Найти тему
Маяк Арктики

ТРАГЕДИЯ ЛАСИНИУСА

долина р.Хара-Улах
долина р.Хара-Улах

Если взглянуть на подробную карту Булунского района, то между реками Хопто и Хара-Улах, на безымянной сопке высотой 94 метра, можно увидеть «могилу Лосиниуса», кем был этот человек,и как он оказался в наших краях мы и попробуем вам рассказать.

Питер Ласиниус, швед по национальности, родился около 1700 года, был принят на русскую службу в 1725 году. Он много плавал и был знающим свое дело штурманом. В Великую Северную Экспедицию Ласиниус вызвался добровольно. Беринг назначил его начальником Ленско-Колымского отряда, который должен был описать берег от устья Лены до Камчатки. Отряд располагал построенным в Якутске ботом «Иркутск» -одномачтовым парусно-гребным судном, с косым парусом длиной 18 метров, шириной пять с половиной метра, с осадкой два метра, вооруженным несколькими лёгкими орудиями. Экипаж «Иркутска» составлял более 52 человека.

Ласиниус со своим отрядом покинул Якутск 29 июня 1735 году одновременно с отрядом Василия Прончищева. Они не ладили. И хотя из Якутска вышли в один день 30 июня 1735 года, в пути не общались. Об этом же свидетельствуют и две первые точные карты Лены. Одна составлена на боте Ласиниуса геодезистом Дмитрием Баскаковым, подштурманом Василием Ртищевым и штурманским учеником Осипом Глазовым. Другая — помощником Прончищева Семеном Челюскиным. В них большие разночтения, которые не возникли бы при встрече.

Оба отряда 2 августа прибыли к острову Столб, расположенному в начале дельты. На вторые сутки «Иркутск», пройдя Быковской протокой, достиг взморья. Двое суток бот стоял у Быкова мыса, а затем, дождавшись попутного ветра, вышел в море. На траверсе бухты Тикси судно находилось 6-7 августа 1735 года.

Плавание затруднялось большими скоплениями льда и неблагоприятными ветрами. Северные и северо-восточные ветра нагоняли лед к берегу и препятствовали продвижению вперед. С трудом удалось пройти западный берег губы Буор – Хая до мыса Оркюле. Поэтому уже 18 августа Ласиниус ввел бот в устье реки Хараулах, решив здесь зимовать. Из плавника, валявшегося на берегу, команда быстро построила дом. Построили избу, длинную и узкую, в двадцать четыре метра длинной и три шириной. Сделать это было нелегко. Среди плавника нельзя было найти достаточно толстых и ровных деревьев, многие были с кривыми стволами. Для крыши плавника не хватило, и дом покрыли дёрном. Стены получились со щелями. Чтобы протопить помещение, решили поставить три печи. Подходящей глины не было, и печи кое-как соорудили из речного ила, поэтому они постоянно разваливались. Место для зимовки, вопреки мнению опытных членов команды, было выбрано Ласиниусом неудачно: оно было низким и сырым. Уже 16 сентября после сильных северных ветров вода поднялась, и зимовье в течение нескольких дней было затоплено.

Зимовка началась и проходила крайне тяжело. По рассказам выживших матросов, Ласиниус был груб и непримирим. Уже в самом начале зимовки он приказал вдвое уменьшить и без того скудные нормы питания, мотивируя своё решение тем, что продовольствия может не хватить до Тихого океана. Он не сумел наладить питание и быт людей . В отряде назревал бунт. Последней каплей оказался конфликт с унтер - офицером датчанином Росселиусом, который, как выяснилось, торговал судовыми запасами сухарей. Командиру было объявлено «слово и дело», что означало отстранение от должности. Матросы предложили принять командование штурману Василию Ртищеву, но тот понимал, что ему, как помощнику капитана, за участие в бунте грозит смертная казнь. Пришло решение восстановить нормы питания, арестовать Росселиуса и отправить его под конвоем в Якутск. К этому моменту вся команда болела цингой. Первым 19 декабря 1735 года умер командир Питер Ласиниус. Командование принял Ртищев. Им были приняты все возможные меры, но состояние команды резко ухудшалось. В январе 1736 года умерли еще восемь человек. В феврале скончались еще двенадцать человек, в марте — четырнадцать, в апреле умерли еще трое. К 1 мая к моменту прибытия спасательного отряда М. Я. Щербинина из 52 с лишним человек в живых остались лишь восемь. Михаил Щербинин, первый описавший бухту Тикси, спас остатки отряда. После оказания помощи они были отправлены в Якутск.

Что же касается обозначенной на карте «могилы Лосиниуса», её так никто до сих пор не обнаружил, известный советский и российский путешественник Д.И.Шпаро, который лично организовывал экспедиции по поиску следов отряда Ласиниуса, делает следующие предположения:

Первое предположение – река Найба, находящаяся в 25 км к юго-востоку от мыса Хара-Улах. Правый ее берег образован горным кряжем и выходит в море (мыс Каменный Столб). Бухта, куда впадает река, называется Хараулахской. Поселок в устье, помимо официального названия Найба, в народе именуется Хара-Улах. Главными контраргументами являются: отсутствие оголяемых во время отлива песков и направление русла реки в устьевой зоне (восток, а по "Журналу…" – юг ).

Второе предположение – юг бухты Буор-Хая, река Куллагай. Здесь во время отлива осушаются значительные площади. В 8 км к западу от устья находился стан Сатыган-Талу, где П.И.Ильин увидел большое число православных могил. Контраргументы: слишком большая ошибка у Лассиниуса в определении места, кроме того, исходя из карты, в этом районе отсутствует природный объект, который можно идентифицировать "камнем в берегу высоким".

Все возможные гипотезы относительно расположения лагеря Лассиниуса не на реке Хара-Улах, а в другом месте, требуют дополнительной архивной проработки.

Если в XVIII веке уровень моря был выше современного, то это может объяснить, как Лассиниусу удалось ввести судно в устье реки. Однако тогда остатки зимовья должны были бы сохраниться. Если уровень моря был ниже, весьма возможно, что место лагеря сейчас находится под водой.

О существовании значительных колебаний уровня моря косвенно могут свидетельствовать слова лейтенанта Прончищева, приводимые А.П.Соколовым, "что по замечаниям бывалых людей: "Ледовитое море перед прежними годами много убыло, и подле берега стало мелко". С другой стороны, границы распространения молодого плавника и старого (покрытого дерном и полусгнившего) совпадают. Следовательно, за последние 100–150 лет высота паводка в устье, который определяется уровнем моря, не изменялась. Однако авторы отчета считают, что вопрос о морской гидрологии этого района требует дополнительного изучения.

Гуков С.А.