В ночь понедельника друзья, как обычно, разгружали вагоны с кирпичом. Игорь никак не мог дождаться момента встречи с Катей. Его так и распирало рассказать об их неожиданном приключении, с настоящей погоней и слежкой за преступниками. Сашка же напротив оставался молчалив и мрачен, размышляя о своём. Он так и не смог найти в себе силы пойти в отделение милиции и рассказать об увиденном дяде Пете, подумав, что тот сочтет его выдумщиком и махнет на парня рукой. Сейчас Санька отрешенно кидал кирпичи в общей цепочке, он делал это автоматически, не заботясь, что следующий не успеет подхватить кирпич. Только однажды он задумался так глубоко, что бросил кирпич на ногу соседу. Тот чертыхнулся, обругал Сашку «криворуким» и процесс продолжился дальше, но теперь Сашка запретил себе отвлекаться, чтобы избежать возможных травм. Игорь оказался так окрылен, что совсем позабыл про боль в ноге и работал с огоньком, улыбаясь товарищу и совершенно не понимая, по какой причине тот так угрюм.
– «Подумаешь – увидел автомат», – размышлял Игорь, кидая кирпичи, – «разве сейчас этим кого-то удивишь. Наверняка. Пацан сидит у них запертый в подсобке или подвале, и мы просто обязаны его спасти».
Он сам не понимал откуда у него взялась такая храбрость и презрение к страху, хотя совсем недавно он побоялся вместе с Сашкой приблизиться к лесной заимке и посмотреть в окно. Игорь искренне считал, что в компании револьвера он станет поистине несокрушим и храбр как лев.
В один из перекуров, когда мужики присели на сложенные кирпичи и стали дымить вонючей «Примой», Игорь снова завел неоконченный разговор с Сашкой.
– Надо обязательно туда вернуться, – не унимался он, – надо все выяснить.
– Не надо никуда возвращаться и не надо ничего выяснять, – Сашка устало взглянул на товарища, не понимая какая муха его укусила. – Нет там никакого пацана и быть не может.
– Да откуда такая уверенность? – Игорь вскочил на ноги, чем привлек внимание остальных. Мужики замолчали и взглянули в сторону подростков, но Игорь вовремя одернул себя и сел на место.
– Как же ты не понимаешь? – зашипел на него Санька. – Ты думаешь тебе тут как в кино? Хороший парень может одолеть злодеев, вооруженный лишь словом правды? По-моему, ты пересмотрел боевиков в видеосалоне и перечитал своих заумных книжек.
– Ты просто не хочешь признавать, что тебе страшно!
– Да, мне страшно! – вдруг выпалил Сашка. – И, если тебе не страшно, значит у тебя серьезные проблемы с головой. Неужели ты не видишь очевидных вещей? Люди пропадают. Не только дети, но и взрослые. В стране начинает твориться что-то невообразимое… грядет нечто пугающее, а ты все никак не наиграешься в детство.
– Ты думаешь, что они могут убить ребенка? – в голосе Игоря послышались сомнения.
– А что им помешает? – кажется Санька был уверен в том, что некоторым ничего не стоит лишить жизни человека независимо от пола и возраста. – Не забыл, что буквально на днях у тебя под окном умер человек, так даже его родителям было на него наплевать.
– Это частности, – Игорь никак не хотел отступать.
– Да-да, слышали. «Смерть одного – это трагедия, смерть тысяч – статистика».
– Да что, блин, с тобой такое? – недоумевал Игорь. Мужики уже бросили окурки и собирались продолжать работу.
– По-моему кому-то пришло время повзрослеть, – Сашка пристально посмотрел в глаза товарищу и пошёл занимать место в цепочке, оставив Игоря в полном недоумении. Уж кто-кто, а он точно считал себя уже достаточно взрослым, чтобы принимать взвешенные решения.
Несмотря на то, что обычно Сашка уставал меньше всех, за прошедшую ночь он нещадно вымотался и еле передвигал ноги, Игорь же, наоборот, чувствовал прилив сил.
– Зайдешь сегодня? – прощаясь спросил Игорь, но друг отрицательно помотал головой. – А как же Катя?
– Катя – твоя подружка. На кой я тебе сдался? – Сашка не хотел спорить, а мечтал только поскорее помыться и вытянуть ноги на кровати.
