Продолжу с Божьей помощью цикл статей о великих мастерах джазового баса.
Предыдущая статья цикла вот здесь 👇
На этот раз буду чередовать мастеров ортодоксального джаза и неклассического джаза, фри-джаза и фьюжн, чтобы слишком не утомлять читателя всяким ретро.
Без лишних предисловий просто дам десяток корифеев джаз - баса.
____
1) Чарльз Мингус
(1922 - 1979)
Мингус родился в Аризоне и начинал играть на виолончели, а в подростковом возрасте стал вундеркиндом в области игры на контрабасе. В начале своей карьеры он играл с Луи Армстронгом и Лайонелом Хэмптоном, прежде чем встретил Чарли Паркера и стал приверженцем бибопа. В 50-е годы Мингус возглавил свои собственные группы, основал собственный лейбл Debut и стал известным композитором и записывающимся артистом. Что касается игры на басу, он освободил инструмент от чисто временной роли и утвердил его как выразительный сольный инструмент.
Чарльз Мингус был гораздо больше, чем просто басист. Он был композитором, концептуалистом, виолончелистом с классическим образованием, музыкальным критиком. Так что иногда легко забыть, насколько силен он был в игре на своем инструменте. Но в основе его пышных, калейдоскопических пьес лежал безжалостный ритмический драйв, который буквально стекал из его пальцев через струны прямо в оркестр, заставляя звучать так, как будто солисты прыгали на ритмическом батуте. Послушайте, как он играет классические композиции, такие как «II BS» и «Better Get Hit in Your Soul», в сопровождении барабанщика и музыкального единомышленника Дэнни Ричмонда, и вы почувствуете силу и изящество его игры. 👇
Карьера Мингуса охватывала несколько эпох джаза, и благодаря его владению инструментом стилистические различия казались несущественными, именно поэтому он одинаково хорошо звучит, играя с биг-бэндом Лайонела Хэмптона в конце сороковых свою собственную песню "Mingus Fingers", 👇
играя с коллегами бибоп пятидесятых (на знаменитом альбоме Jazz at Massey Hall , в котором басовые партии были наложены в студии самим требовательным Мингусом) 👇
или вел оживленную ритмическую беседу со своим музыкальным кумиром Дюком Эллингтоном в шестидесятых (на бессмертном альбоме Money Jungle ). 👇
Хотя Мингус был известен главным образом своим вкладом в джаз, он никогда не был связан им, о чем свидетельствует его сотрудничество с Джони Митчелл.
и его влияние на таких великих рок-музыкантов шестидесятых, таких как Джек Брюс (Cream) и Чарли Уоттс (The Rolling Stones)
На протяжении всей своей жизни Мингус постоянно выступал против тех, кто пытался ограничить или недооценить его творческий диапазон. Комментируя несправедливость опросов джазовых критиков, он однажды, сказал : «Я не хочу ни одного из этих чертовых опросов. Я знаю, какой я басист».
2) Стэнли Кларк
(1951 — и слава Богу жив - дай Бог ему здоровья)
Целое поколение басистов — от Дэйва Холланда с Майлзом Дэвисом до Жако Пасториуса с Weather Report и Рика Лэрда с Mahavishnu Orchestra помогло соединить изысканность джазового постбопа шестидесятых, (который являлся новой ступенью в эволюции биопа) с мощью стадионного рока. Но именно Стэнли Кларк по-настоящему сыграл роль бога фьюжн-баса!
Кларк начинал с контрабаса и хотел посвятить жизнь классической музыке, но встреча с Чиком Кориа на концерте направила его на другой жизненный музыкальный путь. Эти двое сформировали Return to Forever, одну из лучших джазовых групп семидесятых, и группу, в которой Кларк мог одновременно генерировать низкие частоты и выражать себя как звёздный солист. Ранние сольные пластинки – и будущие основные элементы басового репертуара – такие как School Days,
заставили его двигаться дальше в сторону фанка и демонстрировать свою удивительную технику, всегда обращая внимание на грув. Он вдохновил таких корифеев новой школы, как Стивен Ли Брунер, более известный как Thundercat — (американский бас-гитарист, певец и автор), который недавно сказал : «Я благодарю Бога, что в качестве ориентира для меня был Стэнли Кларк».
Благодаря своей виртуозной игре на грифе и высочайшему техническому мастерству этот виртуозный бас-гитарист из Филадельфии и композитор помог утвердить электробас-гитару как жизнеспособный сольный инструмент в 70-х годах, выпустив серию новаторских альбомов, в которых джаз сочетался с фанком и роком. Благодаря своей превосходной технике Кларк смог продвинуться вперед и развить слэповый ударный эффект, разработанный басистом Sly & The Family Stone Ларри Грэмом в конце 60-х.
