Найти тему

Стратегия голубого океана: 9 компаний, у которых получилось

Оглавление

О двух видах океана стало известно, когда Чан Ким и Рене Моборн написали книгу “Стратегия голубого океана”. Это было в 2005 году. С тех пор люди делят бизнес на красный океан и голубой. Красный — среда высокой конкуренции. Например, банки, строительство, продуктовые магазины. Компании создают одинаковые продукты и ожесточенно борются за покупателей. Голубой океан — мечта, в которой компания выделяется настолько, что у нее нет конкурентов.

Сумевшие вырваться из красного океана компании уже не толкаются локтями на агрессивном поле. Они придумывают себе новую нишу, новую идею и новый рынок. Под нее формируют спрос и привлекают клиентов.

Наше агентство 10 лет каждый день соприкасается с разными видами бизнеса. Мы можем найти точку роста там, где ее не видят собственники. Позвоните в DMA, чтобы найти свой голубой океан.

Голубой океан — мечта, в которой компания выделяется настолько, что у нее нет конкурентов
Голубой океан — мечта, в которой компания выделяется настолько, что у нее нет конкурентов

В двух словах о голубом океане

Выйти в голубой океан можно в разных нишах: как в технологичных, так и традиционных. Компания может основать новый продукт, изменить цепочку производства или способ взаимодействия с клиентом.

Компании, создавшие голубой океан, предлагают покупателям продукт с непривычной или высокой ценностью, при этом он доступен для массового потребителя. Авторы книги называют это “ценностной инновацией”. То есть инновация, которая полезна клиенту и при этом не очень дорогая — крутая инновация.

Голубые океаны — новинка нашего времени только, как термин. На самом деле, они были всегда. Отмотав время на сто лет назад, мы увидим, как зарождалась авиация, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность. Чуть раньше создали первый автомобиль и основу для автомобилестроения. То, что сейчас мы используем каждый день, когда-то было голубым океаном.

-2

Компании, создавшие голубой океан за границей

Tesla

Tesla доказали, что электрические автомобили нужны не только на поле для гольфа. Еще 10 лет назад идея электромобилей на дорогах была новой. Но у компании Tesla был план, и они его придерживались. Сначала команда хотела популяризировать электромобили. С этой целью справилась на ура. По второму этапу, они планировали распространить автомобили Tesla на все сегменты рынка, вдобавок создать автономный вид транспорта. А еще — отказаться от ископаемого топлива и полностью перейти на чистую энергию. В общем, список внушительный.

Планы, амбиции и реализация помогли привлечь внимание к Tesla и сделать Tesla Model Y самым продаваемым автомобилем в мире по итогам 2023 года. О компании публично высказывались даже конкуренты. Глава Subaru Томоми Накамура сказал, что “единственные электромобили, которые хорошо продаются, это Tesla”.

Tesla Model Y - самый продаваемый автомобиль в мире по итогам 2023 года
Tesla Model Y - самый продаваемый автомобиль в мире по итогам 2023 года

Cirque du Soleil

На стыке театра, цирка и уличного мюзикла. Два брата из Канады создали новый вид цирковых представлений: избавились от дорогостоящего содержания животных и сосредоточились на театрализованных постановках. Спустя 20 лет после основания, Cirque du Soleil стал получать такую прибыль, к которой известный американский цирк шел больше ста лет.

Сфера циркового искусства сложная — высокая конкуренция не только внутри ниши, но и со смежными отраслями: кино, видеоигры, спортивные соревнования. К тому же, защитники животных постоянно говорят о необходимости запрета животных в цирках. Но Cirque du Soleil даже не пытался бороться в этом алом океане. Он создал свой, голубой. Девиз на одной из первых афиш был: “Мы заново изобретаем цирк”. Они не конкурировали за зрителей, а, наоборот, привлекли новую для цирка аудиторию. Тех, кто любит классический театр, балет и оперу.

-4

Airbnb

Компания, которой мы теперь ищем альтернативу, отправляясь в путешествие. И которая стала в идейном смысле монополистом — на какой сайт еще пойдешь, если хочешь забронировать апартаменты за границей?

Но Airbnb хороша не только доступной опцией. Она дает клиентам возможность путешествовать, останавливаясь в реальных домах и полностью погружаться в жизнь других. При этом, цена аренды плюс-минус такая же, как на номера в отелях. Только в отелях не пообщаешься с хозяевами, которые могут посоветовать десятки мест. И не погрузишься в настоящий колорит страны.

Раньше объявления об аренде домов или квартир можно было увидеть в газетах, на досках объявлений или в брошюрах. Airbnb объединил арендаторов и путешественников, позволив последним комфортнее жить в других странах.

Сервис позволил людям глубже погрузиться в колорит страны
Сервис позволил людям глубже погрузиться в колорит страны

Apple

Компания, которая переизобрела телефон. Они не стали копировать успешные модели и увеличивать, например, память. Apple радикально подошли к самой модели. Главными задачами было: снизить количество кнопок на устройстве, сделать телефоны более стильными, упростить фукнционал, создать возможность кастомизации нужных функций через приложения в App Store.

К тому же, Apple решили отказаться от большого количества телефонов в линейке. Как мы видим, эти принципы компания соблюдает до сих пор.

Еще один пункт, который сработал, как инновация и за который люди любят бренд до сих пор — это связанность продуктов. Они все — продолжение друг друга. Никто из компаний, подобных Apple, не создавал ранее подобную экосистему.

Компания не только создала удобный смартфон, но и изобрела материнскую систему для других направлений - App Store
Компания не только создала удобный смартфон, но и изобрела материнскую систему для других направлений - App Store

ИКЕА

Как выглядел мебельный рынок до появления ИКЕА? Однотипные магазины с однотипным товаром: массивными и дорогими предметами интерьера. Как стал выглядеть мебельный рынок? Огромные магазины с широкой линейкой доступных и стильных предметов интерьера. ИКЕА сделала прорыв, удешевив товары — так она привлекла большой пласт малообеспеченных клиентов по всему миру.

Людям понравился принцип пазла, который исповедует компания — мебель подходит друг к другу. К тому же, ее легко собирать — в наборе всегда есть универсальный ключ для сборки, а инструкция понятна даже школьнику.

Отдельное внимание заслуживает путь, который проходит покупатель в магазине. ИКЕА задумали сделать его, как приятное путешествие. Ну, и, конечно, чтобы люди побольше купили товаров. Поставив игровую зону и кафе рядом с магазином, ИКЕА превратили шопинг из изнурительной рутины в приятное времяпрепровождение.

-7

Starbucks

В Starbucks продают не кофе, а атмосферу. После нескольких лет постепенных изменений они пришли к выводу, что нужно уделять внимание обстановке, в которой клиенты проводят время за чашкой чая или кофе. Непрямое освещение, приятная фоновая музыка, дружелюбные бариста, отдельные столы — за этим пошла консервативная американская публика, а затем и весь мир. Говард Шульц, бывший владелец сети кофеен, подчеркивал — его бизнес не в том, чтобы наполнять желудки, а в том, чтобы наполнять души.

Постоянных клиентов в Starbucks знают по именам. Упор на персонализацию у них переняли остальные кофейни. В заведениях начали обращаться по имени и подписывать стаканчики.

После 2007 года известность Starbucks была на пике, многие хотели попробовать кофе именно из этой кофейни, либо вернуться туда снова. Журнал The Economist ввел “индекс Starbucks”, что является показателем экономической ситуации в стране. По цене стандартной чашки кофе в кофейне оценивают положение дел.

В Starbucks продают не кофе, а атмосферу
В Starbucks продают не кофе, а атмосферу

Российские компании голубого океана

В России пока мало примеров подобного бизнеса. Как говорил Игорь Манн в своем выступлении на эту тему, нам нужно научиться создавать сначала голубую лужу, выращивать из нее озеро, постепенно добираясь до океана. Отчасти я согласен, но мы можем создать и океан, если захотим.

Несколько компаний, у которых получилось создать свой голубой океан.

Банк Тинькофф (Т-банк)

До появления Тинькофф, банки ассоциировались с чем-то сложным, громоздким и ну очень серьезным. Продукт Олега Тинькова позиционирует себя, как лайфстайл-банк. Карманный помощник, понятный интерфейс, легкое использование — эти пункты люди отметили сразу. Видимо, эти же качества оценили и международные эксперты — банк Тинькофф признали лучшим в мире. Это было в 2018 году.

Сегодня, когда Тинькофф стал Т-банком, он продолжает гнуть свою линию по удобству и придерживаться стратегии. Стало сложнее, потому что конкуренты переняли многие фишки. Например, привозят банковскую карту на адрес — за ней не нужно ходить в офис, как 10 лет назад. Кстати, Тинькофф долгое время на рынке оставался банком, работающим без офисов.

Банк Тинькофф признали лучшим в мире в 2018 году
Банк Тинькофф признали лучшим в мире в 2018 году

Битрикс24

Сервис для управления бизнесом в режиме “одного окна”. Он помогает бизнесу учитывать, планировать и считать. В общем, работать. Система не уникальная, но своей простотой и удобством быстро завоевала клиентов. CRM-системам важно следить за тем, что делает бизнес. Они должны быть гибкими — подстраиваться под работу предпринимателей. Иначе потеряют клиентов. Видимо, Битриксу это удается, так как с момента основания люди использовали софт постоянно, к нему подключалось все больше компаний. Сейчас их 10 миллионов по всей стране.

В этом году опубликовали результаты рейтинга — Битрикс24 занял первое место, как лучший софт для среднего и малого бизнеса за 2023 год.

-10

ВкусВилл

Казалось бы, что нового можно придумать для продуктового магазина. Однако голубой океан можно создать и на старой платформе — в той же нише, изменив или добавив кое-что. ВкусВилл расставили три акцента: полезные продукты, бесплатная доставка и выстраивание отношений с клиентом. Нельзя сказать, что из этого сработало лучше.

Компания прошла путь от павильонов с молочной продукцией до крупнейшего продуктового ритейлера страны. Сейчас у компании есть и классические продуктовые, и склады, которые работают только на доставку. И, что важно, большой кредит доверия со стороны покупателей. Место присутствия ВкусВилл — более 800 городов и поселков по всей России.

ВкусВилл создали свой голубой океан благодаря бесплатной доставке, высочайшему сервису и акценту на полезных продуктах
ВкусВилл создали свой голубой океан благодаря бесплатной доставке, высочайшему сервису и акценту на полезных продуктах

Напомню еще раз — сто лет назад многого не было. То, что появлялось, сразу становилось голубым океаном. Сложно представить, что будет через 20 или 30 лет. Наверняка мы увидим десятки ярких примеров новых идей, отраслей и созданных ниш. Хорошо бы, если половина из них будет в России. Мы можем на это повлиять.

Может, у вас есть идея, но вы сомневаетесь подходит ли она под голубой океан? Напишите нам в Telegram. Наши специалисты подскажут так ли это или надо что-то изменить.