– Я думал…
– А ты много не думай, – оборвал его Сашка, – много думать вредно. От этого возникает желание совершить какую-нибудь глупость.
Сашка развернулся и побрел к дому. Игорь молча пожал плечами, не понимая, что случилось с его товарищем и довольно бодро пошел домой. Солнце уже вставало над сонным городом и люди спешили на работу. Сейчас, в рассветных лучах солнца, почти пустынный, город казался Игорю прекрасным: высокие зеленые деревья до небес, стрекочущие кузнечики в траве, бликующие окна многоэтажек. Мир был прекрасен. И как он раньше этого не замечал?
Игорь рухнул в кровать, когда добрался до дома и мгновенно уснул. Ему снились чудесные сновидения, где он гулял рука об руку с Катей. Девушка смеялась, поправляя волосы рукой, лучезарно улыбалась и все вокруг утопало в цветах. Неожиданно во сне появился хмурый Сашка. Он казался чем-то сильно недоволен, ворчал как старик и свет вокруг вдруг стал серым, на небе появились тучи. В итоге к окончанию сна Игорь остался в полном одиночестве, ходил по пустынным неприютным и незнакомым улицах, где не мог встретить ни одного человека. Небо стало пасмурным, все друзья куда-то исчезли.
Сложно было стряхнуть остатки тяжелого сна. Он, словно липкая жвачка, не желал отпускать парня из своих сетей. Настроение испортилось.
Мать пришла на обед с небольшим опозданием. Вместе они снова молча хлебали подогретый суп. Игорь хотел расспросить мать о делах, о настроении, но та отвечала односложно, с тоской в голосе.
После обеда Игорь сел за книгу, но строки разбегались, мысли все время уводили его далеко от текста. Пришлось отложить книгу в сторону и включить Цоя, но настроение не изменилось. Тогда подросток запер дверь в квартиру и вышел во двор, который в этот час пустовал. Игорь медленно прогуливался вверх по улице, не зная, стоит ли сейчас беспокоить Сашку или зайти к нему позже. Наверняка тот еще спал после смены.
О встрече с Катей уговорились после ужина в центре. Но Игорь никак не мог усидеть на месте и пошёл в город без всякой цели, в надежде встретиться там с ней случайным образом. Вместо этого наткнулся на одноклассников, которые гуляли компанией и ели мороженное. Они позвали его с собой, но Игорь отказался. Он присел на лавочке под тенистыми липами и долго смотрел на проходящих мимо людей, будто видел их впервые. Почему раньше он ни на кого не обращал внимания? За незнакомыми людьми оказалось так интересно просто наблюдать. Вот подвыпивший мужчина в клетчатой рубашке поглядывал на вино-водочный магазин, подкарауливая кого-нибудь, чтобы сообразить на троих. Мамаша с трехлетним ребенком спешила по тротуару, отчитывая мальца за какую-то оплошность, тот понуро шел рядом, опустив голову. Стая девчонок в пионерских галстуках вместе с вожатой спешили по своим неотложным делам.
Наверняка всем им в этот момент казалось, что нет в жизни ничего важнее их неотложных дел. И все они бесспорно были правы.
Когда Игорю надоело играть в эту новую игру, он вернулся домой. Без аппетита разделался с ужином, желая поскорее покинуть дом и отправиться к Саньке. На мгновение он остановился перед сараем. Револьвер снова тянул его к себе, но на этот раз парень оказался сильнее и не стал поддаваться соблазну вновь подержать оружие в руках.
Игорь застыл перед дверью в квартиру Игоря, занеся кулак, чтобы постучать, но та неожиданно открылась сама и на пороге возникла его мать.
– А Саша дома? – выпалили Игорь.
– Сашка! – крикнула мать куда-то в глубину барака. – К тебе Игорь пришел!
На пороге появился заспанный товарищ, волосы на голове стояли торчком. Он тер кулаком глаза и в одних трусах уселся на лавку на улице, зевая и поеживаясь на свежем воздухе.
– Чего надо?
– Как это? – опешил Игорь. – Мы же собирались… к Кате.
– Я никуда не собирался, – отреза Сашка и сплюнул в траву под ногами. – Тебе надо – ты и гуляй.
