Найти тему
Сказы Истории

Именно в 1941 году Советский Союз нанёс поражение Германии без какой-либо помощи извне.

Уже 29 ноября 1941 года рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт заявил Гитлеру что: «В военно-политическом отношении война проиграна». Только спустя неделю после этого заявления, 5 декабря началось контрнаступление под Москвой, когда Красная армия легко отбросила отборные части Вермахта на 150-200 км от столицы.

11 декабря 1941 года Германия объявила войну США. То есть план Гитлера быстро разгромить СССР, развязать руки Японии, нейтрализовать США и сломить Англию просто рухнул.

Сталин это прекрасно понимал и просто удивил главу Британского МИДа Энтони Идена, прибывшего в Москву 15 декабря, предложив ему обсудить вопрос о послевоенном устройстве Европы.

Контрнаступление советских войск под Москвой Фото из открытого доступа
Контрнаступление советских войск под Москвой Фото из открытого доступа

Московская битва (30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года)

Направление на Москву было для Гитлера приоритетным, куда были брошены все отборные силы вермахта.

Как нам пишут либеральные источники, лето 1941 года было разгромным для Красной армии, которая отступала до самой Москвы.

А потом случилось странное – разгромленная Красная армия, не только сдержала наступление врага на подступах к Москве, но и 5 декабря перешла в контрнаступление, при этом потери врага исчислялись сотнями тысяч солдат и офицеров. Немцы бежали, бросив свою технику, стараясь побыстрее отступить от настигающих их ударов советских войск

Получается, что разгромленная летом армия как бы возродилась и разбила немцев уже в начале зимы.

Многие считают, что Сталин к зиме мобилизовал солдат из восточных регионов, а оружие и технику ему поставили по «ленд-лизу» американцы.

Но тут возникает вопрос как могли не обученные мобилизованные солдаты и офицеры «второго состава» разгромить вермахт, который уже разгромил «первый состав» Красной армии.

К тому же техническая помощь от союзников началась только в конце ноября, когда план наступления уже был готов. В ноябре Красная армия уже была укомплектована 990 танками, 667 самолётами, 7600 орудиями. На тот момент численность армии составляла 1 миллион 250 тысяч человек.

Некоторые скажут, что мол иностранная помощь начала поступать с сентября. Но даже если и с сентября, то до фронта она не успела дойти, время занимала не только её транспортировка, но и переучивание военного персонала.

Важно также отметить, что силы вермахта значительно превышали Красную армию по количеству живой силы и техники.

Численность немецкой армии под Москвой составляла 1 миллион 930 тысяч человек. У них было 1700 танков, 14000 орудий и миномётов, 1390 самолётов.

То есть, имея превосходство в живой силе и технике, вермахт был обращён в бегство. Просто чудо какое-то.

На самом деле не было никакого «первого» и «второго» состава Красной армии, она была одна и в первые месяцы войны оказала ожесточённое сопротивление врагу.

Ожесточённое сопротивление врагу

Это было не отступление Красной армии, а оборонительные бои, чередующиеся с контрударами и частыми наступательными операциями, например, в ходе Ельнинской наступательной операции было нанесено поражение 10 дивизиям противника. Главной задачей было задержать продвижение противника на московском направлении и сорвать его попытки безостановочно наступать на Москву.

Смоленское сражение, происходившее с 10 июля по10 сентября 1941 года (650 км по фронту и 250 км в глубину) на два месяца задержало продвижение противника.

Вермахт вторгся на территорию СССР 22 июня, а к Москве подошёл только 15-22 ноября. Расстояние между Брестом и Москвой 997 километров, которое вражеская армия преодолевала с боями, проходя 200 километров в месяц, ну или 7 километров в день, а должны были проходить 70-100 км в день.

Протяжённость фронта была огромная и «разгромленная» Красная армия не только прикрывала весь фронт, но и изрядно трепала немцев, уступая им при этом в живой силе и технике. Даже те армии, которые попадали в окружение, задерживали врага, да и авиация РККА постоянно наносила удары.

К началу ноября обстановка на западном направлении сохранялась тяжёлая, противник находился на расстоянии 80-100 км от Москвы, заняв Можайск, Калугу, Калинин, но Красная армия мужественно держала оборону.

