Найти в Дзене
Историада

Кукловоды в тени: могла ли Америка финансировать декабристов

Оглавление

В исторической памяти участники восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году часто представляются страдальцами и мучениками, боровшимися за народное благо. Однако давайте копнём глубже и посмотрим, что скрывается за этим романтизированным образом.

Кто на самом деле стоял за спинами тех, кто вывел 14 декабря обманутых солдат к подножию Медного всадника?

Если вникнуть в суть планов и намерений руководителей Северного и Южного тайных обществ, становится очевидно, что особой заботы о простом народе у них не было. Да, формально в их программе значилось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но освобождение это подразумевалось без земли, что де факто превращало вчерашних крепостных в бесправных батраков. Получив вожделенную "свободу", они могли лишь за гроши горбатиться на тех же самых господ, которые теперь были освобождены от всяких обязательств заботиться о своих работниках. Согласитесь, не слишком-то гуманная перспектива.

Что же до будущего государственного устройства России, тут среди заговорщиков царил раздрай. Одни ратовали за полную отмену монархии и передачу власти военной хунте лет эдак на десять, до принятия конституции. Причём большинство "хунтистов" рассматривали этот срок как минимальный. Такой вот получался своеобразный "демократический" транзит через диктатуру.

Другая часть декабристов, вдохновляемая Павлом Пестелем, грезила о "просвещённом диктаторе", этаком русском Наполеоне, который сможет железной рукой направить Россию по прогрессивному пути. Для них пример удачливого корсиканца, в одночасье шагнувшего из генералов в императоры, был крайне притягателен.

-2

Впрочем, рядовым участникам восстания, тем, кто непосредственно вышел на брусчатку Сенатской, высокие материи будущего обустройства державы были не слишком интересны. Как показало следствие, многие примкнули к тайному обществу по весьма прозаической причине — в надежде на то, что в случае успеха переворота новая власть попросту спишет их многочисленные долги. Увы, эти простодушные искатели лёгкой наживы даже не подозревали, что были для закулисных кукловодов мятежа всего лишь расходным материалом, пушечным мясом. Власть в случае победы должна была перейти совсем в другие руки.

Следствие по делу 14 декабря вскрыло немало интереснейших деталей и пикантных подробностей. Однако император Николай I, лично контролировавший его ход, распорядился побыстрее свернуть дознание, ограничившись казнью непосредственных участников стояния на Сенатской.

Почему?

Да потому, что в ходе расследования замаячили тени куда более высокопоставленных персон, нежели Рылеев, Пестель или Каховский.

Николай Павлович
Николай Павлович

Чего стоит хотя бы странное поведение Санкт-Петербургского генерал-губернатора Милорадовича. Получив от Николая I полный список заговорщиков ещё 12 декабря, он и пальцем не пошевелил, чтобы их обезвредить. А вспомнил о своих прямых обязанностях лишь 14-го, когда провал путча стал очевиден. Именно в тот момент, когда незадачливый градоначальник принялся увещевать мятежных солдат, Каховский и влепил ему пулю в бок.

Командующий гвардией генерал Бистром тоже весьма подозрительно тянул время, не отправляя верные полки на подавление бунта. А бывший госсекретарь Александра I Сперанский, адмиралы Мордвинов и Сенявин — все они в той или иной мере были "в теме".

Яснее ясного, что спусковой крючок восстания нажимали очень влиятельные силы. Представители родовитой аристократии уже давно грезили о том, чтобы поставить царскую власть под контроль некоего аналога британской палаты лордов. Сделать Госсовет из декоративного придатка реальным органом управления державой. Николай Павлович оказался крепким орешком, он попросту окружил бунтовщиков верными частями, не пожелав вести переговоры. Вот тут-то высокопоставленные заговорщики и засуетились, вмиг переобувшись из потенциальных бунтарей в блюстителей порядка.

-4

Но, пожалуй, самая любопытная версия предложена историком Сафоновым. Он усматривает в событиях на Сенатской следы большой политической игры, которую вела при дворе вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать Александра и Николая. Якобы она представляла интересы влиятельных торгово-промышленных кругов, связанных с Российско-Американской компанией. Эти деловые люди грезили об экспансии в Новый Свет и страны Юго-Восточной Азии.

Один из лидеров Северного общества Кондратий Рылеев как раз занимал пост начальника канцелярии той самой Российско-Американской компании. И, по некоторым данным, исправно подкармливал будущих декабристов из корпоративной кассы. Представьте, как изменилась бы мировая история, окажись во главе России правительство, ориентированное на интересы "колониальной партии".

Глядишь, и до Русской Америки от Аляски до Калифорнии было бы рукой подать. Вот такой поворот!

-5

Как видим, в событиях 14 декабря 1825 года сплелись в тугой клубок интересы самых разных групп: от "младших офицеров", одержимых абстрактной идеей свободы, до матёрых царедворцев и воротил большого бизнеса, преследовавших куда более приземлённые и циничные цели. Романтики с Сенатской были для них не более чем пешками в большой игре. Что ж, история иной раз умеет выкидывать занятные фортели, являя нам изнанку вроде бы хорошо знакомых событий.

Так стоит ли безоговорочно верить привычным трактовкам и устоявшимся оценкам?