Найти в Дзене

Как научить говорить неслышащего малыша?

Оглавление

Что делать, если в ещё роддоме или чуть позже выяснилось, что малыш не слышит? Не отчаиваться! Врождённая тотальная (полная) глухота встречается крайне редко, а при потере слуха до 100 дб возможна продуктивная слухо-речевая реабилитация с использованием современной электроакустической аппаратуры, FM-систем и других приспособлений. Как помочь малышу абилитироваться — научиться распознавать звуки и говорить — рассказывает Ирина Леонидовна Соловьева, сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ.

Как коммуницировать с неслышащим младенцем?

Не поверите, так же как со слышащим: берём на ручки, поем на ушко. Меняем подгузник — и приговариваем, называя ребёнка по имени. «Вот наш Рома молодец, вот наш Рома удалец, чистый аккуратный и всегда опрятный». Умываемся: «Водичка, водичка умой Роме личико, чтобы глазки сверкали, чтобы зубки кусали». Такие присказки можно найти или сочинить на все случаи жизни: кормление, ношение столбиком, и, конечно, укладывание.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Ребёнок из такого общения извлекает всё, что возможно: видит мамину артикуляцию, повторяет за нею, движение губ, улыбку, ищет маму глазами. Особенно это важно, когда ребёнок родился с остаточным слухом, но постепенно его теряет. Чем больше разговоров, живой речи близких он слышит, тем легче ему будет в будущем. В такой ситуации отчаиваться попросту некогда: надо говорить, говорить и говорить. На кухне и ванной. На улице и в транспорте. На вокализацию младенца важно отвечать: одобрять, следить за громкостью.

Обязательная часть жизни неслышащих и слабослышащих детей — занятия в сурдоцентре. Расскажем о некоторых методиках, которые там применяют.

Слуховые аппараты

В России с 2006 года в роддомах проводится аудиоскрининг. Очень хорошо, если удается практически сразу подобрать слуховые аппараты на оба уха и начать занятия по слухо-речевой реабилитации в условиях коррекционно-развивающей деятельности. Задача родственников — вместе принимать участие в семейных занятиях. Тогда у малыша будет первый слуховой опыт различения на слух маминого и папиного голоса, то есть два тембра — два звучания мужского и женского голоса. Это очень важно. Картина мира ребенка обогатится представлениями о звуковом разнообразии. Папа будет включен в процесс реабилитации малыша. Папа будет ощущать себя сопричастным. Малыш будет ощущать себя разносторонним пользователем, различающим мамин и папин голос на слух. Чем больше голосов будет усваивать ребенок, тем лучше.

Некоторые родители стараются часто делать аудиограмму своему ребёнку. Но достаточно обследовать тональный слух на первом году жизни через каждые три месяца до подбора слухового аппарата, а затем каждые полгода. Начиная с 3 лет аудиограмму делают в начале и конце учебного года, желательно у сурдолога городского сурдоцентра.

Слышать всем телом

Какой орган чувств человека главный? Глаза? Нос? Уши? Нет. Это кожный (тактильный) анализатор. Он способен принимать, распознавать, отражать множество сигналов из окружающего мира. В случае, если человек не слышит, его возможности тактильного восприятия глухого человека в некотором роде обратно пропорциональны отсутствию слуха. Например, звуковую информацию можно воспринимать ногами.

Любого глухого ребёнка можно научить говорить, используя несколько методик. Одна из важных частей программы обучения — использование сохранных тактильно-вибрационных компенсаторных средств, например верботональный метод Петара Губерины.

Верботональный метод открыл хорватский академик Петар Губерина в 1960-е годы. Выяснилось, что мозг может принимать и перерабатывать акустическую информацию через специальные приборы серии «Верботон». Звук, произнесенный сурдопедагогом, ребёнок «слышит» как вибрацию, которая через костную проводимость передается во внутреннее ухо, а оттуда сигнал поступает в часть коры головного мозга, отвечающую за слух. И у ребёнка формируется речевой центр. Так начинается обучение речи даже детей с минимальными остатками слуховой функции.

Если есть остаточный слух

Когда у ребёнка слух сохранился, пусть даже в крайне ограниченном объеме, применяют приём «Голое ухо». Для этого используются знакомые ребенку по звучанию фразы, восприятие которых использовалось на слуховых занятиях. Чтобы исключить возможности «чтения с лица» (по губам), на занятиях губы педагога закрываются специальным экраном или листом бумаги. После серии занятий самостоятельно ребенок распознает эти фразы на слух «за экраном».

Для закрепления этих навыков ребёнок снимает слуховой аппарат во время занятия. Поворачивается ухом к педагогу и вслушивается сам. Фраза произносится в непосредственной близости к уху ребенка. Этот прием могут использовать и родители: он не только развивает слуховое восприятие, но и помогает установить эмоциональный контакт с малышом. Занятия на «голое ухо» разработали в 1970-е годы в НИИ дефектологии АПН СССР.

И это далеко не все методы в арсенале современных сурдопедагогов!

Если вам интересна тема сурдопедагогики, подписывайтесь на канал! Ирина Леонидовна готова рассказать ещё много полезного для родителей неслышащих или слабослышащих детей.

И.Л. Соловьева, сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu
И.Л. Соловьева, сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu