Должны ли компании из сферы ЖКХ делать чеки? Что говорит по этому поводу закон? Что происходит на практике? И как все-таки делать все правильно?
Наше дело мести, а чек контора выдаст…
— Петя, а ты сколько в этом месяце за воду заплатил?
— Да я не помню, Маш. Кажется, около тысячи…
— Вот это да! Откуда столько, мы же в отпуске были?!
— Ну, сколько было по квитанции, столько и заплатил.
— А ну-ка, покажи квитанцию.
— Да выкинул я ее.
— Как это? — Маша хмурится. — Поезжай в водоканал и разбирайся! И чек пусть тебе выдадут об оплате.
— Маш, ну не выдает водоканал чеки… Он же не магазин.
Но Маша уже грознее тучи, и спорить с ней бесполезно:
— Так, без разговор мне тут! Собирайся и поезжай!
А в самом деле — обязаны ли управляющие компании и ресурсоснабжающие организации выдавать кассовые чеки своим клиентам — потребителям, оплачивающим услуги ЖКХ? Давайте разберемся в этой ситуации.
Было время, когда квитанций на оплату услуг ЖКХ приходил целых ворох — одна за воду, другая за газ, третья за свет… Многие наверняка помнят колоритное слово «жировка», которым называли такие квитки расчета за пользование коммунальными услугами. Знаете, откуда это слова произошло? Сделаем отступление и расскажем.
Возникло оно, судя по всему, еще в эпоху культпросвета и НЭПа, в бурные 20-е прошлого века — в то время у молодого советского строя наметилась яркая тенденция вводить в обиход по любому поводу сокращения: наркомпрод (Народный комиссариат продовольствия), чусоснабарм (чрезвычайный уполномоченный Совета Рабочей и Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Флота), жилотдел (жилищный отдел). Вот и «жировка» ( от выражения «жилищный расчет») тоже пришла из тех времен да так и осталась в повседневной речи — по крайней мере, старшего поколения.
В наше время в большинстве регионов России собственникам жилья приходит одна квитанция на все виды услуг — единый платежный документ (ЕПД).
Получив квитанцию, человек оплачивает ее любым удобным способном — например, через банковское приложение или в одном из офисов Почты России. По факту оплаты ему выдают чек. Но что это за чек? А чек этот — от платежного агента. Информации в нем — минимум. Из него понятно только, что предметом расчета стало оказание услуг по такому-то счету, без детализации. Узнать, как сумма будет перераспределена между поставщиками ресурсов из такого чека невозможно.
А что с самой суммой? Она поступает на счет РКЦ и далее уже распределяется между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями сообразно тому, сколько собственник жилья должен каждой из них в соответствии с потребленным объемом ресурса.
Так что же получается? Чек выдает только платежный агент, а задействованные в сфере ЖКХ организации не обязаны формировать кассовые чеки?
Не совсем так.
Все участники сферы жилищно-коммунального хозяйства — управляющие компании, ресурсники, а также организации, отвечающие за вывоз мусора, водоотведение и т.д., — обязаны использовать контрольно-кассовую технику при расчете с населением. Это следует из 54 ФЗ.
Законодательно определен и срок, в течение которого компании должны
- выслать сведения по своим платежным операциям в Федеральную налоговую службу,
- сформировать чек для потребителя.
И то, и другое они должны сделать не позднее пяти суток с момента зачисления денежных средств на их счета.
Есть один нюанс, облегчающий жизнь организациям из сферы ЖКХ, — они имеют право не высылать кассовый чек плательщику (потребителю услуг). Но если последний решит составить письменный запрос с требованием этот чек ему выслать, то по закону организация обязана предъявить чек клиенту. Плательщик имеет право запросить свой чек в течение 90 календарных дней с момента его формирования.
Многие управляющие компании и ресурсники заключают договор с платежным агентом, который принимает за них деньги от населения. И в этом случае они могут не использовать онлайн-кассу.
Но самые грамотные из них, хорошо понимающие тонкости работы налоговой, все-таки предпочитают формировать чеки на собственной кассе. Почему? Потому что перед ФНС в итоге каждая из организаций отчитывается персонально — каждая за себя.
Допустим, чеки за компанию выпускает РКЦ, но ведь делает-то он эти чеки на своей кассе, в реквизитах четко указано наименование организации-владельца ККТ. Вот и ФНС ровно так и воспринимает эти документы — как чеки расчетно-кассового центра.
А если в какой-то момент налоговая решит проверить организацию? А эта организация даже собственных кассовых чеков не создавала — все фискальные документы формировались на чужой контрольно-кассовой технике, принадлежащей расчетно-кассовому центру. Придется совершить много лишних телодвижений, чтобы восстановить всю объективную картину для налоговой. В общем, неприятная ситуация, верно?
Именно поэтому всем жилищникам мы советуем: делайте собственные чеки, отвечайте сами за себя! За помощью обращайтесь в Валлаб!
Хотите быть в курсе новостей о контрольно-кассовой технике? Подписывайтесь на наш канал!
Читайте другие наши статьи:
– История бирж и крупнейших кризисов
– Как правильно делать чеки коррекции
Vallab – Гарантируем по-настоящему правильные чеки
– +7 (495) 109-17-15