Да, Ежи Штур умер. Герой кинокартин «Дежа вю», «Кингсайз», «Даун Хаус»… А также фильма «Секс-миссия», у нас в СССР целомудренно прозванного «Новые амазонки»! (Ведь всем было известно: «В СССР – секса нет!» Ну и слова такого, соответственно, тоже. Размножались, видимо, почкованием…)
Для меня Штур был и остался тем Юреком, с которым я познакомился «всего лишь» 36 лет тому назад, в 1988 году. Это было в Одессе, летом, на съёмках фильма, первоначально названного «Виза 48 часов». Но вышедшего в прокат под совсем другим именем – «Дежа вю»!
Почему?...
«ВИЗА 48 ЧАСОВ»
Думаю, рабочее название фильма, с которым тогда на Одесской киностудии начинал работать блестящий польский комедиограф Юлиуш Махульский и его неизменный соавтор Ежи Штур, зрителя просто-напросто «не цепляло». Что за «виза» такая? И почему «48 часов»?
Поэтому картине придумали другое, более интригующее название – «Дежа вю»!
Фильм вышел в прокат в 1989-м. На Одесской киностудии очень хорошо запомнили эти съёмки, ставшие каким-то глотком свежего воздуха после нескольких лет безденежья и «тухляка».
Ну а в Советском Союзе, на его «излёте» – в память поколения врезался сам этот фильм, ставший ему, Советскому Союзу, яркой юмористической эпитафией. Снятой в Одессе (Ха-ха-ха!) пристрастными поляками (О-хо-хо…).
Это был первый в истории Одесской киностудии фильм, который снимали с невероятной по тем временам скоростью. Потому что снимали НА ВИДЕО!!! Отснятые бобины с кинолентой не отправляли, как раньше, в проявку. А после этого не тянулись долгие дни ожидания:
«— Ну что там у нас получилось? И получилось ли желаемое? Неужели всё придётся переснимать???...»
Нет! Отснятый материал ТУТ ЖЕ, на съёмочной площадке просматривали на здоровенном таком телевизоре (типа нашего «Электрона», кто помнит). И здесь же режиссёр-постановщик Юлиуш Махульский давал добро. Или же говорил:
«— Переснимаем!»
Но переснимали редко – работали удивительно дружно, слаженно, на одном дыхании…
Снимали, помнится, на плёнку Codak (что также было «Вау!» – стоила она по тем временам космических денег). В связи с этим Николай Караченцов на съёмочной площадке (съёмки шли в Одесском яхтклубе) рассказывал нам, «желторотикам», как видел (натурально своими собственными глазами, ядрёна вошь!) кусок нашей, отечественной киноплёнки Шосткинского завода «Свема», где между светочувствительным слоем и целлулоидной плёнкой застряла… муха!
Да-да! Натуральная муха! Вот такого качества была наша, советская киноплёнка… А тут – «Кодак»!
Тогда впервые на Одесской киностудии снимали… СТРИПТИЗ! И об этом громким шёпотом говорили на всех углах. Платили за «обнажёнку» бешеные по тем временам деньги – 100 рублей за смену! (К примеру, я за свою роль второго плана получал неплохие по тем временам деньги – 12 рублей за съёмочный день. А тут – целых СТО РУБЛЕЙ!!! Но без трусов…)
В общем, Одесса кибенематографическая летом 1988 года гудела… И было из-за чего!
ЦИТАТНИК УШЕДШЕЙ ЭПОХИ
В фильме действительно много фраз, разошедшихся на цитаты (конечно, это не Ильф и Петров, но всё-таки…).
— 500 бутылок оказались пустыми.
— Наверное, ребята выпили. Север, Аляска, холодно… Решили согреться.
— 500 бутылок???
— Ну их же пять человек было!
Или ещё, к примеру, такие:
— [ДОЛЛАРЫ…] ЭТО НЕ ДЕНЬГИ! РУБЛИ ДАВАЙТЕ!
