Найти в Дзене
NewMan

Джаз и бас — Часть III

Всё-таки я решил продолжить цикл статей про великих джазовых мастеров тонких пальцев и толстых струн. Негоже как-то показалось мне бросать это дело на полпути, хотя бы ради уважения к этим мастерам. (1959 - ....) Про Маркуса Миллера у меня уже была большая статья, но я бы просто не понял сам себя, если бы не включил его в первые ряды этого списка, хотя бы с кратким изложением его великих заслуг перед моим любимым инструментом. Да и читатели меня бы не поняли. Племянник Уинтона Келли (пианиста Майлза Дэвиса) Миллер был рано развившимся талантливым басистом R&B из Бруклина, который уже в подростковом возрасте участвовал в сессиях для записи джазовых альбомов известных музыкантов. Он превратился в виртуозного басиста, опытного композитора и продюсера, который выпустил прославленные альбомы Майлза Дэвиса конца 80-х Tutu и Amandla . Как один из лучших джазовых басистов, когда-либо владевших инструментом, нет ничего, что технически одаренный и супер-универсальный Миллер не мог бы сыг
Оглавление

Всё-таки я решил продолжить цикл статей про великих джазовых мастеров тонких пальцев и толстых струн. Негоже как-то показалось мне бросать это дело на полпути, хотя бы ради уважения к этим мастерам.

Маркус Миллер

-2

(1959 - ....)

Про Маркуса Миллера у меня уже была большая статья, но я бы просто не понял сам себя, если бы не включил его в первые ряды этого списка, хотя бы с кратким изложением его великих заслуг перед моим любимым инструментом. Да и читатели меня бы не поняли.

Племянник Уинтона Келли (пианиста Майлза Дэвиса) Миллер был рано развившимся талантливым басистом R&B из Бруклина, который уже в подростковом возрасте участвовал в сессиях для записи джазовых альбомов известных музыкантов.

-3

Он превратился в виртуозного басиста, опытного композитора и продюсера, который выпустил прославленные альбомы Майлза Дэвиса конца 80-х Tutu и Amandla . Как один из лучших джазовых басистов, когда-либо владевших инструментом, нет ничего, что технически одаренный и супер-универсальный Миллер не мог бы сыграть: он может выдавать фанковые трюки на уровне циркового аттракциона без претензий на высокое искусство и вместе с тем исполнять сложнейшие джазовые пьесы с высшим мастерством и вкусом.

Джордж Мраз

-4

(1944 - 2021)

Мраз родом из Чехии, музыкант, известный своим богатым тоном и гибкими, качающимися басовыми линиями, сделал себе имя в США и был участником трио великого пианиста Оскара Питерсона в 70-х. 

Плодовитый сессионный музыкант (он появлялся на записях со Стэном Гетцем , Четом Бейкером, Чарльзом Мингусом, Джо Хендерсоном и Артом Пеппером), Мраз выпустил несколько альбомов под своим именем, как лидер и продолжал работать до самого последнего дня своей жизни.

Реджи Уоркман

-5

(1937  - ....) Жив и работает в свои 87!!

Универсальный басист, который одинаково хорошо играет как в хард-бопе, так и в модальном джазе и авангардной музыке, уроженец Филадельфии Уоркман получил статус одного из лучших джазовых басистов благодаря своему резюме, которое читается как «Кто есть кто в джазе», то есть он переиграл с огромным количеством джазовых мэтров.

Его главное достижение — работа с Джоном Колтрейном над несколькими альбомами (включая Olé Coltrane и Impressions ), но он также записывался и с "Jazz Messengers" Арта Блейки, Фредди Хаббардом, Уэйном Шортером, Эндрю Хиллом, Грантом Грином и Бобби Хатчерсоном. Позже в своей карьере он работал с апостолами фри-джаза Оливером Лейком и Роско Митчеллом.

Игра Уоркмана на басу была жилистой, сильной и демонстрировала гибкую эластичность, что делало ее идеальной для модальных пьес, требующих гудящей басовой линии.

Дэвид Айзензон

-6

(1932 - 1979)

Родившийся в Питтсбурге Айзензон не брал в руки контрабас до довольно позднего возраста — ему было 24 года — но быстро зарекомендовал себя как звезда нью-йоркской авангардной сцены, играя вместе с Орнеттом Коулменом и Арчи Шеппом на некоторых из их ключевых записей середины 60-х.

Среди его других заслуг — Сонни Роллинз, Билл Диксон и Йоко Оно. Айзензон умер в возрасте 47 лет от сердечного приступа, но, хотя его карьера была относительно короткой, он оставил после себя несколько памятных произведений, особенно неистовые смычковые басовые партии, которые он играл с Орнеттом Коулменом на альбоме Blue Note At The Golden Circle .

Кристиан Макбрайд

-7

(1972 - ....)

Этот шестикратный обладатель премии Грэмми из Филадельфии — плодовитый сессионный музыкант, чей теплый басовый звук украсил множество записей, начиная от джазовых великих Фредди Хаббарда и Херби Хэнкока до Стинга, The Roots, Джеймса Брауна и Пола Маккартни.

Карьера Макбрайда как басиста началась, когда он был ещё подростком, и его понимание динамики фанка (он начинал на электробасе в R&B группах) в сочетании с его знанием лексикона бибопа дало ему универсальность, которая вскоре стала востребованной. Он также сделал множество альбомов под своим собственным именем и его проекты включали записи и фьюжн и биг-бэндов.

Хотя Макбрайд — виртуозный контрабасист с точным чувством ритма, он гораздо больше, чем просто опытный техник, он также обладает прекрасным чувством и творческим талантом, когда дело доходит до импровизации.

Не только джаз и контрабас. Но и гитара и отличный блюз!

Пол Джексон

-8

(1947 - 2021)

Электро-басист из Калифорнии, впервые начавший выступать в возрасте 12 лет, Джексон прославился в начале 70-х годов в составе джаз-фанк-группы Херби Хэнкока The Headhunters, и его мускулистые басовые партии легли в основу классических альбомов Head Hunters , Thrust и Man-Child .

Джексон также был одним из руководителей The Headhunters как отдельного коллектива на пяти альбомах, записанных между 1975 и 2008 годами. Среди его других заслуг — Сантана, Харви Мейсон, Эдди Хендерсон и Сонни Роллинз, в записях которых он активно участвовал. Помимо создания сейсмических басовых грувов, Джексон также известен своими мелодичными линиями на высоком регистре

Альфонсо Джонсон

-9

(1951 - ....

Ключевой участник великой фьюжн-группы Уэйна Шортера и Джо Завинула Weather Report в середине 70-х, родившийся в Филадельфии Джонсон с его текучими безладовыми электрическими басовыми линиями стал решающим фактором в принятии группой более фанкового и коммерческого подхода к исполняемому ей джазу.

Он появился на их классических альбомах Mysterious Traveller , Tail Spinnin' и Black Market , хотя и покинул группу на полпути записи последнего альбома, когда понял, что его скоро заменит Жако Пасториус. Позже Джонсон играл с Билли Кобэмом, Филом Коллинзом, Уэйном Шортером и Стивом Хэкеттом из Genesis

Виктор Бейли

-10

(1960 - 2016)

Как и Альфонсо Джонсон до него, Виктор Бейли сделал себе имя, играя на электробасе в эпохальной фьюжн-группе Weather Report.

Он появился на последних четырех альбомах группы и выпустил несколько альбомов под своим собственным именем, в дополнение к записям с Сонни Роллинзом, Томом Брауном, Билли Кобэмом, Майклом Брекером, Сантаной и  Леди Гагой. Его ловкие пальцы и способность играть извилистые и мелодичные басовые линии с кажущейся непринужденной легкостью обеспечивают ему место среди лучших джазовых басистов в истории.

Джон Клейтон

-11

(1952 - ....)

Ray Brown / John Clayton – Super Bass Full Album

Протеже великого Рэя Брауна, с которым он учился (и записал великолепные альбомы SuperBass вместе с Кристианом Макбрайдом) Клейтон начал играть на басу в подростковом возрасте и вскоре стал работать профессионально. Помимо игры с Каунтом Бэйси, его бас можно услышать в записях, сделанных несколькими известными джазовыми певицами, включая Нэнси Уилсон , Ди Ди Бриджуотер, Кармен МакРей и Диану Кралл.

Помимо игры на басу, обладатель премии Грэмми Клейтон также является уважаемым аранжировщиком, композитором и преподавателем и полностью зарекомендовал себя как один из лучших джазовых басистов в качестве соруководителя группы "The Clayton Brothers Band", в которую также входит его младший брат, саксофонист/флейтист Джефф Клейтон.

Джон Патитуччи

-12

(1959 - ....)

Этот басовый мастер, родившийся в Бруклине, долго и продуктивно сотрудничал с Чиком Кориа с 80-х годов,

но также был востребованным сессионным музыкантом и внес вклад в записи Уэйна Шортера и Херби Хэнкока , а также Уоррена Зевона и Натали Коул . Мастер как акустических, так и электрических басов, Патитуччи сочетает ловкость и гармоническую чувствительность с сочным тоном, создавая извилистые басовые линии.

__________________

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

Пока!

(* - все фотографии из открытых источников)