Этот фильм посвящён спидвею — одному из самых зрелищных, но рискованных видов спорта. Но спортивная тема — это лишь половина истории, не менее важна тут романтическая линия, сопряжённая с темой взросления и становления. Мелодрама «Закрытие сезона» (1975) — не самый известное произведение режиссёра Игоря Шатрова, и зря. Потому что
это одновременно нежная и лиричная лента, но при этом захватывающая и брутальная.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Игорь Шатров начинал в кино как оператор и неоднократно работал с Юрием Егоровым, замечательным мастером, снявшим массу лент, которые сегодня считаются классикой. Впервые режиссурой Игорь Шатров занялся в конце шестидесятых, а в 1971 году выпустил картину, после которой о нём заговорили громко. Это была «Минута молчания», отсылающая к войне.
Для Шатрова военная тема была не просто важной, но близкой и личной — в годы Великой Отечественной он был военным корреспондентом, неоднократно бывал на фронте и дошёл до Берлина.
Однако в кинотворчестве его интересовали не только проблемы патриотического воспитания, но проблемы воспитания и становления юного поколения в целом. Именно об этом была его четвёртая полнометражная картина «Закрытие сезона».
Сценарий с названием «Золотой шлем» написал Андрей Битов, писатель и драматург, а Игорь Шатров стал его соавтором. Сам он отмечал:
«Творчество Битова дорого мне прежде всего тем, что внимание писателя сосредоточено на нравственном росте, духовном багаже молодого человека».
Героями истории стали три юноши и девушка, которых в начале мы видим подростками-школьниками, а потом — уже молодыми людьми. Сразу отмечу, что в фильме повествование нелинейно, сцены из юности героев и настоящего чередуются, помогая понять их характеры и раскрывая мотивы поступков. Итак,
Генка, Толик и Архимед влюблены в одноклассницу Светку. Каждый по-своему борется за её внимание, но она никому не отдаёт предпочтения.
Как-то ребята оказываются на представлении в цирке, где выступает красавица Зоя Морено. Бесстрашная артистка показывает головокружительный во всех смыслах номер с мототрюками, и мотоциклы сразу завораживают парней: им тоже хочется выглядеть такими же отважными и решительными героями. Архимед (как понятно из прозвища, парень силён в математике) рассчитывает нужные параметры, и на пустыре появляется глубокая объёмная яма, в которой можно учиться трюками, например, с заездом на стену почти. Это, правда, не всем по вкусу, даже начинается небольшой скандал с общественностью. Но это лишь начало неприятностей.
Генка, желая покорить Светку на романтическом свидании, угоняет машину, везёт девушку на прогулку и объясняется в чувствах. И Светка отвечает взаимностью,
но шалость не проходит даром — Генка попадает в милицию. Выходит он лишь потому, что его берёт на поруки знаменитый местный спортсмен-мотоциклист Беломоров. Он-то и становится для Генки, Толика и Архимеда наставником, учителем и другом.
Спустя несколько лет Генка, уже взрослый и успешный мотогонщик, возвращается в город. Его соперником по гонке будет Беломоров, тот самый Беломоров, спасший его и всему обучивший.
А ещё Генка узнаёт, что Светка и Архимед вместе и уже почти поженились. Архимед раскрывает и другую подробность:
Беломоров решил закончить карьеру, эта гонка будет для него последней, и он должен уйти непобеждённым. А значит, проиграть должен Генка.
Так что перед парнем стоит дилемма: дать возможность учителю остаться непревзойдённым или всё-таки показать себя на 100%.
На главные роли были утверждены молодые актёры Владимир Пучков (Генка), Юрий Дружинин (Архимед) и Юрий Григорьев (Толик).
И если первым два исполнителя уже получили дипломы, то Юрий Григорьев был ещё совсем незрелым студентом, сыгравшим лишь в одном небольшом эпизоде.
Зато потом его карьера сложится очень успешно, ну а, наверное, одна из самых известных его ролей — ведущий любимой передачи советских детей «Спокойной ночи, малыши!».
Роль Светки, покорившей всех троих, получила Тамара Трач, актриса Харьковского театра юного зрителя. Самое интересное, что Тамара была старше всех троих партнёров-ребят, на момент съёмок ей было уже 26 лет.