«До моего прихода многие басисты стояли сзади», — сказал однажды Кларк. «Это были очень тихие ребята, которые, казалось, не писали музыку. Но многие из этих басистов были серьезными музыкантами. Все, что я сделал - это просто сделал шаг и создал свою собственную группу».
Невероятное мастерство Кларка было вознаграждено: четырьмя премиями «Грэмми», золотыми и платиновыми пластинками, номинациями на «Эмми», званием почетного доктора Университета искусств Филадельфии и многим другим. Он был первым джазменом года по версии журнала Rolling Stone и басистом, получавшим музыкальную премию Playboy десять лет подряд. Кларк был удостоен награды журнала Bass Player Magazine за выдающиеся достижения и является членом «Галереи великих» журнала Guitar Player Magazine. Ему даже дали ключ от города Филадельфии!
Вы видели когда-нибудь зарубу трех величайших басистов? Нет? Ну тогда обязательно посмотрите вот это! 👇
3) Чарли Хейден
(1937 - 2014)
Деревенский парень из Айовы, родившийся в семье профессиональных кантри-музыкантов, Хейден обратился к джазовому басу после того, как услышал бибоп в местном музыкальном магазине. Именно после переезда в Лос-Анджелес он присоединился к группе Орнетта Коулмана в 1959 году. Там он узнал о ценности коллективной импровизации, заложив основу своего собственного отличительного стиля, в котором мягкий тон и нежное вибрато сочетались с лирическим мелодизмом. Помимо Коулмана, разносторонний Хейден записывался с Колтрейном, Китом Джарреттом, Полом Мотианом и Артом Пеппером, а также записал множество сольных альбомов и возглавил группы Liberation Music Orchestra, Old And New Dreams и Quartet West.
4) Джимми Гаррисон
(1934 - 1976) ... Очень жаль.. Совсем молодым умер .. От рака ...
Джимми Гаррисон всегда будет ассоциироваться с могущественным джазовым божеством Джоном Колтрейном и играл в его «классическом квартете» вместе с пианистом Маккоем Тайнером и барабанщиком Элвином Джонсом.
До того, как он присоединился к Trane в 1961 году, он играл с олицетворением фри-джаза - Орнеттом Коулманом, а также с Кенни Дорэмом и Джеки Маклином. Он оставался с Колтрейном до самой смерти саксофониста в 1967 году и сыграл с ним более чем на 20 альбомах, включая знаковый A Love Supreme – подвиг, который сам по себе принес ему место среди лучших джазовых басистов. Колтрейну, похоже, нравился пульсирующий звук и прагматичный подход Гаррисона, потому что басист знал, как обеспечить прочный звуковой якорь, который сохранял бы музыку целостной и удерживал бы воедино все части произведения, как единый монолит. Именно это и есть - роль баса!
5) Лерой Виннегар
(1928 - 1999)
Прозванный «The Walker» (то бишь, в переводе с иноземного англицского - "ходоком') за свою способность создавать гибкие, шагающие басовые партии, Виннегар, уроженец Индианаполиса, прославился в Лос-Анджелесе в 50-е годы, играя с джазовыми гигантами Западного побережья : Стэном Гетцем, Четом Бейкером, Шорти Роджерсом и Шелли Мэнн. Он также записал шесть сольных пластинок, появился в саундтреках к нескольким фильмам (включая Some Like It Hot ) - "Некоторые любят погорячее" - то, что у нас знают как "В джазе только девушки". Именно его басовые партии вы там и слышите, если, конечно, не слишком отвлекаетесь на пышные прелести Мэрлин Монро... 😜
Помимо джаза, записывался на альбомах The Doors (он появляется в «Spanish Caravan» из их альбома 1968 года "Waiting for the Sun")
и Ван Моррисона (послушайте "Almost Independence Day" из "Saint Dominic’s Preview). 👇
6) Чак Израэльс
(1936 — ....)
Уроженец Нью-Йорка, Израэльс наиболее известен своим плодотворным пятилетним пребыванием в трио Билла Эванса в 60-х,
но также играл на бас-гитаре с Билли Холидей , Бадом Пауэллом, Джоном Колтрейном, Эриком Долфи, Херби Хэнкоком и Ниной Симон.
Он также был востребован за пределами джаза, участвуя в записи многих эстрадных и кантри исполнителей, например Джуди Коллинз и Фиби Сноу.
Исраэлс, которому сейчас 88 лет и который является одним из старейших работающих музыкантов в этом списке лучших джазовых басистов, возглавляет свой джазовый оркестр. Способный сочетать великолепную технику с глубокой эмоциональной экспрессией, Израэльс обладает резонансным, насыщенным звучанием, которое сразу узнаваемо.
