Найти в Дзене
Яков Brandman

Можно ли работать без товарного знака?

Оглавление
Регистрировать ли товарный знак?
Регистрировать ли товарный знак?

Не хочу тратить деньги на товарный знак!

Реклама пестрит сообщениями о том, что регистрация товарного знака - дело обязательное, непременно нужное. То же самое можно услышать от селлеров на маркетплейсах, мол, без товарного знака нельзя и работать вовсе.

Так ли это в действительности? Возможно, стоит немного подвергнуть рациональному сомнению все то, что мы слышим со стороны.... Возможно, это кому-то поможет сэкономить пару десятков тысяч рублей. Что ж, попробуем разобраться!

Коммерческое обозначение

Например, вы назвали магазин "Венедикт Носков" и продаете носки, то нужно ли регистрировать ТЗ? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, нужно, с другой стороны - можно этим пренебречь в некоторых случаях.

Если вы используете "Венедикт носков" давным-давно, ежегодно тратите большие деньги на рекламу, то теоретически никто не вправе регистрировать товарный знак сходный, с вашим коммерческим обозначением.

Однако это лишь в теории. На практике возникает ряд сложностей:

  • нужно быть готовым доказать, что ваше коммерческое обозначение используется давно и известно потребителям (зачастую это не так просто сделать).
  • если конкурент решит зарегистрировать товарный знак, то Роспатент не будет проверять наличие коммерческих обозначений. Воспрепятствовать в регистрации ТЗ вы сможете только если направите возражения в Роспатент. Т.е. нужно постоянно мониторить заявки на регистрацию ТЗ, чтобы Роспатент не зарегистрировал что-то похожее.
  • Если уж так случилось, что конкурент зарегистрировал что-то похожее на "Венедикт носков", то вы можете оспорить такую регистрацию, но при этом нужно доказать, что на дату подачи заявки на регистрацию ТЗ коммерческое обозначение широко использовалось.

Короче говоря, коммерческое обозначение (КО) - не лучший способ защиты названий, имеет следующие минусы:

  • КО действует на определенной территории (тогда как ТЗ действует на территории РФ)
  • Исключительное право на КО пропадает, если его не использовать в течение 1 года (сделал перерыв в использовании - прощай исключительное право).
  • При возникновении споров нужно доказывать момент начала использования КО.
  • Роспатент может зарегистрировать похожий ТЗ, вне зависимости от наличия КО.
  • За использование КО сложно взыскать компенсацию (нет специальной нормы, как это предусмотрено для ТЗ).
  • КО защищает название бизнеса, но не название товара.

Таким образом, в подобных случаях лучше все же зарегистрировать ТЗ, чтобы, во-первых, не лишиться своего КО, во-вторых, воспрепятствовать конкурентам в регистрации похожих ТЗ.

Неохраняемые элементы

Бывают другие ситуации, когда, допустим, вы назвали магазин "Одежда для детей". Нужно ли в этом случае регистрировать как товарный знак? В большинстве случаев не нужно, хотя и тут есть свои исключения.

Дело в том, что слова "Одежда для детей" указывают на вид товара (одежда) и его свойства (для детей), поэтому по закону, в принципе, не могут быть зарегистрированы как товарный знак.

Проще говоря, если вы даже захотите зарегистрировать эти слова как ТЗ, то у вас не получится это сделать (Роспатент откажет). Однако эти слова могут быть добавлены в состав товарного знака (как неохраняемые элементы).

Например, вы регистрируете логотип, а ниже под ним небольшими буквами пишете "Одежда для детей". Таким образом, не нужно регистрировать "Одежда для детей" как товарный знак. Исключения составляют случаи, когда:

  • помимо слов вы хотите зарегистрировать логотип.
  • вы хотите зарегистрировать оригинальный шрифт для этих слов или какие-то дополнительные графические элементы.
  • помимо этих слов есть другие (охраняемые). Например, "Одежда для детей Мышонок Гав", где "Мышонок Гав" будут охраняемыми.

Вывод: для использования "Одежда для детей" ТЗ можно не регистрировать.

Охраняемые неохраняемые элементы

Есть и еще одна ситуация, о которой следует упомянуть. Бывает так, что изначально неохраняемые слова в результате их долгого и широкого использования становятся охраняемыми. Например "Home Credit Bank", "KFC", "Сбербанк".

В этих случаях, казалось бы, можно использовать неохраняемый элемент без риска для себя, но... Но может так случиться, что кто-то докажет приобретение различительной способности для этих элементов. И тогда использование будет незаконным.

Отсюда вывод: даже использование неохраняемых элементов при определенных обстоятельствах может быть рискованным.

Фирменное наименование

В далеком 2001 году Сергей зарегистрировал ООО "Рубин". Занимается продажей стройматериалов. Нужно ли ему регистрировать ТЗ для того, чтобы использовать слово "Рубин" в свой деятельности?

Не нужно, поскольку фирменное наименование охраняется в той же степени, что и ТЗ. Это значит, что никто не вправе использовать слово "Рубин" для продажи стройматериалов. Это также означает и то, что никто не вправе регистрировать ТЗ со словом "Рубин" для продажи стройматериалов.

Например, если кто-то в 2002 году попытается зарегистрировать и использовать ТЗ "Рубин" для стройматериалов, то это будет незаконно.

Однако тут есть несколько проблем:

  • конкуренты могут подать на регистрацию ТЗ "Рубин" для стройматериалов. Роспатент не будет делать проверку по сходству с фирменными наименованиями. Воспрепятствовать в регистрации ТЗ вы сможете только если направите возражения в Роспатент. Т.е. нужно постоянно мониторить заявки на регистрацию ТЗ, чтобы Роспатент не зарегистрировал что-то похожее на ваше фирменное наименование.
  • Закон не предусматривает возможности взыскания компенсации за использование фирменного наименования (только возмещение убытков). При этом доказать размер убытков затруднительно.
  • Нужно доказывать, для каких товаров/услуг вы используете фирменное наименование. Наличие кодов ОКВЭД само по себе не является таким доказательством.

Таким образом, даже при наличии фирменного наименования ТЗ все же лучше регистрировать.

Выводы

  1. Регистрировать ТЗ желательно практически во всех случаях (без преувеличения).
  2. Не регистрировать ТЗ можно лишь тогда, когда у вас совсем нет денег. В этом случае выбирайте простое название - магазин. К нему можно добавить слово товара (например, магазин косметики, магазин одежды, магазин лодок, тарелок, резинок, скакалок, трусов, попугаев и т.п.).
  3. Если вы не регистрируете ТЗ, поскольку у вас есть КО или фирменное наименование, то будьте готовы доказать факт и пределы такого использования, известность КО потребителям, длительность использования КО и т.п.

Остались вопросы? Связь со мной:

Бакланов Яков Николаевич (патентный поверенный N 2729)

Yakoffservice@yandex.ru

https://yabrandman.ru/