Найти в Дзене

Художник Рембрандт ван Рейн. Превратности судьбы

Оглавление

Приветствую всех на своем канале Художник-иллюстратор Кристина Колоскова.

Сегодня на календаре 15 июля у нас уже начинается вторая половила лета. Но этот день знаменит не этим.

А знаменит он тем, что 15 июля 1606 года родился знаменитый нидерландский художник, один из ярких представителей золотого века голландской живописи - Рембрандт ван Рейн.

Художник работал в самых разнообразных жанрах начиная от портретов и заканчивая гравюрами. Он настолько отточил свое мастерство, что мог на холсте передать не только портретное сходство человека, но и весь эмоциональный спектр, который зависел от того, какую жизнь прожил человек.

Рембрандт автопортрет ван Рейн 1659г.
Рембрандт автопортрет ван Рейн 1659г.

Не хочу сильно углубляется в его биографию, так как с ней можно ознакомиться, почитав книги или же различные интернет источники. Но о некоторых ее моментах, я бы сказала самых эмоциональных все же хочется вам рассказать.

И хотелось бы конечно порассуждать на тему того, почему же столь знаменитый художник того времени умер в нищете и на его похоронах присутствовала только его дочь.

Ну что ж. А теперь, пожалуй, я начну.

Отец возлагал на него большие надежды

Рембрандт ван Рейн "Портрет отца", 1630 г.
Рембрандт ван Рейн "Портрет отца", 1630 г.

Когда Хармен впервые взглянул на мольберт, ему сразу пришло в голову, что младший сын, пожалуй, еще вознаградит семью за все понесенные ради него жертвы и даже заставит позабыть о бесплодном его учении в университете или, на худой конец, обратит эту неудачу в шутку. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Отец Хармен Герритсзон ван Рейн владел мельницей и участком земли, на котором выращивались различные сельскохозяйственные культуры. Матушка Нельтген ван Зуейтбрук была дочерью пекаря. Семья была достаточно обеспеченной. Соответственно можно сказать, что они могли себе позволить оплатить образование одного из сыновей. Что собственно они и сделали.

Сначала юного художника отдали в латинскую школу при Лейденском университете, но ему больше всего нравилось художественное мастерство и в 13 лет, родители забрали его их школы и отдали в ученики к Якобу ван Сваненбюрху.

В некоторых источниках я нашла информацию о том, что нет точного подтверждения, что именно Якоб ван Сваненбюрх был первым учителем Рембрандта ван Рейна.

Но не всем родственникам, а именно его братьям нравилось то, что родители многое разрешали юному Рембрандту. Например, один из старших братьев считал, что их родители потакали всем желаниям Рембрандта, в том числе и в выборе образования. И дали ему больше чем остальным. А также его не часто заставляли делать тяжелую работу, в то время как остальные дети трудились на мельнице.

Адриан, правда, здоров, удачно женился и устроился хорошо — он башмачник, у него приличная мастерская, но он тоже считает, что жизнь его обделила и родители дают его братьям больше, чем ему: старшему, калеке, по необходимости, а младшему, Рембрандту, которому перепадает особенно много благ, по склонности — он ведь такой даровитый. Время от времени Адриан намекает отцу и матери, что если бы в университет послали не меньшого, а его, он никогда бы не бросил ученья ради карандашей да горшочков с краской и непременно выучился бы какому-нибудь стоящему делу. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Отец не прогадал, после обучения у Якоба ван Сваненбюрха и у Питера Ластмана в Амстердаме, художник в 1627 году возвращается в свой родной город Лейден и открывает вместе со своим другом Яном Ливенсом художественную мастерскую. Их мастерская достаточно быстро становится достаточно популярной среди голландцев. Но все же эта популярнасть еще далека от мировой. И конечно же художнику приходят мысли о том, что ему нужно двигаться дальше. В его родном городе нет таких возможностей в отличии от столицы и соответственно Рембрандту необходимо рискнуть и переехать в большой город.

Амстердам город больших возможностей

Рембрандт ван Рейн. «Вид на Амстердам» 1640 г.
Рембрандт ван Рейн. «Вид на Амстердам» 1640 г.

Огонь в кухне уже погас, и при свете свечи, которую он захватил с собой, очаг казался черной зияющей пастью. Стол, уставленный хлебницей, селедочным салатом и миской груш, тоже утратил прежнюю привлекательность. Еда — это всего лишь еда, и деспотичность родительской любви отчасти проявлялась именно в том, что пища неизменно превращалась у них в доме в некое подобие семейного причастия, в вечное напоминание о любящем сердце, подумавшем о ней, и морщинистых руках, приготовивших ее. Семья тысячью нитей привязывала его к себе; стремиться в Амстердам значило греховно посягать на ее благополучие. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

В 1631 году принимает тяжелое для него решение. Он осуществляет задуманное и навсегда переезжает в столицу Голландии Амстердам. В этом городе художник конечно же становится знаменитым и в его жизни происходит череда различных событий.

