмотром и могу сказать, что был бы я лет на 10 моложе, то, наверное, моему восторгу не было бы предела, потому что эта экранизация «Ста лет тому вперёд» наверняка бы в меня попала полностью. Однако, поскольку я уже человек весьма насмотренный, мне кино понравилось, но, возможно, не так сильно, как могло бы.
Впрочем, это не отменяет того факта, что данный фильм - это качественно сделанное современное российское кино, более того, фантастическое кино, которое определённо стоит посмотреть, даже если у вас есть какие-то вполне оправданные предубеждения относительно него. С удовольствием бы посмотрел продолжение, если его когда-нибудь снимут - несмотря на казалось бы внушительные сборы в 1,5 миллиарда рублей, бюджет у фильма где-то 900 миллионов, поэтому особым успехом прокат назвать сложно. Но, надеюсь, продюсеры, увидев множество положительных отзывов, всё же рано или поздно предоставят нам сиквел.
#кино #мнение #столеттомувперед @centpart