7) Эл МакКиббон
(1919 - 2005)
Карьера уроженца Чикаго МакКиббона началась в конце 40-х, когда он присоединился к оркестру Диззи Гиллеспи, заменив Рэя Брауна.
Затем он играл на знаменитых записях Майлза Дэвиса "Birth Of The Cool"
А «Birth Of The Cool» Майлза Дэвиса - это рождение джазовой крутости!
Альбом, записанный в течение трех сессий в период с 1949 по 1950 год, является знаковым джазовым альбомом! 👇
В 50-е годы его сессии включали записи Джорджа Ширинга (Маккиббон провел пять лет в группе британского пианиста), Джонни Ходжеса, Телониуса Монка и Кэла Тьядера. Он также был востребованным музыкантом в Голливуде и учавствовал в саундтреках к разным фильмам и телешоу (включая фильм «Бэтмен» ).
Надежный басист с интуитивным чувством свинга, Маккиббон активно участвовал в альбомах современников и многие из знаковых музыкантов XX века считали его одним из лучших джазовых басистов всех времен.
8) Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен
(1946 - 2005)
Датский виртуоз баса Педерсен взял в руки инструмент в 14 лет, а год спустя уже играл профессионально. В 60-е годы он поддерживал (как вживую, так и в студии) множество гастролирующих американских джазовых музыкантов, посетивших Европу, в том числе Сонни Роллинз, Декстера Гордона, Чета Бейкера, Бена Вебстера, Бада Пауэлла и множество других. В следующем десятилетии он записал несколько альбомов с великим пианистом Оскаром Петерсоном, который высоко его ценил. Педерсен, который также параллельно занимался сольной карьерой, был технически совершенным басистом с проницательным чувством гармонии и безупречным таймингом
9) Ричард Дэвис
(1930 - 2023... только в прошлом году умер...большую жизнь прожил)
Уроженец Чикаго Дэвис — знакомое имя некоторым поклонникам рока.
Среди его самых известных вкладов - альбом Эрика Долфи "Out to Lunch!", "Point of Departure" Эндрю Хилла и "Astral Weeks" Ван Моррисона (для которого Дэвис также был де-факто руководителем группы во время сессий записи)
Об этих записях критик Грейл Маркус писал в «The Rolling Stone»: «Ричард Дэвис обеспечил величайший бас, когда-либо услышанный на рок-альбоме. "
Дэвиса увлекла игра на бас-гитаре в старшей школе, и к концу 50-х он записывался с певицей Сарой Вон. В 60-е годы у Дэвиса никогда не было недостатка в работе, и он играл на множестве сессий, начиная с Эрика Долфи, Роланда Кирка и Эндрю Хилла и кончая Элвином Джонсом и Джимми Смитом. Мастерство Дэвиса было настолько велико, что он даже сделал несколько классических записей под управлением великих дирижеров: Игоря Стравинского, Пьера Булеза и Леонарда Бернштейна (вот какие имена!!!), играя на контрабасе.
У Дэвиса был теплый, резонансный тон, и он мог создать качающийся ритм.
Он был очень одарённым басистом, а позже он стал профессором университета. Умер он совсем недавно, 6 сентября 2023 года, после пребывания в хосписе, в возрасте 93 лет.
10) Скотт Лафаро
(1936 - 1961)
В преамбуле первой статьи этого цикла, если вы помните, я писал:
"Но в начале 60-х молодой человек по имени Скотт Лафаро доказал, что басист не только закрепляет музыку и придает ей целостность, но и может играть полезную роль импровизатора, особенно если он играет в группе, музыканты, которой не скованы различными стереотипами. Одной из таких групп было трио пианиста Билла Эванса, в котором Лафаро оказал огромное влияние. Важно отметить, что в то же время Лафаро также работал с корифеем фри-джаза Орнеттом Коулманом, чья концепция коллективной импровизации также помогла освободить бас-гитару от роли простого хронометриста. ЛаФаро трагически умер совсем молодым, но он оказал огромное влияние как один из лучших джазовых басистов в истории. Благодаря ему, по мере развития джаза на протяжении 60-х годов, менялась и роль баса в нем.
Хотя его карьера звукозаписи была недолгой (она длилась всего пять лет), влияние молодого басиста из Нью-Джерси было глубоким и продолжительным, а его работа с трио Билла Эванса обеспечила ему место среди лучших джазовых басистов в истории"
___
Ну вот теперь дошла очередь написать и о нём! Им и закончу эту статью.
