Найти тему
Littleone

Кризис родительства. Здравый смысл теперь на помойке?

Оглавление

Почему родители, доверяя детям самостоятельность, порой забывают о безопасности и ответственности, и как это влияет на будущее поколение? Почему кризис взрослых особенно отчётливо проявляется в кризисе роли воспитателя? И почему это важно знать? С разрешения издательства МИФ «Литтлван» публикует фрагмент из книги «Молодые, но взрослые: поиск доверия себе и своим решениям», в которой популярный итальянский психотерапевт Стефания Андреоли рассуждает как раз на эту тему.

  Liza Summer, pexels
Liza Summer, pexels

Кризис родительства. Здравый смысл теперь на помойке?

Дебора, одна из участниц моего опроса в соцсети о своём отношении к взрослым, ответила удивительным образом:

«Взрослые существуют, пока ты маленький. Затем они постепенно исчезают и вымирают, и в какой-то момент ты начинаешь задаваться вопросом: а существовали ли они вообще когда-нибудь?»

В рубрике, которую я веду по вторникам в соцсетях, проявился один из кризисов взрослости. Подписчица спросила, в каком возрасте можно отпускать сына на улицу одного. Я не знала, сколько лет её сыну, почему возник этот вопрос, почему она сама не может на него ответить, какие примеры видит вокруг, каким был её личный опыт в детстве, говорила ли она об этом со своим мужем, и если да, то в каких выражениях, о чем просил сам ребёнок, — и решила, что отвечу ей с точки зрения закона. В нашей стране этот возраст устанавливается с четырнадцати лет. Если родитель отпустит одного на улицу ребёнка, который ещё не достиг четырнадцати, это будет квалифицировано как оставление несовершеннолетнего без присмотра.

Последовавшее за этим шокировало и меня, и моих подписчиков. Многие осознали, что доверяли своих годовалых детей дедушке, а он оставлял их дома одних, чтобы сходить в кофейню. Вверяли двухлетних детей пятилетнему брату, пока маме нужно было быстренько съездить в офис. Оставляли чад спать в гостиничных номерах, пока сами ужинали в ресторане. Малыши ночевали одни в машине, пока их отец, который развёлся с их матерью и с которым они должны были проводить выходные, пропускал по бокалу пива с друзьями.

В тот день мои подписчики в соцсетях разделились. Одна половина возмущалась (были и родители, но большинство были чьими-то детьми), другая ополчилась на меня. По их словам, я:

  • преувеличивала;
  • занималась терроризмом;
  • имела плохое представление о том, как устроена жизнь в маленьких городках (примечание: я живу с семьёй в месте, население которого не насчитывает и тринадцати тысяч душ, — уж точно не мегаполис);
  • не понимаю, что дети становятся самостоятельными, когда мы подвергаем их опасности (?!);
  • не осознаю, что матери тоже работают (!!!);
  • возможно, я не в курсе, что во втором классе дети одни возвращаются в пустой дом и сами себе готовят обед...

И ничего, прекрасно выросли.

Я в этом не уверена. У меня есть клиенты, которые в восемь лет меняли подгузники новорожденным братьям и сёстрам, укачивали, давали им бутылочку, проверив, нужной ли она температуры, — потому что отец их в это время находился неизвестно где, а мать говорила, что помогать по дому — их обязанность. Если затем им и удалось познакомиться с другими моделями семьи, более уважительно относящимися к детству, как к младенцам, так и к восьмилеткам, они со временем оказывались в длительной терапии, где им приходилось идти через глубокие трансформации, чтобы переписать сценарий своей жизни.

Вернёмся к нашей теме. Как мне кажется, теперь речь идёт о том, что кризис взрослых особенно отчётливо проявляется в кризисе роли воспитателя.

Моим коллегам уже на протяжении нескольких десятилетий известно, что построенная на принципе привязанности друг к другу и диалога семья, пришедшая на смену традиционной, нормативной и патриархальной семье, представляет собой скорее хаос, чем шаг вперёд по пути прогресса. Как я показала вам на примере закона об оставлении несовершеннолетних без присмотра, упорядоченность и здравый смысл отправились на помойку, и от них не осталось и следа. Каждая семья, получив прекрасную возможность наконец-то начать жить по-своему (читай — здраво), столкнулась вот с чем. Пока правила навязывались другими, люди могли чувствовать себя в их рамках более или менее комфортно. По крайней мере, они распространялись на всех. Смысл свершившейся революции не в том, чтобы (как в результате вышло) оказаться в заложниках у детей, которые в роли новых деспотов решают, как семье поступать и что покупать. А в том, чтобы:

-2
  • восстановить в правах несогласие ребёнка в качестве выражения его я;
  • понять, что, говоря ребёнку нет, мы, возможно, приносим больше пользы для его будущего, чем если всё время говорим ему да;
  • быть всегда на шаг впереди и детей, и молодёжи, предупреждая условия, способствующие развитию конфликта;
  • поразмыслить над тем, как смешно мы выглядим, когда в эпоху высокого уровня потребления упрямо придерживаемся принципов борьбы (либо ты ешь что дают, либо остаёшься голодным), в то время как в холодильнике куда больше еды, чем нам требуется.

Вести себя по-своему

Я не единственная, кто считает, что кризис взрослых начался с кризиса родительства. Мы начали наблюдать его и научно описывать около тридцати лет назад, когда большинство взрослых были родителями. Чтобы перестать вести себя как все, нужно было начать вести себя по-своему. Тогда произошло нечто такое, что легко понять, но трудно принять: у большинства людей вообще не было своего пути — и они заблудились.

Думаю, именно с этим связана просьба, которую я на днях получила в соцсетях.

  tatyana_tomsickova, istockphoto
tatyana_tomsickova, istockphoto

Меня попросили объяснить причину, почему семилетнего ребёнка нельзя оставлять дома одного, если он уже доказал, что заслуживает доверия и может постоять за себя. Как ни парадоксально, но именно на той же неделе отец моего шестнадцатилетнего клиента спросил, как мальчик в возрасте его сына может понять, что терапия окончена, если он, отец, не скажет ему об этом.

На мой взгляд, для описания кризиса взрослых — является он кризисом родительства или нет — подходит слово, под которым, как под широкополой шляпой, находят приют и многие другие трудности и сложности, — путаница. Нечто запутанное и перемешанное так, что мы уже не можем различить, из чего оно состоит. Его невозможно распознать.