Но из-за стройности и невысокого роста она смотрелась по-подростковому и даже в сценах, где герои предстают ещё школьниками, актриса выглядит естественно и гармонично, нет ощущения, что подростка играет взрослая женщина.
Роль тренера Александра Беломорова получил Олег Балакин, в других ролях Светлана Светличная (циркачка Зоя Морено),
Иван Лапиков (милиционер), Юрий Чернов, Николай Фигуровский, Евгений Быкадоров, Владимир Курашкин.
Поскольку фильм посвящён спорту, к съёмкам группа готовилась особенно тщательно. Кстати, в процессе работы изменилось и название:
первоначальный «Золотой шлем» (его должен был получить победитель гонки) исчез из сюжета и из заголовка, уступив место варианту «Закрытие сезона».
Спортивные сцены решено было снимать в Полтаве на Украине, где в Россошенском районе совсем недавно построили новый современный спортивно-технический комплекс, включающий стадион для мотогонок. Его-то и выбрали в качестве съёмочной площадки. К съёмкам тут же подключилась полтавская команда по спидвею, знаменитая на всю страну. Спортсмены принимали участие в массовых сценах, а дублировали актёров в опасных эпизодах гонщики Анатолий Михальчук и Григорий Тютюнник, которых готовил основатель полтавской команды — Иван Вакуленко.
Режиссёр Игорь Шатров потом отблагодарил Ивана Вакуленко за помощь: в кадре можно услышать, как комментатор объявляет участников гонок, и в их числе упоминает Ивана Вакуленко.
Но самыми сложными и опасными съёмки оказались не для гонщиков или актёров, а для оператора Сергея Филиппова. Режиссёру хотелось получить крупные планы гонщиков на треке, и чтобы их снять, оператора привязывали к багажника автомобиля, ехавшего впереди мотоциклов. Сергей Филиппов на большой скорости ручной камерой снимал спортсменов. При этом самих гонщиков просили не выжимать газ на полную, иначе они легко обошли бы автомобиль. Но даже тех скоростей, на которых гнались мотоциклисты и машина, было достаточно, чтобы Сергей Филиппов натерпелся страха.
А ещё в картину вошли съёмки реальных гонок.
Когда зрители видят забитые трибуна на стадионе, то это не массовка, а реальная публика, собравшаяся на громкий матч по мотоболу между командой Полтавы и знаменитой немецкой мотобольной сборной «Пума».
Позже, когда «Закрытие сезона» прокатывали в Полтаве, зрители ломились в кинотеатры, высматривали себя на трибунах и радовались, даже если камера задерживалась на лице хоть на полсекунды.
Добавлю также, что специально для работы над фильмов в Полтаву приехал спортивные комментаторы Сергей Кононыхин и Владимир Карнеев. Последний и сам был опытным мотогонщиком, по праву заслужившим звание «легендарно спортсмена» и внёсшим огромным вклад в популяризацию спидвея и мотобола в СССР.
Съёмки в Полтаве проходили летом и осенью 1974 года. Доснимали фильм уже под Москвой, и весной 1975 года «Закрытие сезона» вышло в прокат. Но одну женщину фильм сильно расстроил. Этой женщиной была Александра Пахмутова, которая вместе с супругом и соавтором Николаем Добронравовым специально для картины Игоря Шатрова написала песню «Ленточка моя финишная» (более известна она как «Нам не жить друг без друга»).
Но режиссёр почему-то в итоге песню в фильм не включил, хотя музыкальная тема проходит сквозь сюжет, вы услышите и точно узнаете эту мелодию в ряде сцен.
Впрочем, песня не пропала, мало того, она стала громким шлягером и вошла в репертуар лучших эстрадных певцов СССР. И пусть в фильме она звучит фрагментарно, повествование она точно украсила, да и вообще музыка Александры Пахмутовой — это одно из главных достоинств «Закрытия сезона».
Ну и финал. Тренер Александр Беломоров говорит начинающим спортсменам, что нужно для победы в спорте (а может, и в жизни): «Вы должны быть очень уверены в своих силах при постоянной неуверенности в себе… Всегда помните, даже на вершине, что кто-то делает или может сделать ваше дело лучше вас». Согласны?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: