Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАС В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Если у ребёнка с нет возможности общаться и взаимодействовать, мы наблюдаем следующие последствия:

• Нежелательное поведение.

• Апатия и снижение или отсутствие инициативы при взаимодействии.

• Сужение круга интересов, игр.

• Снижение познавательной активности.

Что мешает ребенку с РАС общаться?

  1. Сенсорные барьеры. Это может быть гипер- или гипочувствительность в разных анализаторных системах. В занятия мы можем включать упражнения, утоляющие сенсорный голод ребёнка в той или иной сенсорной системе. Это будет мотивировать ребёнка.
  2. Ускользающее внимание.
  3. Маленький или негативный коммуникативный опыт.
  4. Отсутствие или скудность средств общения.
  5. Тревожность.
  6. Стереотипность деятельности. Можно пробовать включаться в приятную для ребенка деятельность в качестве партнёра для коммуникации.
  7. Сложность формирования причинно-следственных социальных связей.

Схема коммуникативного акта:

У ребёнка с РАС на какой-то из ступеней есть сложности.

• Интенция.

Важно, чтобы игра или деятельность были интересны ребёнку, чтобы он сам хотел что-то спросить или чем-то поделиться.

• Кодирование информации.

Часто ребёнок не может кодировать информацию тем способом, который будет понятен реципиенту. Важно, чтобы у ребёнка не было негативного опыта: меня не понимают. Если мы обучаем ребёнка карточкам PECS, то все окружение ребенка должно овладеть этой системой коммуникации.

• Передача информации.

Ребёнок может не отслеживать партнёра и, к примеру, не поворачивать к нему лицо, когда говорит. Такие моменты нужно тренировать.

Контакт с миром у ребенка с РАС происходит через:

-2

ОЩУЩЕНИЯ → ПРЕДМЕТЫ → ЗАКОНОМЕРНОСТИ → СИМВОЛЫ → СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.

Для построения занятия с ребенком с РАС необходимо опираться на актуальный для него уровень.

Как помочь развивать навыки общения?

  1. Учет сенсорных особенностей (например: сенсорная диета).
  2. Учет когнитивных особенностей (понятная среда).
  3. Альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АДК).
  4. Позитивный опыт общения с партнером и в среде сверстников.
  5. Расширение круга интересов и мотивации.

Этапы формирования речевых навыков:

1. Формирование первичного контакта и базовых средств коммуникации.

При необходимости проводится обучение использованию средств АДК.

Стратегии:

- присоединение к ребёнку по настроению, скорости, интересам.

- эмоциональная синтонность.

- расширение стереотипа деятельности с вовлечением партнёра.

2. Развитие навыка подражания и произвольного произнесения звуков.

За каждым произвольным звуком ребёнка закрепляется определенное значение, являющееся мотивацией. В игровой форме наращиваются возможности дифференциации звуков (фонематический слух и праксис) и ритмическому проговариванию рядов (речевое дыхание, переключение поз, голосоподача).

3. Расширение предикативного словаря в процессе взаимодействия с партнерами по общению.

✓ Занятия на этом этапе проходят в мини-группах.

✓ Расширяется глагольный словарь.

✓ Закрепляется инициатива и настойчивость при произнесении слов в разных ситуациях.

✓ Готовится база для освоения фразы.

Больше полезного в нашем Телеграм канале https://t.me/neuropsychological_proschool