– Да что с тобой такое? – не унимался он. – Какая муха тебя укусила? Или все-таки отец узнал, что ты брал его мотоцикл?
– Ничего он не узнал, – поморщился друг. – Не хочу я никуда идти.
– Но…, – Игорь совсем растерялся.
– Я тебе чего? Воспитатель? Папа с мамой? – он гневно уставился на Игоря.
– Я думал мы друзья…
– Друзья…, – он на мгновение задумался, словно вспомнил о чем-то важном. – Вот скажи мне честно, Игорян, тебе ведь просто страшно? Страшно с ней наедине остаться?
Игорь никогда бы не посмел признаться в таком даже верному товарищу, поэтому решил просто промолчать, но Сашка и так знал ответ.
– Ладно. Подожди немного. Приведу себя в порядок.
Он снова скрылся в доме и вернулся через несколько минут, но выглядел не как обычно. Сашка не стал надевать парадные вещи и решил пойти в обычной одежде, чем снова удивил Игоря.
Они шли на место встречи молча. Игорь просто был благодарен другу, что тот согласился пойти вместе с ним, понимая, что в следующий раз скорей всего ему придется справиться самому.
– Ты только не тяни, – вдруг произнес Сашка, – сразу скажи, что она тебе нравится.
– Я не смогу так сразу, – Игорь совсем не узнавал старого друга.
– Это просто совет, – он снова надолго замолчал.
Катя ждала их на прежнем месте. Она снова была в том же сарафане, подчеркивающем ее статную фигуру. Девушка улыбнулась, увидев друзей и помахала им рукой.
– О нашей слежке ни слова, – предупредил Сашка.
Игорю пришлось согласиться, но ему и так было сложно с ней разговаривать. Он будто превращался в клинического идиота и с трудом произносил длинные предложения. Игорь и Катя шли немного впереди, Сашка специально отстал, делая вид, что ему интересно смотреть на все вокруг и он чертовски занят своими собственными мыслями.
– Что сегодня такое с Сашей? – Катя заподозрила неладное, привыкнув к тому что Сашка все время балагурит и не закрывает рта, сегодня же он казался задумчив и немногословен.
– Настроение, наверное, – пожал плечами Игорь. Больше они не возвращались к обсуждению Сашки.
– Сегодня мать пропавшего Коли увезли в больницу, – поведала последние новости Катя, – к ней приходил дядя Петя. Они долго о чем-то беседовали и вскоре женщину увезли на «скорой».
– Может они его нашли? – встрепенулся Игорь. Катя лишь пожала плечами.
– Никто ничего не знает. А как продвигаются ваши поиски?
Игорь скосил глаза на Сашку, тот пригрозил ему кулаком, чтобы Катя не увидела.
– Пока ничего нового, – сорвал Игорь.
Они побродили по пустынной улице, тянувшейся вдоль железнодорожной ветки. Скорый пассажирский поезд поезда промчался на восток. На западе появилась темна туча, послышался гром. Приближалась гроза.
– Наверное до грозы лучше вернуться домой, – Кате совсем не хотелось вымокнуть до нитки, а зонт она с собой не взяла.
– Мы тебя проводим, – тотчас нашелся Игорь. Но Катя вновь попыталась отговорить его. Игорь оставался непреклонен, и они втроем отправились в Заводской район.
То и дело по пути попадались группы ребят, которые сразу замолкали и с нескрываемым интересом смотрели как городские провожают девушку с их района. Они провожали их недовольными взглядами, но трогать не спешили, зная, что тем все равно придется возвращаться прежним маршрутом.
– Влипли мы с тобой, – процедил сквозь зубы Сашка, лихорадочно соображая, как лучше всего избежать конфликта, но Игорь будто не замечал этих недружелюбно настроенных взглядов.
Вскоре они проводили Катю до самого дома. И едва за ней закрылась дверь как Сашка подступил к Игорю и стал излагать свой план. Он предлагал обогнуть город стороной и если им все же придется столкнуться с местной шпаной, то лучше спасаться бегством.
– Я не трус, – Игорь буквально выплюнул эту фразу, всем своим видом стараясь показать, что действительно ничего не боится и снова уязвил товарища в самое сердце.
– Не трус говоришь? Ну пошли! – Сашка отлично помнил на какой улице толпились хулиганы и намеренно пошел именно туда. Игорь самоотверженно шагал рядом, чувствуя себя абсолютно неуязвимым.
Им не дали ступить и нескольких шагов. Несколько фигур вышли из тени и перегородили дорогу. Шестеро крепких ребят со сбитыми кулаками ухмылялись, глядя на городских, забредших в их логово. Один парень невысокого роста играл железной цепью, у двоих в руках покоились металлические пруты. Драки было не миновать.
– За Катькой волочитесь, городские? – вожак вышел вперед и харкнул под ноги, ухмыляясь.
– Не твое собачье дело, – Сашка выступил вперед, смотря врагу прямо в глаза. Игорь остался стоять позади.
– Посмотрите какой храбрец, – обратился вожак к своим подельникам, те заржали, чувствуя скорую расправу над ними.
– А вы только толпой такие храбрые? – Сашка решил идти ва-банк и попытаться вызвать вожака стаи один на один. Нередко это срабатывало, но сейчас он совсем не был в этом уверен.
– Вали городских! – вместо ответа крикнул парень и размахнулся, чтобы ударить Сашку в нос, но тот неожиданно ловко увернулся и закатил обидчику в глаз, отчего тот смешно присел на задницу и завыл.
– Игорь, беги! – крикнул Сашка, и кто-то тотчас ударил его металлическим прутом по ноге. Он завалился и пихнул обидчика ногой в бок.
Игорь стоял на месте как вкопанный. Все его напускная храбрость мгновенно испарилась. Теперь он чувствовал себя крохотным мышонком, который от страха не мог сдвинуться с места. Он стоял и смотрел как избивают его друга и не мог ничего сделать.
– Беги, идиот! – Сашка подмял под себя одного подростка и мутузил его кулаками, двое других пытались его оттащить, пиная ногами по голове и туловищу.
Наверное, он так бы и стоял, не в силах пошевелиться, но неожиданно спину ожгло такой болью, что он закричал как ошпаренный. Подросток, сжимавший в руках цепь, огрел его ею вдоль спины, выведя Игоря из оцепенения. И он побежал. Он бежал так, как не бегал никогда в жизни. Его хромота никуда не делась, но страх оказался куда сильнее боли. Страх гнал его прочь. Прочь от дикарей, которые не умеют решать проблемы миром. Прочь от боли. Прочь от страха.
Даже хулиганы растерялись от такой прыти и перестали вымещать свой гнев на Сашке, валявшемся в песке в крови.
– Беги-беги, инвалид! – никто не стал его преследовать. Никто не любит трусов.
– А друг-то у тебя говно, – вожак наклонился к Сашке, лежащему в пыли. Тому нечего было на это ответить.
Тот выпрямился, ударил Сашку по ребрам и повел свою кодлу прочь.
Сашка лежал на дороге и смотрел в вечернее небо, где зажигались первые звезды. Ему почти не было больно. Он уже настолько привык к побоям отца, что перестал ее чувствовать. Считал ли он Игоря предателем? Конечно нет. Что мог хромой сделать шестерым крепким парням, вооруженным цепями и прутами? Сейчас ему было плевать на боль, плевать на то, что Игорь бросил его одного, плевать на все…
А Игорь продолжал бежать. Он перешел на шаг, когда совсем выдохся, но продолжал озираться по сторонам, боясь, что его настигнут и тоже изобьют. Наконец он остановился. Закрыл лицо руками и разревелся как в далеком детстве. От обиды и стыда. Он схватился рукой за штакетину у забора и безутешно рыдал, кляня себя на чем стоит свет. Казалось, что слезы не перестанут никогда…
Сашка глядел на потемневшее небо. Вставать совсем не хотелось. В рёбрах ныла тупая боль, глаз почти заплыл. Неожиданно на фоне неба появилось чье-то знакомое лицо. Игорь присел перед ним и потрогал Сашку за волосы на голове. То ли хотел погладить, то ли убрать прилипшую от крови прядь с лица.
– Саня, ты как? – голос Игоря дрожал.
– Лучше всех, – Сашка оскалился в кровавой улыбке, двух передних зубов не было.