Найти тему

Писец в Египте больше, чем писец

Даже фараоны не чурались звания писца. Так и писали в посмертных биографических «текстах пирамид» — «писец божьих книг». Тем более не зазорно это было для «обычных» сановников.

В разных папирусах о писце говорится:
«Он руководит работой всякой в этой стране», «Нет должности без подчинения, исключая писца: он руководит другими», «Писец — он руководит всеми, и не обложена налогами работа в письме».

Дело в том, что писец в Древнем Египте — это не столько должность, сколько квалификация. Термин «писец» означал
«не только писца в смысле писаря и переписчика (которых было не мало), но и вообще человека, которого мы называем образованным, т.е. умеющего читать, писать и обладающего суммой каких-то знаний» (М.А. Коростовцев).

Писец — это администратор, менеджер (иногда даже топ-менеджер), чиновник разного уровня. В текстах эпохи Нового царства (XVI – XI вв. д. н.э.*) мы встречаем разные должностные наименования: писцы оружейной палаты, писцы сокровищницы, писцы-сборщики налогов… Писцы работали во всех учреждениях огромного древнеегипетского государственного аппарата.

Что характерно: писцом становились не только представители знати, в писцы отбирали по способностям и знаниям.

Это, конечно, не исключает того, что именно из среды знати и самих писцов выходили их наследники-писцы. Просто у них была возможность с детства изучать грамоту, а соответственно и вовремя «блеснуть», чтобы попасть на обучение к хорошему учителю («отцу») и потом сделать успешную карьеру.

А работа «писца» была очень привлекательна: во-первых, это не физический, а умственный труд; во-вторых, в чистоте и тепле; в-третьих, она высоко оценивалась и хорошо вознаграждалась; в-четвертых, писцы не платили налогов и не несли никаких повинностей; в-пятых, были перспективы роста; в-шестых, с каждой ступенькой над тобой начальников всё меньше, а подчиненных всё больше.

До нас дошли несколько «Поучений» (вид дидактических древнеегипетских сочинений) смысл, которых прост: работа писца – пожалуй, лучшая работа в мире.

Так, некий Хети убеждал в этом своего сына Пепи, рисуя тяготы и лишения тех, кто работает на полях, в ремесленных мастерских и служит в армии. А потому он просил сына прилежно учиться и быть послушным старшим.

Несколько другой мотив прослеживается в поучении, сохранившемся на папирусе эпохи Нового царства Честер Битти IV. Его автор делает акцент на славе, которая может обессмертить творца лучше всяких гробниц и пирамид:

«Стань писцом, заключи это в своём сердце,
Чтобы имя твоё стало таким же**.
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.

Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передаёт это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме».


Для египтян забота о сохранении имени – важное дело для обеспечения жизни после смерти. Ты не исчезнешь, если твоё имя не исчезнет. Это вполне традиционно. Но в поучении есть и новая, смелая мысль: при всей зацикленности египтян на посмертном существовании, через сохранение тела (посредством мумификации), души (ба), духовного двойника (ка), наполнения гробниц вещами и создания памятников, тут всё это уступает главному – книге, памятнику из памятников.

В общем, теперь вы знаете, что нужно делать.

Кто тут в писцы крайний?

Автор:
Иван Бирюков

* по Бекерату: Новое царство – ок.1550 – 1070/1069 гг. до н.э.

** т.е. таким же известным, как великие мудрецы древности.

Лит:
1) Александрова Н.В., Ладынин И.А., Немировский А.А., Яковлев В.М. Древний Восток: учебное пособие для вузов. — М.: Астель, АСТ, 2008. С. 96.
2) Коростовцев М.А. Писцы, школы, библиотеки // Культура Древней Греции. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 305 – 308, 312.
3) Лирика Древнего Египта. — М.: Художественная литература, 1965. С.91, 92.
4) Перепёлкин Ю.Я., История Древнего Египта. – СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. С. 96.

Древнеегипетский песец)))
Древнеегипетский песец)))