Закончил я писать про джазовых басистов
И спать улегся с совестью я чистой
Но вот, когда ночь переходит в утро,
Ко мне во сне явился Виктор Вутен
.
И говорит мне Виктор - "Что ж ты, братец?
Хорош отлынивать, вставай-ка, тунеядец! "
(От возмущенья он кипит весь и дрожит)
"А про меня писать кто будет, f*cking sheet?!
.
С тех пор, как нас покинул гений Жако
(И всем, конечно, очень Жако жалко)
Но в курсе все, что с Жаковым уходом
Басистов всех Я круче год от года!
.
Теперь в джаз-басе Вутен number one,
А не согласен кто, я живо в морду дам! "
И отвечаю Вите я во сне -
"А ну-ка не кидай предьявы мне!
.
Устроил тут с истериками триллер,
Вопрос еще, кто круче, может Миллер?
Ну или Стэнли, тот, который Кларк?
Иль эти двое для тебя какой-то шлак?
.
Но чтобы дело не дошло до мордобитья
И про тебя легко я напишу, мой милый Витя!
Писать мне про басистов в кайф уже давно,
А про таких как, Витя, ты —
О-СО-БЕН-НО!!"
_________________________
Ну такое может только после перебора моего фирменного кальвадоса присниться, потому что взаимоотношения между этими тремя величайшими из ныне живущих джаз / фьюжн / фанк басистами в реальной жизни просто замечательные (насколько мне известно... а мне относительно басистов известно ВСЁ! 😊)
(А цикл про джазовых басистов аж из четырёх статей — если кто пропустил— у меня был совсем недавно. Так что всем интересующимся - welcome ознакомиться с творчеством великих мастеров тонких пальцев и толстых струн! Вот тут 👇)
_____________________
SMV — супергруппа, спонтанно сформированная в 2008 году бас-гитаристами Стенли Кларком, Маркусом Миллером и Виктором Вутеном; название группы образовано из первых букв имен музыкантов-основателей. Моментом рождения идеи создания данной группы принято считать первое совместное выступление трех музыкантов в 2006 году на организованном журналом «Bass Player» концерте, когда Миллер и Вутен присоединились к Кларку на сцене во время выступления с целью последующего вручения ему учрежденной журналом премии за достижения в области бас-гитарной музыки.
Здесь собран звездный состав мастеров грува, сняты самые сливки басового мира. Когда такие музыканты собираются вместе, это не просто группа — это событие. Это сотрудничество демонстрирует мастерство, креативность и глубокую любовь к басу. Слушать их — все равно что посещать мастер-класс по тону, ритму и технике.
Про Маркуса Миллера у меня уже была большущая статья 👇
Про Стенли Кларка я много писал россыпью по разным статьям про басистов, но обязательно как-нибудь сооружу про него отдельную статью, иначе еще и этот завалится ко мне в сон, прям не снимая грязных ботинок.
Стало быть, сегодня напишу про Виктора Вутена!
Формат статьи сегодня будет вот такой:
Сначала я напишу о его музыкальной биографии, затем дам с более или менее подробным разбором несколько его значительных музыкальных партий, а в конце статьи познакомлю вас с личностью Виктора Вутена, как музыкального философа и мудрого человека, приведя его цитаты о музыке и жизни и представив пару его больших бесед о том же самом (с русским переводом).
Очень рекомендую всем, кто хочет вырастить детей музыкантами, да и вообще всем людям, которые хотят музыкально развиваться.
Поверьте мне - это действительно стоит посмотреть и послушать.
Виктор Вутен переосмыслил значение слова "музыкант". Такого мирового признания, какое заслужил Вутен, не было со времен Джако Пасториуса!
Обладатель пяти премий Грэмми!
Виктор Вутен работает как соло-исполнитель, а также как участник легендарной группы Béla Fleck & the Flecktones.
Виктор - настоящий изобретатель, талантливый композитор, аранжировщик, продюсер, вокалист и мульиинструменталист. После успешной работы в группе Flecktones, Вутен сосредоточился на сольной карьере, собрав свой первый коллектив Bass Extremes и записав потрясающий альбом "Show of Hands" в 1996 году. 👇
Группу он создал вместе со Стивом Бейли (Steve Baily, басист, основатель школы игры на безладовом шестиструнном басу)
______
Виктор Лемонте Вутен
(59 лет - рождённый 11 сентября 1964 г) —
уникальный человек. Будучи в семье младшим из пяти мальчиков, он начал учиться играть на музыкальных инструментах в нежном возрасте двух лет. В трехлетнем возрасте он начинает постигать гитарное мастерство с помощью игрушечной гитарки «Микки Маус».
Он начал выступать в ночных клубах и театрах в качестве басиста в семейной группе в возрасте пяти лет, а в шесть лет отправился в турне со своими братьями, открывая шоу легендарного соул-исполнителя Кертиса Мэйфилда. Выступал в парке аттракционов (видимо оттуда такая любовь к фокусникам и акробатам, которую он несет по жизни)
Вскоре после этого его ласково назвали 8-летним "Бас-Тузом" ("bass ace"), и до окончания средней школы он и его братья делили сцену с такими артистами, как Стефани Миллс, War, Рэмси Льюис, Фрэнки Беверли и Мейз, Декстер Уонсел и The Temptations.
Но это только начало истории этого титана из Теннесси.
Как я уже написал (а "повторенье, чтоб для закрепленья, известно даже деткам - мать ученья") — Вутен, ныне пятикратный обладатель премии Грэмми, появился на мировой сцене в 1990 году как основатель супергруппы Bela Fleck and the Flecktones.
Продолжая прокладывать музыкальный путь с группой, Виктор также стал широко известен своими сольными записями и турами, номинированными на премию Грэмми уже в составе группы, а не сольно.
Помимо прочего, он любящий муж (это правда, мне самому его жена говорила, что он ее очень любит), 👇
и отец четверых детей (правда отец, правда множества детей) 👇,
опытный натуралист (он реально водится со всякими зверушками) и педагог, публикуемый автор (куча книг) , фокусник (он действительно - мастер фокусов и даже с ними выступает) и акробат (правда акробат, крутит всякие сальто-мортале) , а также обладатель всех основных наград, присуждаемых бас-гитаристам, включая трижды!!! признание читателями журнала Bass Player Magazine «Басистом года» (единственный человек, на планете который выигрывал этот титул более одного раза). Было это в 98 году. А для профессионального басиста даже одно это звание дорогого стОит! А том же году Виктор удостоился очередной премии «Грэмми» за инструментальную композицию «Almost 12» с альбома Bela Fleck and the Flecktones «Left of Cool». 👇
В этом же году Виктор занял первое место в рейтинге басистов-новаторов 90-х!
Кроме того он является трехкратным победителем в звании "Бас-гитарист года" по версии Nashville Music Awards.
Виктор Вутен использует бас-гитары «Fodera» модели Yin Yang и Monarch и является лицом фирмы и талисманом отличной фирмы муз-инструментов Fodera.
Вот тут его фирменная басуха "Fodera" 👇
В 2011 году журнал Rolling Stone включил Виктора в десятку лучших басистов ВСЕХ ВРЕМЕН!!
________
У Виктора просто чудовищные басовые навыки — он может бить слэп, играть тэппингом, играть double thumb, pull-off и open hammer pluck... Ладно.. Не буду вас грузить бас-гитарными терминами...😊
Он может даже подбрасывать бас в воздух и играть всю тему на лету, пока гитара не приземлится!!!! (вот это точно всем понятно).… Ладно... Шуткую... Не всю тему... Только начало.. остальное он доигрывает, когда басуху поймает ... Опять шутка...а может и не шутка, короче, сами догадайтесь 😜
Но то, что действительно делает его одним из настоящих великих — это его потрясающая музыкальность!
______________
Давайте более подробно рассмотрим десяток определяющих басовых партий из его невероятной карьеры!
_______________
1) "You can't Hold No Groove"
Начну с трека, который стал своего рода фирменной мелодией для Виктора с тех пор, как он появился на его дебютном альбоме A Show of Hands в 1996 году.
Помимо демонстрации невероятной техники Виктора, обратите внимание на то, как Виктор использует глушение нот, чтобы действительно улучшить общий грув.
2) "Classical Thump"
В Classical Thump абсолютно поразительная слэповая техника большим пальцем.
Виктор написал эту песню еще в середине 80-х как упражнение для некоторых техник большого пальца, над которыми он работал, и в конце концов записал ее на альбом "A Show of Hands".
Это действительно хорошая тема для тренировки всех басистов мира, которые хотят освоить технику большого пальца Виктора. Я и сам когда- то сломал свой любимый большой палец осваивая это и теперь мне приходится довольствоваться тремя оставшимися. 😊 ( смайлик, чтобы все смогли оценить шутку юмора)
3) "Sinister Minister"
Виктор был басистом Béla Fleck and the Flecktones с момента образования группы в 1988 году, и Sinister Minister, несомненно, самая популярная песня в сет-листе Flecktones.
Она была записана для одноименного дебютного альбома группы еще в 1990 году. Это был первый раз, когда Виктор действительно дал волю своей невероятной технике миру. Излишне говорить, что она полностью сразила басистов по всему миру.
Если вы послушаете, соло на самом деле включает некоторые из его фраз из Classical Thump.
Посмотрите этот клип с джазового фестиваля в Джексонвилле.👇
Обязательно досмотрите до конца и вы увидите нечто невероятное! 👇
4) "Sex in a Pan"
(то бишь - "Секс на сковородке")
Эта песня из альбома The Flecktone 1991 года Flight of the Cosmic Hippo, и изначально она была сольной басовой пьесой, которую Виктор продолжал играть на саундчеках и репетициях.
Это отличный пример техники глушения правой рукой Виктора, которую он использует, чтобы приглушить струны около бриджа и сделать фразу более фанковой. Мелодия на самом деле названа в честь десерта, который группа ела в Северной Каролине. Так что - никакой половой распущенности и извращений на сковородках. 😊
Вот отличная версия с Виктором и The Wooten Brothers. 👇
5) "Vix 9"
Далее следует вступительная песня с альбома Flecktone 1993 года Three Flewing Over The Cuckoo's Nest, выпущенного в 1993 году. Виктор придумал этот трек, удачно названный Vix9 – из-за особенностей ритма его действительно трудно прочувствовать, особенно в середине мелодии, когда она замедляется до 3 тактов.
На тот момент группа состояла всего из 3 человек, с братом Виктора, Роем, который играл на Drumitar, так что Виктор действительно делает все возможное, чтобы наполнить саунд, никогда не вмешиваясь в соло Белы на банджо, но при этом сохраняя интерес к игре.
Bela – это не женское имя, - мужское. Bela Fleck – вытащил банджо из блюграсса на новый уровень!
Барабанщик брат Вутена по кличке Future Man. Играет на drumitar! Это такая штука по форме как гитара, только вся в кнопках, которыми он тригирует сэмплы ударных. Вообще от «классического» ударника не отличить. 👇
6) "Stomping Grounds"
По словам Виктора, он и Бела Флек написали эту следующую песню, Stomping Grounds, во время проверки звука, то бишь саундчека на гастролях в Европе. Вы можете услышать ее на альбоме Flecktones 1996 года Live Art.
Она вскоре стала любимицей публики, и если вы посмотрите, как Flecktones играют ее вживую, вы поймете, почему.
7) "Norwegian Wood"
Виктор начал аранжировку классики Beatles, Norwegian Wood, когда его попросили сыграть сольную пьесу на благотворительном вечере Джона Леннона. Она ему так понравилась, что он записал ее на своем сольном альбоме 1997 года What Did He Say?
Это мастер-класс по гармонике, двуручному тэппингу и игре аккордов на басу.
8) "Snake Soda"
Хотя Виктор, вполне справедливо, наиболее известен своей новаторской работой с Flecktones, в середине 90-х он также был частью другой потрясающей фьюжн-супергруппы — Vital Tech Tones — вместе с барабанщиком Vital Information Стивом Смитом и гитаристом Tribal Tech Скоттом Хендерсоном.
Группа никогда не выступала вживую, но они выпустили два потрясающих инструментальных альбома — Vital Tech Tones в 1998 году и Vital Tech Tones 2 в 2000 году. Взятый из их первого альбома, Snake Soda, как и следовало ожидать, является джаз-рок-фьюжн-копозицией, где Виктор просто рвёт всех и не берет пленных, когда дело доходит до его соло.