7 ноября 1941 года в Москве на годовщину Октябрьской революции был проведён парад, в котором участвовали 28,5 тысяч военнослужащих народных ополченцев, которые прямо с площади уходили на фронт.

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Не получилось у немцев обойти Москву и с юго-востока, на пути танков Гудериана встала Тула. Закрывал Тулу сформированный в эти дни 1-й стрелковый корпус генерала Дмитрия Лелюшенко. Советские танкисты нанесли встречный удар по врагу и даже ворвались в Орёл.

Из воспоминаний Лелюшенко:

«Девять дней сражались воины 1-го Особого гвардейского стрелкового корпуса на полях Орловщины. Четырежды меняли они рубеж, ведя подвижную оборону, изматывая противника в ожесточенных боях. На пятом рубеже на реке Зуше остановили врага и до 24 октября удерживали свои позиции».

Так, 2-я танковая армия Гудериана была задержана в районе Мценска и немцы не смогли прорваться к Москве по кратчайшей дороге Орёл – Тула – Москва, Брянск – Москва.

Контрнаступление

5 декабря РККА перешла в наступление, стремительно освобождая город за городом Московской, Тульской и частично Калининской и Смоленской областей.

Угроза столице была ликвидирована. И хотя группа армий «Центр» не была разгромлена полностью, и вермахту удалось остановить наступление РККА, Германия потерпела первое серьёзное поражение с начала Второй мировой войны, гитлеровский план молниеносной войны провалился.

Противник перешёл к стратегии затяжной войны. Фюрер устроил «генеральское побоище» своим генералам и назначил себя главнокомандующим, он не мог успокоиться, что «разгромленная» им летом Красная армия как будто заново возродилась и обратила в бегство его хвалёный вермахт.

Победа под Москвой дала мощный импульс освободительной борьбе на оккупированной территории.

Япония и Турция отказались от вступления в войну на стороне Германии.

До сих пор, рассматривая события этого периода, в либеральных кругах ведутся разговоры о каких-то сталинских резервах, сибирских дивизиях, иностранной помощи.

Конечно, резервы были и дивизии с Дальнего Востока были переброшены, но надо учитывать и то, что они были не обстреляны и ещё необходимо было повышать их боевые качества и оснащать всем необходимым.

Что касается иностранной помощи, выше уже говорилось об этом, то основные поставки начались только в 1942 году после победы под Москвой и они были незначительные по сравнению с потребностями, примерно 4% от требуемого количества техники и вооружения.

Основную помощь США оказывали Великобритании, а не Советскому Союзу.

Потери были огромные, но Красная армия выстояла и показала всему миру чего она стоит.

И вывод здесь только один - мнение, что в 1941 году была разгромлена Красная армия абсолютно не верное, в 1941 году разгромлен был гитлеровский вермахт, да и немецкие генералы это не отрицают.

Из воспоминаний генералов вермахта о поражении под Москвой:

Генерал Типпельскирх:

«Наступление на Москву, начатое 2 октября, остановилось, войска не достигли своей цели. Армиям, наносившим удар на юге, удалось лишь на некоторое время овладеть Ростовом-на-Дону, который уже в конце ноября пришлось отдать обратно. В руках противника продолжал оставаться и Ленинград. Более того, русские войска оказались достаточно сильными, чтобы вместе с резервами, подтянутыми, с Дальнего Востока, перейти на центральном участке фронта от обороны к контрнаступлению. Меч возмездия был обнажен. «Быстротечная операция», в ходе которой Советская Россия «должна была быть побеждена», провалилась.

Генерал Блюментрит:

«Это была тяжелая школа. Человек, который остался в живых после, встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».

Фельдмаршал фон Рундштедт в мае 1941 года:

«Война с Россией— бессмысленная затея, которая, на мои взгляд, не может иметь счастливого конца. Но если, по политическим причинам, война неизбежна, мы должны, согласиться, что ее нельзя выиграть в течение одной лишь летней компании».

Генерал-фельдмаршал Франц-Фридрих Федор фон Бок

«Русские ухитрились восстановить боеспособность почти полностью разбитых нами дивизий в удивительно сжатые сроки, подтянули новые дивизии из Сибири и заменили утраченную на ранней стадии войны артиллерию многочисленными пусковыми установками реактивных снарядов. Потери среди офицерского и унтер-офицерского состава просто шокируют. В процентном отношении они много выше, нежели потери среди рядового состава».