Если у ребёнка с нет возможности общаться и взаимодействовать, мы наблюдаем следующие последствия:
• Нежелательное поведение.
• Апатия и снижение или отсутствие инициативы при взаимодействии.
• Сужение круга интересов, игр.
• Снижение познавательной активности.
Что мешает ребенку с РАС общаться?
- Сенсорные барьеры. Это может быть гипер- или гипочувствительность в разных анализаторных системах. В занятия мы можем включать упражнения, утоляющие сенсорный голод ребёнка в той или иной сенсорной системе. Это будет мотивировать ребёнка.
- Ускользающее внимание.
- Маленький или негативный коммуникативный опыт.
- Отсутствие или скудность средств общения.
- Тревожность.
- Стереотипность деятельности. Можно пробовать включаться в приятную для ребенка деятельность в качестве партнёра для коммуникации.
- Сложность формирования причинно-следственных социальных связей.
Схема коммуникативного акта:
У ребёнка с РАС на какой-то из ступеней есть сложности.
• Интенция.
Важно, чтобы игра или деятельность были интересны ребёнку, чтобы он сам хотел что-то спросить или чем-то поделиться.
• Кодирование информации.
Часто ребёнок не может кодировать информацию тем способом, который будет понятен реципиенту. Важно, чтобы у ребёнка не было негативного опыта: меня не понимают. Если мы обучаем ребёнка карточкам PECS, то все окружение ребенка должно овладеть этой системой коммуникации.
• Передача информации.
Ребёнок может не отслеживать партнёра и, к примеру, не поворачивать к нему лицо, когда говорит. Такие моменты нужно тренировать.
Контакт с миром у ребенка с РАС происходит через:
ОЩУЩЕНИЯ → ПРЕДМЕТЫ → ЗАКОНОМЕРНОСТИ → СИМВОЛЫ → СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
Для построения занятия с ребенком с РАС необходимо опираться на актуальный для него уровень.
Как помочь развивать навыки общения?
- Учет сенсорных особенностей (например: сенсорная диета).
- Учет когнитивных особенностей (понятная среда).
- Альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АДК).
- Позитивный опыт общения с партнером и в среде сверстников.
- Расширение круга интересов и мотивации.
Этапы формирования речевых навыков:
1. Формирование первичного контакта и базовых средств коммуникации.
При необходимости проводится обучение использованию средств АДК.
Стратегии:
- присоединение к ребёнку по настроению, скорости, интересам.
- эмоциональная синтонность.
- расширение стереотипа деятельности с вовлечением партнёра.
2. Развитие навыка подражания и произвольного произнесения звуков.
За каждым произвольным звуком ребёнка закрепляется определенное значение, являющееся мотивацией. В игровой форме наращиваются возможности дифференциации звуков (фонематический слух и праксис) и ритмическому проговариванию рядов (речевое дыхание, переключение поз, голосоподача).
3. Расширение предикативного словаря в процессе взаимодействия с партнерами по общению.
✓ Занятия на этом этапе проходят в мини-группах.
✓ Расширяется глагольный словарь.
✓ Закрепляется инициатива и настойчивость при произнесении слов в разных ситуациях.
✓ Готовится база для освоения фразы.
Больше полезного в нашем Телеграм канале https://t.me/neuropsychological_proschool