Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Олимпийский гимн, отдавший победу «ласковому Мише»

«В спорте есть соперники, в спорте нет врагов!» — такие слова были в заводном, энергичном и жизнеутверждающем гимне, который звучал отовсюду в дни московской Олимпиады. Не будем говорить о том, что эти времена, увы, давно прошли, олимпийские игры из спортивных превратились в политические, а нашу страну уже который раз представляет не команда Российской Федерации, а некая ОКР (хотя спортсменам, которые даже в таких условиях защищают честь России нужно безусловно сказать «спасибо»). Давайте лучше вспомним, как появился гимн легендарной Олимпиады, прошедшей в Москве в 1980 году, и почему он «уступил» золото другой композиции.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К Олимпийским играм в СССР подготовку начали сильно загодя, при этом

работа шла не только на стадионах и строительных площадках, но и в творческих объединениях композиторов, поэтов, художников.

Подготовку контролировал лично зампред организационного комитета, в прошлом заместитель министра культуры Владимир Попов.

В 1979 году композитор Давид Тухманов и поэт Роберт Рождественский написали песню «Олимпиада-80» (она же «Олимпийский огонь»), которая вполне могла бы соперничать с европейскими хитами.

Ритмичная, яркая, моментально оседающая в памяти — такой оказалась заглавная композиция игр в Москве.

Пока худсоветы решали, кто будет её исполнять, случилось событие, заметно испортившее отношение в мире к СССР: Союз в конце 1979 года ввёл войска в Афганистан. Вскоре стали поступать сообщение о бойкоте московских ОИ со стороны некоторых стран. Есть версия, что именно это сподвигло организаторов на поиск необычного исполнителя гимна, который бы не ассоциировался с классической советской эстрадой и идеологически выдержанными песнями.

Выбор пал на эстонца Тыниса Мяги. Тынис был известен, но до славы Иосифа Кобзона, Льва Лещенко или Муслима Магомаева ему было очень далеко. Зато он был уроженцем Прибалтики, которая в СССР вообще была особым регионом, эдакой полузаграницей.

Тынис Мяги. Фото из открытых источников
Тынис Мяги. Фото из открытых источников

Не даром советские кинематографисты отправлялись в Прибалтику, когда в фильмах нужно было показать Европу, в том числе средневековую, а актёрам из Литвы, Латвии и Эстонии регулярно поручали роли иностранцев. Тынис был молод, энергичен, элегантно и стильно выглядел, имел хороший голос (а тогда это было непременное условие для появления на эстраде), так что был отличным кандидатом. Сам певец позже говорил, что, прослушав фонограмму, сразу понял, что это будет настоящий шлягер. На певца возложили честь показать, что

в СССР тоже есть свобода творчества, что тут не только поют пафосные пропагандистские песни исполнители в строгих костюмах, но и отлично себя чувствуют молодые артисты, не чуждые современных ритмов и предпочитающие модные наряды и причёски.

Для песни записали два клипа, один в Москве, другой в Таллине, на родине Мяги. Съёмки в столице заняли несколько дней, поскольку в них участвовала подтанцовка. Снимали большую часть клипа на фоне знаменитой московской гостиницы «Космос», построенной наподалёку от ВДНХ как раз к Олимпиаде. А в начале мелькнула жилая высотка, такие дома стоят у станции метро Юго-Западная (но, возможно, и в других районах Москвы тоже). Обращу внимание на роскошную погоду: в клипе на фоне — идеально чистое голубое небо (ниже — столичная версия).

В Таллине работа, по воспоминания Тыниса Мяги, ограничилась буквально несколькими дублями, из которых потом смонтировали ролик.

В преддверии Олимпиады и во время неё популярность Тыниса Мяги взлетела до небес, ему приходилось давать концерты ежедневно, а порой и несколько раз в день. Но

когда игры закрывались, прозвучала другая композиция, которую создали композиторы Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.

«До свиданья, Москва» стала вторым гимном Олимпиады-80 и вместе с олимпийским Мишкой заставила рыдать участников Олимпиады, спортсменов и зрителей по всему миру и перехватила первенство у «Олимпиада-80». Кадры с церемонии закрытия с улетающим медведем и сейчас смотрятся как мощнейшая мелодрама, и совершенно очевидно, что «До свиданья, Москва», исполненная Татьяной Анциферовой и Львом Лещенко, по-настоящему зацепила и покорила слушателей на годы и даже десятки лет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Впрочем, и заряжающая «Олимпиада-80» по-прежнему жива и сегодня её тоже можно услышать в исполнении молодых певцов, ведь, как в ней поётся, «сегодня никуда от спорта не уйдёшь, от спорта нет спасения».

А какую песню вспоминаете вы, говоря об Олимпийских играх в Москве? Отдайте голос за любимый шлягер в голосовании в Telegram-канале!

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: