Найти тему
Театральные заметки

Обзор на театры Петербурга. Часть 1

Петербург славится как поиском новаторских нестандартных подходов нового столетия в театральном искусстве, так и безупречным сохранением традиционных исторических понятий о театре, как о мире прекрасного. В этой статье я постаралась распределить самые именитые Петербургские театры по нескольким категориям и характеристикам, отметить преимущества и недостатки каждого и, конечно, оставить личные рекомендации. Никому ничего не навязываю, но статью пишу, исходя из личного огромного опыта театрального исследователя, так что надеюсь, она будет полезна читателю!)

Михайловский театр

Цены: 2500 – 40.000 рублей за место

Сайт: Михайловский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге - официальный сайт (mikhailovsky.ru)

Хотелось бы начать не с самого старого Петербургского театра, но, на мой взгляд, места, где наиболее ответственно и трепетно относятся к канонам классического спектакля, будь то балет или опера, сохраняют их культурную ценность и высокий уровень продуманности декораций, костюмов, хореографии. Театр был основан в 1833 году по указу императора Николая I, здание доверили построить архитектору Александру Брюллову. Театр постоянно принимал весь высший свет Петербурга и, конечно, императорскую семью, на сцене выступали иностранные труппы, а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус. Сейчас это место притяжения коренной Петербургской интеллигенции, туристов со всего мира, а сцена театра является мечтой каждого артиста.

Репертуар театра достаточно велик и разнообразен. Но я напишу про те спектакли, которые оставили неизгладимый след в моей памяти и душе. Говоря о балете, первое, что хочется порекомендовать, это балет «Спартак» Арама Хачатуряна.

Хореография танцоров просто на высшем уровне, декорации заставляют полностью погрузиться в атмосферу Древнего Рима. Что уж говорить о глубине полученных впечатлений, если одним из актёров спектакля являлся тигр! Вернее тигрица Шакира, которая приковывает к себе взгляды в первом акте. Трагическая история пронзает душу, масштабность представления настолько затягивает, что испытываешь огорчение, когда всё заканчивается. Также максимальное эстетическое наслаждение может принести балет Людвига Минкуса «Баядерка». Ни за что не пожалеете, если сходите! Насыщенность красок и происходящих событий перенесут вас на 2 часа в солнечную Индию с её экзотическими традициями и устоями. Тем, кто любит историю про отважного Дон Кихота обязательно стоит посетить балет того же Людвига Минкуса «Идальго из Ла-Манчи», а если вы хотите ближе познакомиться с французской революцией и историей восставшего европейского народа, то балет «Пламя Парижа» для вас. Ближе к Новому Году и Рождеству самым востребованным спектаклем, соответствующим зимней праздничной атмосфере и по сей день остаётся «Щелкунчик», и это поистине завораживающее зрелище, что также можно сказать о «Лебедином озере».

Что касается оперы, то чтобы начать знакомство с этим жанром, стоит посетить самую узнаваемую и многими любимую «Травиату» - трагическую историю любви по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Кстати в репертуаре Михайловского театра присутствует также и просто «Дама с камелиями», исполняемая на итальянском языке, однако она является более вольной и весьма оригинальной интерпретацией знаменитого произведения от Владимира Кехмана. Здесь действие происходит в начале XX века, а в центре сюжета – непростой выбор между любовью и сценой, который предстоит сделать русской балерине. Опера не такая длительная по времени, а значит хорошо подойдет для детей и начинающих театралов. Особым вниманием хочется выделить потрясающую оперу П. И. Чайковского «Опричник». Вот уж что действительно впечатляет! Действие происходит, исходя из названия и сюжета, во времена Ивана Грозного, когда молодой боярин вступает в личное царское войско и оказывается в безвыходном положении. Аутентичность постановки в совокупности с декорациями и костюмами даёт полное погружение в события того времени и более полное понимание истории собственной страны.

Конечно, можно очень долго писать про репертуар и историю театра, но, следуя необходимости выразить все свои мысли кратко, я постаралась уместить максимум полезного в пару абзацев. Если затрагивать более приземлённые аспекты похода в Михайловский театр, то первое, что стоит отметить, что это удовольствие не из дешёвых. Ценник начинается от 3000, в редких случаях от 2000, однако это не самые лучшие места на 3-ем или, в лучшем случае, на 2-ом ярусах. Есть особая каста любителей оперы, которые предпочитают именно третий ярус, так как звук «раскрывается и расцветает», огибая зал снизу вверх, и звучит там по-особенному. Однако для обычного человека разница не будет заметна, а вот увидеть что-либо на сцене в подробностях можно будет лишь в бинокль (200 рублей за аренду на время спектакля). Самый оптимальный по соотношению цены и вида вариант – партер или ложи бельэтажа и первого яруса. Самые дорогостоящие места – это, конечно, царская ложа, центральные места бельэтажа и первые ряды партера. Если вы идёте в театр вдвоём, то может показаться, что покупать ложу бессмысленно и не выгодно, однако стоит сделать это хотя бы раз ради атмосферы уединённого восприятия прекрасного. Если вы, как и я, любите ходить в буфет во время антракта, то вам стоит учесть при покупке мест, что в театре несколько буфетов. Первый – это центральный (он располагается за Царской ложей), но он будет неудобен для людей со 2-ого и 3-его ярусов, так как туда ведут отдельные лестницы, и чтобы попасть в буфет, сначала вам придётся спуститься на первый этаж, а потом подняться по другой лестнице уже к буфету. У второго яруса есть свой буфет, там цены могут быть чуть выше, но зато он располагается прямо рядом с музеем, так что можно убить двух зайцев.