— ВЫ ГОСТЬ ИЛИ ИНТЭРВЭНТ?…
— А ПОГРОМЫ БУДУТ?
— ТЕФТЕЛЬ С РИСОМ, КОТЛЕТЫ С КАРТОШКОЙ… МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ!
— ВОТ ИХ ПРОФЕССУРА ГОТОВА К БОЮ! А НАША?…
И тэ дэ.
- · СПРАВКА
Актер Ежи Штур скончался в возрасте 77 лет, сообщает польский портал Onet со ссылкой на сына актера – Мацея Штура.
Несколько лет назад он перенес инсульт и сердечный приступ, а также боролся и с раком гортани.
Ежи Штур известен советскому и российскому зрителю по фильмам:
«Секс-миссия» («Новые амазонки») (1983), , «Кингсайз» (1988), «Дежа вю» (1989), «Даун Хаус» (2001).
Onet называет Штура одним из самых выдающихся польских актеров кино и театра.
Ежи Штур окончил факультет польского языка Ягеллонского университета (Краков) и факультет актерского мастерства Государственной высшей театральной школы в Кракове (ректором которой он впоследствии стал). За свою карьеру успел сняться в фильмах Анджея Вайды, Анджея Жулавского, Кшиштофа Занусси, Кшиштофа Кесьлевского, Юлиуша Махульского, Агнешки Холланд.
Работу в кино Штур совмещал с дубляжем. Он озвучивал для польской аудитории, в частности, почтальона Жозефа Рулена в номинированном на «Оскар» фильме «Ваш Винсент» и Рафики из нового «Короля Льва». Самой известной его ролью в дубляже стал Осел из «Шрека». Также занимался озвучиванием аудиокниг о Болеке и Лёлеке, песике Рексе и малыше Николя.
ШТУР, НАШ ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ДРУГ
Реально – у нас Юрека помнили многие. И в Одессе, и в России, и за её пределами. Потому что это – наша общая история. Как «Три танкиста и собака». Как «Приключения Болека и Лёлека». Как Барбара Брыльска в нашей культовой ленте «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Без которой наш любимый праздник Новый год – как-то даже не очень себе праздник…
Потому что мы – вспоминаем то, что нас с поляками ОБЪЕДИНЯЕТ!
А уроды во власти Польши (в частности) и Европы (в целом) – только то, что нас РАЗЪЕДИНЯЕТ. И вспоминают-то непременно с единственной целью – нас РАЗЪЕДИНИТЬ, РАССОРИТЬ!
Грустно осознавать, что дружеское и профессиональное общение, сердечные отношения многих тысяч людей, разделённых границами, но связанных крепчайшими узами, оказались просто «пшиком» для горстки отморозков, которым просто-напросто стало ВЫГОДНО сделать нас врагами с близкими людьми – в Польше, Прибалтике, Финляндии... И, конечно же, на Украине!
И воплотить древний как мир тезис:
«Divide et impera!» – «Разделяй и властвуй!»
Проще простого! По щелчку чьего-то жирного пальца!
Щёлк! И кровно, сердечно связанные люди – враги!
Щёлк! И целые народы, объединённые родственными и кровными узами, историческими, религиозными ценностями, языком и культурой, общими традициями и укладом – ощетиниваются ракетами... И полетели мины и дроны… И брат убивает брата...
«А НАМ – ПОФИГ! НАМ ВЫГОДНО ВАС РАССОРИТЬ!»
...Ежи Штур, конечно же, был не из числа этих ушлёпков. И не им чета. Он хорошо говорил по-русски, сотрудничал сначала с советскими, а затем – российскими коллегами. И не так давно, в 2022-м, сетовал:
«— Знаете, мне безумно жалко, что сегодня Россия и Польша отдалились друг от друга…»
Светлая память доброму, талантливому творцу – нашему большому другу!
Илья Карпенко
Фото: из открытых источников интернета