Найти в Дзене
NewMan

АСЫ БАСА — Маркус Миллер

Оглавление

Надысь мне вновь приснился страшный сон

(Не бойтесь, в этот раз не Леннон Джон)

Без приглашения Маркус Миллер заявился

И прям не разуваясь в сон мой завалился

_______

Сейчас и расскажу про этот странный сон:

Закончил цикл статей и спать лёг с совестью я чистой

Но вдруг во сне ко мне явился ОН,

А вместе ним и все великие басисты

И говорит мне Маркус - "Что ж ты, братец?

Хорош отлынивать, вставай-ка, тунеядец!

А кто про нас писать тут будет? Пушкин что-ли?

Ведь нас, великих, тут значительно поболе,

Чем ты поописал в своей дурацкой дребедени,

На этом, как его?... на местечковом вашем Дзене!

Мы строго требуем, чтоб описал ты срочно нас!

Иначе дам тебе своей басухою я в глаз!!! "

....

Но я со зрением расстаться не спешу,

Поэтому проснулся, встал и это вот пишу...

___

Вроде бы как закончил я свой неподъёмный цикл про выдающихся бас-гитаристов и великие басовые линии. И решил передохнуть. Но не тут-то было. Проснулась во мне совесть, о наличии которой я уже и забыл. Стало мне как-то неудобно перед такими величинами, как Маркус Миллер, Тони Левин и многими другими. Ведь я про них практически ничего вообще не написал, Маркуса вроде как только одну тему дал... а это нехорошо и несправедливо по отношению к такому великому мастеру.

И стало на душе моей не очень уютно и не вполне комфортно. Ну а так как я вполне циничный, бессовестный, бездушный и эгоистичный отброс человеческого общества и думаю исключительно только о себе, то чисто ради собственного душевного комфорта, видимо, придется продолжить рассказы про

Королей баса 

Начал я выбирать, с кого бы мне начать?

Вспомнил слова Кости Кинчева - "Я сразу же попал в психоделические призмы. О, этот авангард - начало всех начал. Плюс-минус бесконечность, сюда попал - пропал. Здесь царствует King Crimson, здесь правит Robert Fripp, Здесь все так необычно и таинственно, как скрип" - и решил, что если я углублюсь сразу в Тони Левина, а значит моментально вляпаюсь в King Crimson, то тут мне и хана....есть вариант попасть и пропасть в психоделических призмах. А оно мне надо? Что я в этих клизмах - призмах забыл?

Поэтому, начну-ка я с Маркуса Миллера. Тут никих призм и клизм. Ну а потом, Бог даст, и до других дело дойдёт. Если, конечно, окончательно не надорвусь и кони не двину на этой басовой- бесовой- бредовой- бедовой почве.

_______________

Это именно и есть тот самый - Маркус Миллер
Это именно и есть тот самый - Маркус Миллер

Вряд ли в мире найдётся бас-гитарист, который не слышал бы про Маркуса Миллера.

От рафинированного эстета - любителя джаза, до волосатого металюги и до конченого панка. Каждый басист, как только он оперился, окреп, и начал играть дальше пятого лада, так или иначе узнаёт про Маркуса Миллера.

Маркус Миллер поистине уникальный музыкант. Несмотря на то, что слэп всё же доминирует в его технике, как цемент связывая всё воедино, его музыка не перестаёт быть мелодичной. Это действительно странно, ведь слэп — это во многом перкуссия, грув, ритм. Но при этом слушать музыку Маркуса Миллера легко, и вы почти всегда можете напеть мотив, более того, они очень часто застревают в голове надолго. Не каждому басисту это удаётся.

-3

Маркус Миллер - "Молодые басисты иногда спрашивают меня: на чём мне стоит сконцентрироваться на груве или соло? Я в свою очередь отвечаю: А кто сказал что нужно выбирать? Вы должны уметь и то и другое…"

Маркус смог найти некий уникальный баланс, золотую середину, где сплавились грув, мелодия, и уникальный музыкальный вкус.

Маркус Миллер это великий бас-гитарист, мультиинструменталист, виртуоз, композитор, аранжировщик и продюсер, автор саундтреков для кино. Впечатлитесь списком его инструментов: бас-кларнет, бас-гитара, гитара, кларнет, саксофон, сопрано-саксофон, баритон-саксофон, контрабас, музыкальная клавиатура, sintir и фонограф!

-4

Он дважды лауреат премии Грэмми как исполнитель, и неоднократно, как композитор и продюсер. Кроме того у Маркуса множество других авторитетных международных премий.

Журнал Bass Magazine (а это очень для басистов авторитетный журнал) включил Маркуса Миллера в список «10 самых узнаваемых и влиятельных бас-гитаристов всех времён»

За почти 50 лет он прошёл творческий путь от профессионального сессионного басиста, до легенды современного джаза. И за долгие годы своей карьеры сыграл с множеством джазовых, рок и поп музыкантов. Вот лишь малая часть:

  • Стиви Вандер.
  • Майлз Дэвис.
  • Арета Франклин.
  • Лютер Вандросс.
  • Эрик Клэптон.
  • Эл Джерро.
  • Пол Саймон.
  • Уитни Хьюстон.
  • Чака Кхан.
  • И даже (прости господи) Джей Зи.

Нельзя обойти вниманием сотрудничество с Майлзом Дэвисом — это один из самых значимых этапов в карьере этих двух музыкантов. На момент начала совместной работы Маркусу всего 22 года!

//Майлз Дэвис был моим музыкальным отцом. Я имею ввиду, что мой собственный стиль, как бас-гитариста окончательно затвердел во время работы с ним над альбомом «One man with the horn», а мои навыки композитора перешагнули на новый уровень во время работы над альбомом «Tutu»//

(Маркус Миллер. Интервью)

“Tutu” Miles Davis

Классический Майлз Дэвис. Эта песня стала новым стандартом, и каждый басист должен знать эту басовую партию и басовые вставки Маркуса! 👇

В 2009 году Маркус Миллер переосмыслил легендарный альбом Майлза Дэвиса «Tutu» и презентовал его на знаменитом концерте в Лионе «Tutu Revisited». 👇

Основным инструментом Маркуса Миллера является выпущенный специально для него Fender custom shop Marcus Miller. В какой-то степени этот бас единственный способ максимально приблизиться к столь характерному, фирменному, звонкому звуку Маркуса Миллера.

-5

____

(Благодарю ресурс BASS4EVER за использование в данной части статьи некоторых его материалов)

-6

В прошлом цикле о бас-гитаристах я несколько раз возвращался к такой глыбе, как Джако Пасториус и он, по моему, восхититил не только меня, но и большинство из комментаторов. Считаю, что Маркус является достойным продолжателем дела Джако и если уж не стоит сейчас с ним на одном уровне величия, то во всяком случае вплотную к этому приближается.

Маркус Миллер всегда считал Джако Пасториуса своим главным учителем. Взять хотя бы композицию "Mr. Pastorius". Сколько в ней теплой благодарности к Джако, воистину лучшему бас-гитаристу в мире.

А сколько Миллер переиграл работ самого Пасториуса!

Хотелось бы привести перевод одного рассказа Маркуса из книги "Jaco - The Extraordinary And Tragic Life Of Jaco Pastorius".

// Купив первый альбом Джако в 1976 году, я следующие полтора года просто не мог оторваться от этой работы. Он действительно был тем бас-гитаристом, под чьим влиянием я осознал, насколько важно знание теории, а не только умение играть на басу. Слушая именно этот диск, я впервые стал прислушиваться к построениям и комбинациям аккордов. Я даже не могу передать словами, насколько на меня повлиял Джако - на меня и на миллион других ребят. Странно - прямо перед его смертью я почувствовал вдруг страшное желание пойти купить Heavy Weather (альбом Weather Report с участием Джако). У меня испортилась уже третья копия этой пластинки, из-за очень частого прослушивания, и надо было купить новую. Я не знаю почему, но я вдруг страшно захотел послушать этот альбом снова. А через несколько дней я узнал, что Джако умер.

Перед самым концом, Джако пришел на мой концерт поджемовать. Однако он часто ошибался, забывал ноты и все в таком роде. Это произошло однажды ночью, когда мы играли "Maiden Voyage". Было ужасно грустно. После концерта ко мне подходили люди и спрашивали: "Чувак, почему ты позволил этому раздолбаю испортить выступление?" И я отвечал им: "Вы не понимаете. Это же Джако!" Это все равно что, вы, например, играете в бейсбол Центральном парке и Вилли Мэйс (Willie Mays), проходя мимо, решил составить вам компанию в игре. И когда какой-нибудь паренек спросит: "Эй, зачем ты позволил этому старому хрычу играть с нами?", вы ответите: "Потому что это сам Вилли Мэйс, вот почему!" Что я могу вам сказать?! Надо всегда хранить уважение к человеку. Когда Джако стал загибаться, когда он заболел и его игра была уже не столь хороша, как раньше, я все равно попытался хоть так, но проявить свое уважение к нему //

-7

Маркус Миллер был создателем новой техники игры на бас-гитаре, названной «slapping»

-8

Хоть, сторого говоря, изобретение слэпа на электробасе обычно приписывают фанк-басисту  Ларри Грэму. Грэм заявлял в нескольких интервью, что он пытался имитировать звучание ударной установки до того, как его группа нашла своего барабанщика. Сам Грэм называет эту технику «ударом и щипком». Но я считаю, что именно Маркус Миллер поднял этот вид басовой техники на недосягаемую высоту и породил массу последователей.

Что такое слэп?

-9

Слэп — это способ извлечения звука правой рукой, при котором большой палец бьет по струне, а средний или указательный подцепляет ее, оттягивает и отпускает. Ударяясь о лады, струна издает характерный громкий и резкий звук.

При таком способе игры инструмент превращается в перкуссию, что нисколько не мешает вести басовую линию, давать мелодическую, гармоническую основу, солировать. Задавать или дополнять ритм помогает громкий «щелчок» в начале звучащей ноты, похожий на удар по барабану. Ну, нюансов там немало и не всё так просто, как я коротЕнько описал.

Достаточно неплохо слэп описан вот в этой статье на дзене👇 https://dzen.ru/a/ZK_AtSE4H1fTvdtK

Если кого-то заинтересуют нюансы слэпа, тот может с ней ознакомиться.

Музыкант работал над саундтреками к фильмам, известным в России под названиями «Сиеста», «Неукротимый», «Шестой игрок», «Мошенники» и многих других.

Так как по приблизительным данным – на сегодняшний день на счету Маркуса порядка 400 (четырёхсот!!!!!!!) альбомов (если уже не больше), записанных с его участием, то очень трудно выбрать всего лишь несколько вещей, чтобы дать представление читателю о таком великом музыканте, как Маркус Миллер.

Но тем не менее, я попробую.

Привожу здесь его басовые линии без всякого ранжира по хронологии и по их величию. Исключительно по велению моего ветреного сердца и зову моей бессмертной души. Постараюсь дать из разных музыкальных жанров.

Даю чертову дюжину его басовых партий

(Я не суеверный)

Итак.... Погнали!!

-10

1) "Power"

(Концерт на фестивале Jazz в Лугано, 2008 г.) 👇

Одна из самых его знаменитых тем!

Маркус использует технику большого пальца «вниз/вверх», которая появилась всего через несколько лет после того, как Виктор Вутен появился на сцене, используя ту же технику. Double thumb, или up/down - это сложный неакадемический слэповый приём, когда по струне не просто бьют большим пальцем, а еще и подцепляют ее при движении кисти обратно вверх. Маркус - король слэп-баса поднимает свою игру на еще более высокий уровень, наблюдая за новой кровью (Виктором Вутеном) на басовой сцене и внедряя его приемы в свою игру. 

2) “Come Together” из Tales (1995)

Вот здесь ☝ очень крутая заруба между тремя гитаристами! Обязательно гляньте!

_______

Специально для тех, кто любит The Beatles, но не считает их песни «фанковыми». Пусть обязательно послушают вот эту вещь!

Забавно, как Маркус интерпретировал эту песню в своем духе, причем особо её не меняя.

Уже от одного его присутствия песня мгновенно становится фанковой. Он делает это со многими другими песнями в самых разных жанрах, включая «Lonnie's Lament» Джона Колтрейна, «Frankenstein» Эдгара Винтера, «Burning Down the House» Talking Heads и многими другими. 

3) “Run for Cover” из Straight to the Heart by David Sanborn (1984)

Это не самое динамичное соло Маркуса, но это идеальное соло, которое, должен выучить каждый басист, интересующийся слэп-басом. Это практически стандарт, но он все равно впечатляет, потому что басовый тон здесь - один из самых красивых (по крайней мере, на тот момент). В начале темы Маркус настраивает нас на на мелодию и дает короткое, красивое и душевное соло на классической пальцевой басовой технике, а затем разражается супер-фанковым слэпом, создавая основу для мелодии. Сразу после мелодии мы снова возвращаемся к басу, где Маркус снова даёт соло. 

Первая версия этой мелодии появилась на альбоме Дэвида Сэнборна 1981 года « Voyour» .

Альбом также принес им  Грэмми за лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B в 1982 году.

4) “Wait for Love” из The Night I Fell in Love – Luther Vandross (1985) 

Казалось бы причем тут бас и баллада? Послушайте и поймете, причём !! Кто это может сделать? А вот кто! Это и стало фирменным звучанием Лютера Вандросса, одного из величайших исполнителей R&B . В очередной раз г-н Миллер открывает новые горизонты и показывает пример исполнения баллады на басу. 

5) “Bruce Lee” из Silver Rain (2005)

Вот тут Маркус реально выдает звонкие олеухи ничуть не хуже, чем мордобой, который устраивал герой его песни - Брюс Ли, в честь которого она и называется. Само слово "слэп" - это и означает "оплеуха" или "шлепок".

Он действительно выводит басовое соло на новый уровень!

Именно здесь вы и можете вполне оценить его технику «вниз/вверх» большим пальцем, о которой я написал чутка повыше.

Это просто не от мира сего!

«Брюс Ли» — очень подходящее название для этой темы, потому что и Брюс и Маркус вполне могли надрать задницу любому. Каждый по своей части. 😜

6) “Gorée” из Renaissance (2012)

Очень красивая и проникновенная композиция, в которой Маркус действительно демонстрирует свое мастерство игры на бас-кларнете, безладовом басе, а также контрабасе. Пишут, что он написал это после того, как взял всю группу в путешествие на остров Горе у побережья Сенегала, который был крупнейшим центром работорговли в Африке. Видимо, отсюда и такая печаль по незавидной судьбе своих африканских предков. "Gorée" - слово, как "горе" по-русски и это очень точно совпадает со звучанием композиции. Хотя, разумеется, это совпадение является чисто случайным.

ЖИВАЯ ВЕРСИЯ С NORTH SEA JAZZ 2015 👇

7) “Fat Time” из The Man with the Horn – Miles Davis (1981)

Это была одна из первых пластинок Майлза Дэвиса после небольшого перерыва. Здесь Маркус демонстрирует что-то вроде неспешной прогулки. Басовая партия в этой песне намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Игра в основном четвертными нотами звучит довольно простенько, но если она не попадёт в ритм, то это будет беда/беда. Но Маркус никогда и ни за что не отпустит ритм. Не такое у него воспитание.

-11

Он тащит на себе всю эту мелодию и полностью удерживает ее своим талантом.  

8) “Let it flow” из Winelight – Grover Washington Jr. (1980)

Это довольно раний Маркус Миллер, но он уже оставлял свой отпечаток на всем, к чему прикасался. Он добавил к музыке Гровера Вашингтона-младшего свой классический яркий слэп. После начала мелодии Маркус поддает фанкового жара!! 🔥

9) “Teen Town” из The Sun Don’t Lie (1993)

Вот тут один басовый Бог отдает дань уважения другому басовому Богу. На этой пластинке «The Sun Don't Lie» Маркус пишет песню под названием «Mr. Pastorius» (я ее уже представил повыше), а также исполняет кавер на песню Жако Пасториуса «Teen Town», ставшую знаменитой благодаря Weather Report. Это происходит в то время, когда большинство басистов все еще пытались понять, как вообще играть эту тему Пасториуса, Маркус полностью поломал шаблоны и сделал нечто совершенно неслыханное, сыграв всю песню слэпом. Его соло на этом треке очень мелодичное, хотя он и использует только большой палец.

10) "She's a Super Lady" из Luther Vandross (1981)

Тема взята из альбома Лютера Вандросса Never Too Much . She's a Super Lady отличается невероятно агрессивной басовой партией, которая продвигает всю мелодию вперед

11) - "Never Too Much" из Luther Vandross (1981)

Вот тут Маркус представляет отдельно эту басовую линию 👇

Это также один из тех классических басовых моментов Маркуса Миллера в истории музыки. У Never Too Much одна из лучших басовых партий среди всех песен в стиле R&B. Более того, эта песня стала стандартом R&B, широко исполняемым и по сей день. 

12) Marcus Miller - "Scoop" (1993)

"Scoop" из альбома Маркуса «The Sun Don't Lie» . Посмотрите, как Маркус исполняет сольную версию. Только он и его Fender Jazz Bass.

Без комментариев!

13) Grover Washington Jr. - "Just The Two Of Us" (1980)

И вот это тоже - без комментариев!

Говорить здесь вообще нечего.

Просто красивая классическая песня с красивой классической басовой партией...

-12

Если кто-то заинтересовался и хочет посмотреть и послушать его большой живой концерт - то это вот тут — 👇

Эйндховен, 2013 г. – Выступление Маркуса Миллера и Metropole Orkest на гала-концерте "Edison Jazz/World Awards 2013" в Музыкальном центре Фрица Филипса. Дирижирует Дэниел Джеймисон.

__________________________________

Рад был, если вам рассказал вам что-нибудь ранее неизвестное и дал послушать и посмотреть что-нибудь для вас интересное

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

(* - Все фотографии из открытых источников)