Скотт ЛаФаро промчался по джазовому небосклону как яркая комета, оставив свой неизгладимый след. Как басист он поражал своих современников, не говоря уже о басистах ранних школ. Сам же он очень часто был недоволен своей игрой, все время сомневался, хорошо ли он играет на басу.
Скотт ЛаФаро был первым из басистов 60-х, которые начали освобождать свой инструмент от давно устоявшихся ограничений, больше обращая внимание не на поддержание метрического пульса, а на создание ритмически оригинальных и зачастую чисто мелодических линий во всех ансамблях, где он работал. Хорошо зная «традицию», он, отталкиваясь от нее, шел к новому. Его манера аккомпанемента напоминала сольную игру, а сольная игра напоминала игру на низко настроенной «фламенко»-гитаре. Слушая его игру, не верилось, что это играет контрабас.
За 7 лет игры на контрабасе он оставил настолько яркий след в джазе, что после его смерти на основе его записей была создана школа импровизации (не та школа, в которую детки ходят, а " школа" в смысле "метод")
Скотт ЛаФаро родился в Ирвингтоне (штат Нью-Джерси) в 1936.
Он начал играть на фортепиано в начальной школе, в средней школе освоил бас-кларнет, который в старшей школе уступил место тенор-саксофону. И лишь в 18 лет, летом перед поступлением в колледж, узнав, что от абитуриентов музыкального отделения требуется владение струнным инструментом, он обращается к контрабасу.
Он поступил в колледж, чтобы заниматься академической музыкой, но бросил его в начале второго курса, присоединившись к Бадди Морроу и его бэнду, с которым и оставался до сентября 1956 года. После гастролей по стране он покинул оркестр, решив попытать удачи на музыкальной сцене Лос-Анжелеса. Здесь он быстро находит работу и приобретает известность как один из лучших молодых басистов.
В 1959-м, после множества выступлений с такими светилами, как Чет Бейкер, Виктор Фельдман, Стэн Кентон, Кэл Чейдер и Бенни Гудман, ЛаФаро присоединяется к Биллу Эвансу, недавно покинувшему секстет Майлса Дэвиса. Именно с Эвансом и барабанщиком Полом Мотяном ЛаФаро развивает собственный контр-мелодический стиль, который и становится отличительной чертой его игры. ЛаФаро сменяет Чарли Хэйдена на посту басиста Орнетта Коулмана в январе 1961 года и принимает участие в его экспериментах в области фри-джаза: в частности, альбом Коулмана «Free Jazz», положивший начало этому явлению в джазе, записан с ЛаФаро.
Музыкант трагически погиб через два дня после выступления со Стэном Гетцем на джазовом фестивале в Ньюпорте, через десять дней после записи двух живых альбомов в составе трио Билла Эванса – «Sunday at the Village Vanguard» и «Waltz for Debby» – альбомов, считающихся одними из лучших живых джазовых записей. 👇
Вечером 5 июля 1961 года ЛаФаро с другом после концерта заехал к каким-то знакомым. «Они были сильно набравшись, поэтому я (Гэп Манджоне, пианист, гостивший в том же доме) сказал им – «Оставайтесь». Фрэнк (Оттли, друг ЛаФаро) с хозяйкой ушли, а мы со Скоттом остались в гостиной, пили кофе, слушали пластинки. Я поставил Чета Бейкера, и вот вам ирония, Скотт сказал тогда: «Одна из величайших американских трагедий. Чет мог бы добиться такого же успеха, как Майлс, а вместо этого – наркотики, тюрьма, и все к черту». Часа через три Скотт был уже в сознании, но очень усталый. Когда эти вернулись, он настоял на том, чтобы сразу же ехать обратно, хотя мы пытались их оставить, дать ему отдохнуть немного. Ну, Скотт и Фрэнк влезли обратно в машину, огромный такой «Крайслер», контрабас в багажнике, и поехали к шоссе, по дороге номер 20. А потом я прочел, что они врезались в дерево, машина сгорела. Оба погибли».
Хотя его карьера звукозаписи была недолгой (она длилась всего пять лет), влияние молодого басиста из Нью-Джерси было глубоким и продолжительным, а его работа с трио Билла Эванса обеспечила ему место среди лучших джазовых басистов в истории.
Ла Фаро помог разработать концепцию коллективной импровизации и освободить бас от рудиментарной роли простого хронометража, которую он исследовал более глубоко, работая с Орнеттом Коулманом в 1961 году над новаторским альбомом саксофониста Free Jazz . 👇
_______________
Рад был, если рассказал что-то для вас новое и дал послушать что-то интересное.
Тему джазовых басистов продолжу в следующий статье этого цикла
Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!
(* - все фотографии из открытых источников)