Сейчас расскажу о некоторых из них.

— Ваша карьера обеспечена, мой мальчик! — воскликнул наконец врач, слегка отстраняя художника. — Отныне весь мир в ваших руках.
И тут выяснилось нечто невероятное и в то же время безоговорочное и несомненное. Рембрандту предстоит сделать то, чего в его годы не делал еще ни один амстердамский художник — написать групповой портрет для гильдии хирургов, одно из тех больших официальных полотен, которыми славится город, которые создали имя Николасу Элиасу и Томасу де Кейзеру, вещь, которая приведет к Рембрандту толпы бюргеров, жаждущих заказать ему свои портреты, а для начала сама будет превосходно оплачена. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Первое событие

Однажды один из знаменитых врачей делает у него заказ на написание группового портрета. Конечно же не раздумывая Рембрандт берется за этот заказ. И зарабатывает себе огромную популярность. Так как картина производить невероятный фурор.

Групповой портрет амстердамских врачей под названием «Урок анатомии доктора Тульпа 1632 год
Групповой портрет амстердамских врачей под названием «Урок анатомии доктора Тульпа 1632 год

Чаще всего на групповых портретах того времени, люди сидели в ряд и смотрели на зрителя, но Рембрандт решил рискнуть и нарисовал динамичную композицию, в которой персонажи были изображены в пол-оборота или в профиль.

А еще это первая картина, которую художник подписал своим именем, а не инициалами «RHL», скорее всего это один из признаков того, что его популярность начала стремительно расти.

И вследствие чего за художником закрепляется всеобщая слава профессионального портретиста и конечно же высокооплачиваемые заказы.

— Мне думается, вы последнее время в такой моде, что вряд ли согласитесь взять еще один заказ? — спросил он.
— Я набрал их больше, чем можно сделать, и не хочу новых, — не слишком любезно ответил Рембрандт, раздраженный тем, что его опять вынуждают играть роль наемного ремесленника.
— Особенно, если это портрет, не так ли? Ну что ж, не осуждаю вас — от таких вещей нетрудно и устать. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Второе событие

И самое главное событие, которое произошло с художником в этом городе. Это женитьба на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбург.

Он долго не мог признаться ей в любви, так боялся, что она ему откажет из-за, того, что ее статус в обществе был намного выше его. Но в 1634 году, он все же рискнет и сделает ей предложение.

Но он еще с минуту удерживал ее, целуя круглый лоб и непослушные кудри, скользя губами по ее губам и твердя про себя: «Она в моих объятиях! Я целую ее губы!..» Рука Саскии, которой она только что била его, теперь нежно, по-детски гладила его камзол, словно пытаясь стереть следы ударов, и Рембрандт вспомнил о ее раненой гордости.
— Значит, вы пойдете за меня? — спросил он.
— А что же мне еще остается? — полунасмешливо, полурадостно рассмеялась она, и он почувствовал на своем плече ее теплое дыхание. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Вместе с Саскии Рембрандт прожил восемь счастливых лет. За это время он написал множество портретов своей жены, а также использовал ее образ во многих других своих работах.

Портрет Саскии ван Эйленбург, жены художника, 1634 г.
Портрет Саскии ван Эйленбург, жены художника, 1634 г.

Но к сожалению судьба злодейка решила испытать молодого художника. И спустя некоторое время у Рембрандта началась черная полоса в жизни.

Потери

Первенец Ромбартус…

— Моя жена, видимо, не понимает, что с ребенком? — спросил Рембрандт, поднося руку к лицу и стараясь удержать трясущуюся челюсть.
— Это вполне естественно. Мы все обладаем своеобразной способностью закрывать глаза на то, чего не желаем видеть.
— Не лучше ли сказать ей?
Рембрандт сам не знал, почему он задал этот вопрос — из боязни, как бы внезапный удар не нанес Саскии непоправимый вред, или из мучительного желания разделить с ней свое горе, опуститься вместе с ней на колени у обреченной колыбели и зарыдать, положив голову ей на грудь.
— Какой смысл? Может быть, все обойдется, а может быть, ничего и нет, хотя я сильно сомневаюсь в этом. Но как бы там ни было, зачем тревожить ее без толку? Чем раньше это станет ей известно, тем дольше она будет страдать. Она, помоги ей бог, сама узнает обо всем и достаточно скоро. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

После смерти второго ребенка, художник стал брать меньше заказов, в их доме не часто появлялись гости, можно сказать, что они стали вести затворнический образ жизни.

Они не афишировали о смерти двух своих детей. Можно сказать, что об этом знал, только небольшой круг людей. И через какое-то время художник стал пытаться делать вид, что их жизнь стала такой же как прежде. Они начали тратить много денег, снова стали ходить на приемы и принимать гостей в своем доме. Но это длилось не долго, так как его супруга снова забеременела и на этот раз по настоянию врачей она много времени проводила в кровати. Так как каждая беременность забирала у нее много сил, как физических, так и психических. Они боялись, что снова могут потерять дитя.

В это же время из отчего дома художника приходит письмо о том, что от болезни умерла сестра Лисбет.

«Дорогой брат,
Для тебя не будет неожиданностью, если я сообщу тебе, что вчера вечером владыка наш и спаситель призвал в лоно свое сестру нашу Лисбет. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Еще один удар...

Третий ребенок тоже не выживет. Всего жена ему родит четырех детей, но выживет только младший сын Титус родившийся в 1641 году.

Рембрандт ван Рейн «Читающий Титус», 1656
Рембрандт ван Рейн «Читающий Титус», 1656

А спустя год после родов в 1642 году его жена Саскии ван Эйленбург умирает от туберкулеза.

И конечно же все это влияет на эмоциональные состояния художника. А все мы знаем, что творцы зависимы от настроения. Но все равно он продолжал творить, но не так как раньше. Не так много и не так часто.

Забегая вперед скажу, что в последствии он еще лишиться своей новой возлюбленной и переживет своего сына.

Его забыли…

Как я писала ранее, что после смерти детей Рембрандт стал брать меньше заказов. Иногда он подолгу не мог ничего нарисовать. Он попросту боялся браться за кисть, так как мог все только испортить. Но все же за некоторые заказы он брался.

И в 1641 году он получает заказ от капитана Франс Баннинг-Кока на групповой портрет стрелков.
Эта картина далась ему тяжело. Полотно подолгу стояло в мастерской, и художник не подходил к нему.

Капитан полагал, что у ребят были для этого веские основания: со времени уплаты первого взноса прошел уже год, а у художника так и не удалось выпытать, когда он, хотя бы приблизительно, думает закончить картину. В том, что она подвигается, капитан не сомневался — все их разговоры с Рембрандтом в великолепном зале нового дома ван Рейнов вертелись вокруг нее и только вокруг нее. Но одно дело слушать разговоры о ней, а другое — справляться о том, как она подвигается. Стоило только заикнуться: «А когда, по-вашему, вы сможете…» — как тяжелая челюсть Рембрандта наливалась упрямой твердостью, а светлые глаза становились ледяными и предостерегающими. Правда, в пятницу вечером — вероятно потому, что Кок даже не пытался ни о чем расспрашивать — художник сделал ему небольшой подарок: набросок, с которого он работал. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Но все же в 1642 году художник закончил эту картину. В конце 18 века — это произведение получит название «Ночной дозор».

Рембрандт ван Рейн "Ночной дозор", 1642 г.
Рембрандт ван Рейн "Ночной дозор", 1642 г.

Рембрандт поступил так же, как и с групповым портретом «Урок анатомии доктора Тульпа», нарисовала это произведения наплевав на каноны портретной живописи того времени. Он сделал это произведение «живым». Все персонажи, а их там 18, были изображены в динамических позах.
Но в этот раз заказчикам такое нововведение не понравилось. Картина была повешена в другом месте, и чтобы она смогла там поместиться ее обрезали до необходимых размеров. Тем самым нарушив композицию.

Поэтому Рембрандт не обратил внимания на то, что, оправившись от первого изумления, присутствующие были несколько смущены необычностью картины. Воцарившееся в зале молчание было неловким молчанием непосвященных, людей, судорожно подыскивающих безопасные слова, которыми можно прикрыть свое невежество. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Во многих источников написано, что именно эта картина стала началом того, что некогда знаменитый художник Рембрандт ван Рейн стал опускаться на дно.

Художник уже давно привык жить на широкую ногу, а заказов становилось все меньше и меньше. Раньше все траты покрывали деньги, вырученные от продажи его картин. Во многих источниках указано, продажа картин Рембрандта приносила много денег. Но вот родственники его покойной жены считали иначе. Они думали, что художник всю жизнь жил за счет её приданого.
Наследство, доставшееся после смерти жены тоже не бесконечно, деньги когда-нибудь да кончатся. Да к том уже Саския перед своей смертью составила завещание, в котором все ее наследство перейдет к мужу и суну только в том случае если художник больше никогда не женится. Но если Рембрандт все же женится, все наследство отойдет родственникам жены.

Именно из-за этого у него тоже были проблемы. Служанка Гертье написала на Рембрандта иск о нарушении брачного обещания. Что конечно же повлекло за собой дополнительные траты.

После смерти жены у художника был роман со служанкой Хендрикье Стоффельс, которая негласно была его гражданской женой и в 1654 году родила ему дочь Корнелию.

Рембрандт  ван Рейн. «Портрет Хендрикье Стоффельс», 1654
Рембрандт ван Рейн. «Портрет Хендрикье Стоффельс», 1654
— Хендрикье, — прошептал он, притягивая девушку к себе и прижимаясь губами к ее лбу, — я не хочу принуждать тебя.
— Разве вашей милости кажется, что меня принуждают?
Почти торжественно она прервала объятие и отстранилась, но лишь для того, чтобы расстегнуть корсаж и блузу. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Его долги росли и спустя какое-то время ему пришлось за бесценок распродавать свое имущество, а это картины различных знаменитых художников, антикварные вещи и многое другое. Содержать и выплачивать взносы за большой дом он уже тоже был не в состоянии.

Оставшееся имущество в 1653 году он передал своему сыну, а уже в 1656 году подал на банкротство.

Спустя какое-то время они все переезжают в небольшой дом расположенный на окраине Амстердама, где он и проживет до конца своей жизни.
В
1663 году в возрасте 38 лет умирает его возлюбленная Хендрикье. После ее смерти он два года не брался за кисть.

Но это были еще не все удары судьбы.

По мимо того, что к тому моменту он уже жил в полной нищете, в 1668 году умирает его сын Титус и у Рембрандта из родных в живых остается только дочь Корнелия.

Теперь все позади — и отпевание, и похороны, и долгое возвращение на Розенграхт. Гроб, скрывший земные останки Титуса ван Рейна, был опущен в могилу у Западной церкви, неподалеку от того места, где лежала Хендрикье, и старик, тяжело опираясь на руку Корнелии, потому что земля тянула его вниз, вернулся домой, к утешениям, которые для него, неутешного, приготовили Арт и Ребекка — к горячему чаю с водкой и расстеленной в полдень постели, к задернутым занавесям и прохладному мокрому полотенцу для его жгуче воспаленных глаз. (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

Смерть сына стала для него последним ударом и спустя год 4 октября 1669 года художник умирает. Проводить его в последний путь приходит лишь его дочь. Похоронен он был как бедняк.

Покой… Он обрел его и наслаждался им, пока бархатистая тень, прекрасная и величественная, не поглотила последние нити сияния. «Боже, видели очи мои свет, — вот что сказал старый Симеон. — Ныне отпускаешь слугу твоего с миром». (Отрывок из книги Шмитт Гледис "Рембрандт")

За год до своей смерти в 1668 году художник начал писать полотно «Семейный портрет» на котором художник изобразил своих умерших близких. Картина так и осталась незавершенной.

Рембрандт ван Рейн. «Семейный портрет», 1668 г.
Рембрандт ван Рейн. «Семейный портрет», 1668 г.

Рембрандт довел до совершенства свое мастерство написания портретов. В своих работах он мог запечатлеть каждую мелочь и незначительную эмоцию на лице человека. Он видел душу.

За всю свою жизнь он создал более 300 картин.

На столько трагична была его жизнь, что под конец его картины были не настолько детализированы как те, которые они писал в радостные годы. Рембрандт стал писать широкими мазками и использовал в своих работах темные цвета.

Только спустя более 200 лет работы художника буду оценены по достоинству. И это связано я думаю не только с той неудавшейся по мнению заказчиков картиной "Ночной дозор" но и с тем, что искусство не стояло на места, а всегда менялось и то, что было модного в одночасье могло стать никому не нужны. Можно сказать, что тоже самое происходило и с многими другими художниками, только спустя какое-то время после смерти их начинали считать великими.

А сейчас предлагаю вам посмотреть самые знаменитые работы этого художника.

Если есть чем дополнить мою статью, то обязательно пишите об этом в комментариях.

А у меня на этом все!

Надеюсь моя статья вам понравилась.

Обязательно ставьте лайки и подписывайте на мой канал!

А с вами была Кристина Колоскова. Всем пока!