9) "The Lesson"
Записанный на его сольном альбоме 2008 года Palmystery, The Lesson включает в себя брата Виктора и его коллегу по Flecktone, Роя «Future Man» Вутена, играющего на кахоне и хлопающего в ладошки.
Виктор снова демонстрирует свою непревзойденную ловкость на басу, играя аккорды, арпеджио и мелодические линии, а также бренча прохладное фламенко. Это было предвестником книги Виктора The Music Lesson. Просто потрясающая книга, которую обязательно должен иметь каждый басист! Кстати, ее до сих пор можно купить ( ноты там тоже есть). 👇
Посмотрите вот это импровизированное выступление 👇
10) "Funky D"
С Деннисом Чемберсом за барабанной установкой и Виком на басу вы ожидаете невероятно плотных грувов, и они не могут быть плотнее, чем в этом треке — Funky D.
В 2017 году Виктор объединился с Деннисом Чемберсом и саксофонистом Бобом Франческини, чтобы записать новый альбом Trypnotyx.
В Funky D также участвует комик/вокалист-инструменталист Майкл Уинслоу (помните "Полицейскую академию"?)
В отсутствие Чемберса Виктор берет на себя руководство этим дуэтом 👇
А вот Виктор Вутен дает с этой темой мастер- класс 👇
__________
Ну а в завершении этой статьи я хочу вас немножко познакомить с Виктором, как с человеком.
Потому что лучше, чем человек знает сам себя, его не знает никто.
И потому, что практически все музыкальные статьи знакомят нас с музыкой, а не с музыкантом. А познание личности музыканта - ключ к пониманию его музыки.
И еще потому, что его мысли о жизни и о музыке кажутся мне очень интересными и созвучными моему внутреннему настрою.
Итак —
Немножко цитат Виктора Вутена:
Всем понятно, что пятикратный обладатель премии Грэмми Виктор Вутен — один из самых искусных басистов в современной музыке. Но, возможно, даже больше того, он учитель, тот, кто понимает, что музыка — это мистический язык.
И когда кто-то изучает новый язык он делает определенные шаги к этому пониманию и постижению.. Иногда эти шаги обязательные для всех, другие шаги - личные и уникальные для каждого человека. Вутен понимает, что люди изучают язык музыки каждый, по-своему.
Вутен, сотрудничавший с целым рядом артистов от Дэйва Мэтьюса до Белы Флека, также является автором музыки и даже книг. Поэтому вполне логично, что этому человеку есть что сказать о музыке, своем ремесле и людях, работающих в выбранной им области.
Итак, что это за мысли, на самом деле? Что говорит 59-летний талантливый Вутен о жизни и любви, музыке и искусстве? Давайте погрузимся в лучшие цитаты Виктора Вутена.
Я их прочитал, когда готовил эту статью. Ну и перевёл, как смог, за качество перевода шибко не пеняйте - на переводчика я не учился. Но, надеюсь, общий смысл будет понятен.
- «Бас недооценивают и недооценивают, но он играет самую важную роль. Бас — это связующее звено между гармонией и ритмом. Это основа группы. Это то, на чем стоят все остальные инструменты, но его редко признают таковым»
- «Никогда не теряйте ритм, чтобы найти ноту»
- «Нельзя говорить по-музыкальному, используя только ноты, но можно говорить по-музыкальному и без нот!»
