Найти тему

Псевдоэлитизм ИТ: «незаменимые специалисты»

Оглавление

И закономерности исторического развития

Автопробег Пекин-Париж 1907
Автопробег Пекин-Париж 1907

Про так называемый «дефицит кадров в ИТ», «уникальность» и «незаменимость» ИТ-специалистов за последние года три не сказал только ленивый, за чем последовал ряд вполне логичных мер со стороны регуляторов:

  • льготная ипотека
  • отсрочка от армии
  • сохранение удаленной работы

С точки зрения усиления сферы экономики, сохранения и приумножения «поголовья» ее состава – меры отличные.

В этой статье я предлагаю взглянуть на динамику качества и количества специалистов в разрезе краткой истории ИТ-индустрии, ведущей отсчет с позапрошлого столетия.

История ИТ

В начале XIX века математик Чарльз Бэббидж, увидев огромное количество ошибок в счетных таблицах, рассчитываемых вручную, решил устранить человеческий фактор и автоматизировать вычисления, итогом его работы стали вычислительные машины Бэббиджа.

Ада Лавлейс - пионер программирования и помощница Чарльза Бэббиджа, создала первый алгоритм, способный вычислить числа Бернулли на Аналитической машине Бэббиджа и стала визионером современного компьютера.

В 1930-1950 гг. Алан Тьюринг и Алонзо Черч формализуют понятие алгоритмов и абстрактного исполнителя – машину Тьюринга. Клод Шеннон формирует концепцию электрических переключателей и создает математическую теорию связи. Норберт Винер дает начало новой науке – кибернетике, Джон фон Нейман закладывает архитектурные принципы в первую ЭВМ ЭНИАК за авторством Эккерта, Мокли и Атанасова.

В 1970-1990 гг. происходит микрокомпъютерная революция, внедряющая персональные компьютеры в обиход, зарождается и развивается Интернет и возникает пузырь доткомов.

Все основоположники ИТ-индустрии и основатели области знаний, именуемой теперь Computer Science – математики, физики, инженеры, имеющие соответствующие образование, квалификацию, визионерский талант и неугасимый энтузиазм.

В 1990-х благодаря кратному удешевлению ПК, развитию ОС и инструментов разработки, вездесущему маркетингу и идее построить новую экономику, основанную на сети, вместе с пузырем доткомов начался экспоненциальный рост числа ИТ-специалистов. В 2023 году во всем мире насчитывалось от 18 до 24 млн ИТ-специалистов, прогноз численности к 2025 году – 45 миллионов человек.

Порог входа для новичка снизился до уровня «нажми на кнопку – получишь результат». Базовое образование не играет большой роли, «боевой» опыт и знания Computer Science тоже. За два века от решения задачи автоматизации вычислений мы пришли к Идти в IT. Многие инженеры этому не рады, поскольку это раздувает новый пузырь доткомов: The Real 10x Engineer.

– Почему мы переносим пользователей из одной админки в другую вручную?
– Мы посчитали во сколько нам обойдется автоматизация по времени и деньгам - быстрее и дешевле сделать вручную.

Вы скажете «да ну бред, сейчас же и технические собеседования, и на софты смотрят, и на знание архитектуры...». Кусочек диалога выше – это одна из крупнейших компаний России с повсеместной практикой многоэтапных интервью, призванная отсеять некомпетентных, ленивых и безответственных.

История автоиндустрии

Чтобы спрогнозировать следующие этапы развития ИТ, обратимся к истории уже сформировавшейся автоиндустрии и ее специалистов – водителей.

XIX-XX вв.

Водитель – элита

По старой традиции водителей для первых автомобилей императорского двора России везли из Франции. Вместе с профессией было заимствовано из французского языка и её название, но во Франции словом «chauffeur» (от chauffer — нагревать, кипятить) называют и кочегара, подбрасывающего дрова и уголь в паровую машину.
В имперской России профессия шофёра считалась элитной, к тому же автомобилей становилось всё больше, специалистов не хватало. Мало-мальски способный шофёр получал до 100–150 рублей жалования в месяц, имел постой и хороший кусок хлеба. Отличный заработок, если учитывать, что средняя зарплата рабочего в России составляла за один день в 1913 году от 1 руб. 40 коп. до 2 руб. 40 коп. А чернорабочие и вовсе получали от девяноста копеек.
«Вокруг света – Царь, кочегар и девушка элитной профессии»

XX век

Водитель – массовая профессия

Наконец, были и другие учреждения, учредителями которых были полуслесаря, полушофёры, оборудование самое примитивное, обучение самое поверхностное, но зато привлекала соблазнительная дешёвая плата за учение и короткий курс. В три недели за пятнадцать рублей из полуграмотного мальчишки делали в таких заведениях «дипломированного» шофёра. В такие школы шли в большинстве случаев исключительно для получения прав на управление автомобилем и уже впоследствии, новоиспечённые шофёры, поступая на «место», доучивались на машинах владельцев, обращаясь с автомобилем варварски. Выпускники таких школ были недисциплинированны, без профессионального достоинства и дискредитировали шофёрское звание до такой степени, что слово «шофёр» стало синонимом слова «хулиган».
«Вокруг света – Царь, кочегар и девушка элитной профессии»

XXI век

Водитель – кто угодно

Сегодня многим доступно получение ВУ, покупка или аренда транспортного средства и использование его для своих нужд. Профессиональные навыки перешли в категорию общедоступных.

Во всем мире на 2023 год насчитали порядка 1.5 млрд автомобилей, я предполагаю число активных водителей в диапазоне от 500 миллионов до 1 миллиарда человек, делая поправки на автохлам, владельцев двух авто и более и коммерческие автопарки, составляющие около трети от общего числа машин.

Происходит активное тестирование и внедрение беспилотных авто в пассажирские и грузовые перевозки – в будущем профессия водителя станет атавизмом.

Будущее ИТ

Сравнительный анализ этапов развития индустрии ИТ с чуть более зрелой, в историческом плане, автоиндустрией, позволяет предполагать, что следующими этапами развития ИТ будут:

  • 2035-2045 гг. – по достижении критической популяции разработчиков в 100-500 млн человек, навыки разработки переходят из профессиональных в категорию общедоступных
  • 2040-2050 гг. – применение навыков разработки автоматизируется и из разработки уходит генератор человеческих факторов – сам человек

Как мы видим из истории, никого незаменимого в уже сложившейся сфере ИТ нет и на текущем этапе развития индустрии быть не может, тезисы об уникальности и сверхценности ИТ-специалистов неверны.

Есть раздувание бюджетов и штата, ведущее к росту спроса на специалистов любой квалификации, падение общего уровня компетентности и скачок энтропии, после которого количественные изменения перейдут в качественные.

Счастливого вкатывания в ИТ! ;)