Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Почему красные и белые называли Ивана Билибина "предателем"

Иван Билибин в зрелом возрасте умудрился наслушаться много слов о том, как он стал «предателем нашего дела». Сначала от большевиков, а потом от их противников.

Портрет Билибина работы Кустодиева
Портрет Билибина работы Кустодиева

Большевики его не любили, потому что со всех сторон «контра». И продолжалось это до тех пор, пока Иосиф Виссарионович не сказал, что художник Билибин – наш человек. А за что его любить борцам за скорую мировую революцию?! Смотрите сами:

✅Происхождением не вышел. Точнее, наоборот, вышел, но не в пролетарскую сторону. Иван Яковлевич ведь был сыном крупного чиновника, его отец дослужился до чина действительного статского советника.

Рекламу Билибин тоже рисовал. Деньги сами собой не появляются
Рекламу Билибин тоже рисовал. Деньги сами собой не появляются

✅Двуглавого орла без короны для Временного правительства нарисовал Билибин. Большевики тоже этого орла по первому времени со своих денег не убрали, хоть и назвали «ощипанной курицей».

Большевики еще несколько лет печатали  кредитные билеты с двуглавым орлом. Купюры из коллекции Музейно-экспозиционного фонда Рязанского отделения Банка России
Большевики еще несколько лет печатали кредитные билеты с двуглавым орлом. Купюры из коллекции Музейно-экспозиционного фонда Рязанского отделения Банка России

Кроме того автора символа новой России новая власть не любила ещё и потому что Иван Яковлевич в годы Гражданской войны рисовал карикатуры для деникинских газет о том как Ленин захватил власть на деньги кайзера.

-4

✅Ну и потом Билибин же подался в эмиграцию, а значит – не наш человек. Да ещё и не бедствовал там, а вполне себе неплохо устроился после того как женился в третий раз на Александре Щекатихиной-Потоцкой. А все потому что жена оказалась строгая и ответственная: не давала Ивану Яковлевичу бухать без меры.

И так большевики проклинали Билибина и его творчество вплоть до 1936 года, как раз до того момента, когда художник сел на пароход и отправился назад на Родину. Причем Родина его сначала не очень-то хотела принимать.

Иллюстрация к "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина, 1907 г. С открытки Изогиза, изданной в 1961 году
Иллюстрация к "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина, 1907 г. С открытки Изогиза, изданной в 1961 году

Ведь он решил вернуться, когда в этих ваших Европах случился экономический кризис, денег стало меньше, мода на русское закончилась. Да и ностальгия и тоска по родным местам – тоже вещь важная. Билибин обратился к советским властям с просьбой разрешить ему вернуться. Но советская художественная общественность выступила в общем и целом против – пусть этот деникинский прихвостень, декадент из «мирискусников» и дальше прозябает в своей Франции. Нечего ему делать в мире нашего пролетарского искусства! Но товарищ Сталин поправил слишком ретивых блюстителей социалистической нравственности, пояснив, что художника, книжные иллюстрации которого считаются образцом русского стиля, следует вернуть домой, если он этого хочет.

-6

Билибин вернулся. Ему разрешили преподавать в Академии художеств, завалили заказами и гонорарами. И теперь в СССР Ивана Яковлевича хвалили. Зато он стал предателем уже не для большевиков, а для белой эмиграции. Ишь чего удумал – вернулся в Советскую Россию, да еще и неплохо устроился и под репрессии не попал.

-7

В общем, и для одних, и для других успел побывать "предателем". У нас же от восхвалений за геройство до проклятий за предательство - путь короткий, порой буквально за пару дней проходится.

А о том, кем Билибин был на самом деле, нам наглядно говорят последние дни жизни Ивана Яковлевича. В 1941 году, когда враг стоял у ворот, ему предложили эвакуироваться из Ленинграда, но в ответ услышали:

«Из осажденной крепости не бегут, ее защищают».

Ему на тот момент стукнуло 65 лет. Но Билибин не уехал, а остался.

В дом, где он жил, попал снаряд. Билибин перебрался в подвал Академии Художеств, где работал до последнего – преподавал, рисовал открытки и иллюстрации для книг.

История его личного подвига закончилась 7 февраля 1942 года. Январь и февраль в ту зиму стали самыми страшными месяцами блокады. Билибин, как и многие ленинградцы, погиб от голода и был похоронен в братской могиле вместе с другими сотрудниками Академии Художеств.

Мемориальная доска в Петербурге, ул. Лизы Чайкиной, 25, фото Марины Нефедовой
Мемориальная доска в Петербурге, ул. Лизы Чайкиной, 25, фото Марины Нефедовой

И когда ты знаешь, чем в итоге все закончилось, то понимаешь, что по сравнению с этим все ярлыки, кто, кого и когда «предал», развешенные «активной общественностью» всех возможных расцветок – это всего лишь мелкая суета перед лицом вечности. Обычная рябь на воде… А на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.