- «Видите ли, большинство людей играют громко, чтобы привлечь чье-то внимание, но если они станут играть тише, то это сможет даже быка от атаки остановить»
- «Музыкантам не обязательно верить. Нам не обязательно доверять. Наша музыка говорит сама за себя, и слушателю не нужно ничего знать о нас. Музыка трогает эмоции людей так, как ничто другое. Когда люди находят музыканта, который им нравится, они обычно становятся его поклонниками на всю жизнь. Если им нравится музыкант и его музыка, они откроют свои сердца всему, что скажет этот музыкант. Неважно, из какой страны музыкант или поклонник. Музыка — это язык, который понимают все. Она выходит за рамки и разрушает барьеры. Это делает музыканта очень сильным, а с силой приходит ответственность»
- «Мне стало ясно, что Музыка связана со всем, особенно с природой и языком, но для того, чтобы говорить на ней естественно, мне сначала пришлось стать ее частью»
- «Есть только одна причина, по которой вы когда-либо терпите неудачу в чем-либо… и это всё потому, что вы в конце концов меняете свое решение. Вот и все!… все, что вы когда-либо решили сделать - делайте и обязательно преуспеете в этом»
- «Ребёнок, играющий на воображаемой гитаре, не берет ни одной неправильной ноты»
- «Пришло время взять свою жизнь под контроль и признать, что именно вы ею управляете, а не она вами»
- «Когда люди возносят тебя на пьедестал, не сходи с него, притворяясь скромным. Потому что если они возносят тебя туда, это показывает, как высоко они видят. Оставайся там и подтягивай их наверх, и от этого они будут расти быстрее»
- «Вы можете научить только себя. Пока мы не доживем до того дня, когда я смогу физически внедрить знания в вашу голову, я не смогу вас ничему научить. Я могу вам только показывать то, что умею сам»
- «Мы думаем, что Музыка останавливается в ушах. Это ошибка. Вибрации можно почувствовать в любом месте и в любое время, даже глазами»
- “Сила женщины отличается от силы мужчины. Священные дары, которые она носит в себе, могут поднять человеческий дух выше, чем любой мужчина может поднять одними мускулами. Женщины не только зачинают, вынашивают и дают жизнь другим, они могут переносить эмоциональную и физическую боль, которая сломила бы большинство мужчин. Все люди обладают интуицией и чутьем, но женщины на самом деле прислушиваются. Поскольку они заботятся о других, они намного ближе к своей истинной природе”
- "Большинство других музыкантов пренебрегали моим новообретенным умением слушать. Не то чтобы они не умели слушать так же хорошо, как я, просто у них это не получалось. Я заметил, что большинство музыкантов, похоже, предпочитали прислушиваться к себе, а не к остальной группе. Я обнаружил, что, когда я слушал других музыкантов больше, чем самого себя, я играл лучше”
- “Вам не нужно создавать это (музыку); вам просто нужно почувствовать ее и стать с ней единым целым. Тогда все, к чему вы прикоснетесь, может стать и станет вашим инструментом”
- “Каждый раз, когда ты двигаешься, и каждый раз, когда ты берешь ноту, частичка тебя остается позади”
"Музыка, как язык" Виктор Вутен 👇
Вот это очень рекомендую.
Специально для читателей, не владеющих иноземным бесовским бусурманским англицким наречием... Постарался и нашел с русским переводом.
Уроки от уважаемого дяди Вити 👇
Музыкальная философия 👇
Музыка, как язык 👇
В описании видео говорится -
"Музыка - это мощный инструмент коммуникации, она заставляет нас смеяться, плакать, думать и задавать вопросы. Басист и пятикратный обладатель премии "Грэмми" Виктор Вутен просит нас подходить к музыке так же, как мы учим устный язык, - допускать ошибки и играть как можно чаще. (Урок Виктора Вутена)"
Ну а теперь немного о грустном.
В 2018–2019 годах у Вутена было диагностировано редкое неврологическое заболевание, называемое фокальной дистонией рук и верхней части тела, которое ограничивало его способность полноценно играть в предыдущие годы. «Самое простое и самое точное объяснение, которое я когда-либо слышал, заключается в том, что мозг посылает рукам беспорядочную информацию, а руки не отвечают», — говорит басист.
Но вроде как в настоящее время благодаря усилиям врачей симптомы значительно уменьшились.
Так что пожелаю уважаемому Мастеру здоровья и еще раз здоровья!
____________
Ну и в завершении, чтобы не заканчивать на такой грустной ноте - еще немного музыки
Братья Вутоны. Очень забавный ролик
В главных ролях: Виктор Вутен, Джозеф «Hands of Soul» Вутен, Рой «Futureman"» Вутен и Реги «Teacha» Вутен. 👇
Ну и еще тройка композий
______
Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!
Пока!
(* - все фотографии из открытых источников)