Так же хочу обратить внимание на то, что у Михайловского театра есть собственное очень стильное приложение, где действительно крутой фишкой является режим «просмотра вида на сцену с выбранного места».

Скачать на ios: https://apps.apple.com/ru/app/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80/id1573565996

Скачать на android: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fplay.google.com%2Fstore%2Fapps%2Fdetails%3Fid%3Dmikhailovsky.app%26hl%3Dru%26gl%3DUS&post=-17712371_31436&cc_key=

Мариинский театр

Цены: 700 – 30.000 рублей

Сайт: Мариинский театр - Официальный сайт (mariinsky.ru)

Не менее, а может даже и более знаменитый старейший театр Санкт-Петербурга, основанный в 1783 году, совсем недавно открыл своё второе здание. В 2013 году по адресу ул. Декабристов, 34 появилось совершенно новое здание в современном стиле с огромным количеством новаторских решений и разработок. Хотя проект вызвал массовую критику и даже возглавил анти-рейтинг зданий времён Полтавченко, я считаю, что идея действительно освежила архитектурный облик Петербурга и в то же время не позволила новому зданию стать «белой вороной» среди своих 200-летних соседей. Не буду описывать внутреннее убранство – это надо увидеть собственными глазами. К тому же мне посчастливилось попасть на уникальнейшую и, одновременно с тем, самую впечатляющую экскурсию по закулисью новой сцены, о которой я подробнее расскажу в одной из своих последующих статей. Старое и новое здание разделяет лишь Крюков канал, а перейти из одного в другое можно не только по улице, но и по специальному мосту-переходу, который правда закрыт для обычных гостей театра. Внутренние интерьеры совершенно уникальны и прекрасны в обоих корпусах, без ярких фотографий вы точно не останетесь.

Гармоничное сочетание старого и нового в городском ландшафте
Гармоничное сочетание старого и нового в городском ландшафте

Мариинский театр располагает не только этими двумя площадками, но также ещё камерными залами и Концертным залом. Во всех этих многочисленных стенах показываются не только оперу и балет. Вы можете послушать шедевры камерной музыки Европы или музыкальные произведения различных композиторов в небольших залах с идеальной акустикой. Впечатления остаются незабываемыми.

Сейчас театр, стараясь удовлетворить вкусы не только консервативной публики, но и любителей современных постановок, не во всех спектаклях заморачивается над обширностью декораций и точностью костюмов. Возможно, такой подход заставляет зрителя углубиться в психологические аспекты сюжета и более точно понять чувства героев, не отвлекаясь на «визуальный шум». Мне такой подход не сильно откликается, на мой взгляд, это лишь способ сэкономить. К которому прибегает дирекция театра, хотя я стараюсь посещать спектакли разных направленностей и стилей. Именно этим отличаются балеты «Времена года», «Дафнис и Хлоя», «Глина», «Двенадцать» (лично я не советую), «Кот на дереве» и другие. Такие классические постановки, как «Сильфида», «Спартак», «Сон в летнюю ночь», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» не утратили своей гротескности и продолжают радовать глаз зрителя широкомасштабными и недешёвыми приготовлениями.

Много раз посещая оперу в Мариинке и восхищаясь ею каждый раз, мне также пришлось в конце концов неприятно удивиться. Хотя в этом есть и моя вина, билет покупался впопыхах и не много внимания было уделено фотографиям, всё же разочарование было довольно сильным. Дело в том, что опера Гектора Берлиозы «Бенвенуто Челлини» про талантливого скульптора, которого многие знают по фильму «Как украсть миллион», была полностью перекроена и в центре сюжета оказался кинорежиссёр, а действие было перенесено в 1963 год на римскую киностудию. Однако оперы «Аида», «Война и мир», «Идиот», «Князь Игорь», «Похищение из Сераля» и многие другие – это шедевры, которые должен увидеть каждый.

Теперь о формальностях. Билеты в новое здание лучше брать на левой стороне, если это партер, бенуар, бельэтаж и 1 ярус, так как буфет располагается именно в левой части здания с видом на Крюков канал. В старом здании чтобы попасть в главное кафе, нужно подняться вверх один пролет парадной лестницы и пройти мимо гардероба правого бенуара и сувенирного магазина. В театре есть ещё буфеты, но они более скромные, особо не «разгуляешься».

На этих "легендах" Петербургской театральной жизни я закончу первую часть обзора на театры города на Неве. Надеюсь вам было интересно её читать, жду лайки, комментарии, предложения (и критика тоже приветствуется, но надеюсь, что всё-таки статья вызвала у вас, дорогие читатели, только положительные эмоции!). Спасибо огромное, что дочитали её до конца! Обязательно будут следующие части, ведь в Петербурге театров гораздо-гораздо больше, чем два ;)