Как найти предмет, который понравится больше остальных? Можно ли определиться с делом всей жизни ещё в школе? Какой вуз для поступления выбрать? Эти вопросы так или иначе задают себе большинство старшеклассников. К сожалению, у нас нет готовых ответов. Каждый школьник решает карьерную головоломку самостоятельно, исходя из своих способностей и желаний.
Но иногда в онлайн-школу приходят уважаемые в научном мире гости, которые делятся собственным опытом и дают советы о профориентации. Возможно, их слова окажутся читателям полезными и вдохновят на поиск самостоятельного пути.
Поговорили с Еленой Алимовной Ерёминой, доцентом кафедры неорганической химии химфака МГУ, о роли случая в выборе вуза, карьерных перспективах юных химиков и модных темах для исследований.
Развитая научная интуиция
— Расскажите, когда вам начала нравиться химия?
В обычной советской школе небольшого города Винница. Как и во многих учебных заведениях того времени, там был химический класс — это когда на твоём рабочем столе есть газовая горелка, а рядом раковина с водой. В этом кабинете мы проводили опыты из школьной программы. Интерес к химии проснулся благодаря таким занятиям, учителю и хорошим книгам — учебникам Л. Цветкова и К. Зоммера («Аккумулятор знаний по химии»).
— Осознав, что химия вас увлекла, вы сразу определились, куда поступать?
Если честно, мне было совершенно всё равно, где учиться дальше: на химфаке, мехмате или физфаке. Но я твёрдо нацелилась на МГУ, потому что вступительные экзамены там были на месяц раньше, чем в остальных вузах. Оказавшись в Москве в июле, я знала, что ничем не рискую: если поступить не получится, то вернусь в Винницу и подам документы на медицинский.
Помню, приехала в столицу с папой, потому что до этого никуда из родного города не выезжала. Такая девочка из провинции, но зато с золотой медалью. Хотела пойти на мехмат, но не нашла, где он находится, а химфак был удобно расположен, это отдельно стоящее здание. Подала документы туда и сдала первый экзамен по математике на четвёрку. Сначала расстроилась, но потом увидела, что на 1000 человек пришлось всего 30 хороших отметок и шансы поступить высоки. Так и получилось.
На первом курсе я попала в лабораторию к академику Третьякову, с тех пор в ней и работаю. Юрий Дмитриевич обладал хорошо развитой научной интуицией и умел выбирать модные направления. Это очень важно: они всегда получали хорошее финансирование, была возможность покупать современные приборы, нужные вещества и спокойно заниматься наукой.
— Какими модными темами вы занимались?
Сначала сверхпроводниками, когда их открыли в конце 1980-х, потом материалами с гигантским магнитосопротивлением. В 2010 году учёным К. Новосёлову и А. Гейму дали Нобелевскую премию за передовые опыты с графеном, и я занялась мембранами на основе оксида графена. Если немного модифицировать поверхность этих мембран, то можно разделить жидкости, разные по свойству, например воду и нефть, и получить более чистый конечный продукт. Кроме того, разные сорбенты на основе оксида графена позволяют очищать воду от различных канцерогенных веществ.
Москва и регионы
— Что делать, если в школе одинаково даются и химия, и, скажем, физика? Какую тогда специальность выбрать?
Тогда абитуриенту нужно идти на химфак, потому что химия — междисциплинарная наука, и во время обучения обязательно будет возможность применить знания по математике, физике и биологии. Как вариант, можно поступить в МГУ на факультет наук о материалах или на факультет фундаментальной физико-химической инженерии. Я знаю местных студентов и преподавателей, там хорошо научат.
— А где, кроме МГУ, в нашей стране можно получить хорошее химическое образование?
Очень сильные химфак в СПбГУ и Химический институт им. А. М. Бутлерова Казанского федерального университета. Достойный вариант — факультет естественных наук в Новосибирском государственном университете (НГУ). Вообще, мне кажется, что если у абитуриента нет возможности уехать в Москву, то реально учиться и в своём регионе. Во-первых, сейчас можно слушать онлайн-курсы любых других вузов, добирать знания из книг и других источников. Во-вторых, если студент поймёт, что химия ему интересна, то он сможет приехать на химфак МГУ на стажировку или попробовать поступить в аспирантуру. Наш факультет имеет прочные связи со всем научным миром, здесь молодому специалисту будет легче найти то, что его интересует, ему откроется более широкий спектр возможностей.
— Что бы вы посоветовали себе-студенту?
Лучше учить биологию. В школе и студенчестве я делала больший упор на физику, математику и химию. Но даже сейчас не поздно взять хорошие книги и ликвидировать пробел в знаниях. Хочется больше думать о здоровье людей, о последствиях воздействия химии на организм человека — для этого и нужны знания биологии. С другой стороны, если меня сильно интересуют вопросы такого рода, я иду на биофак и обсуждаю их с коллегами.
Автомобили сиреневого цвета
— Кому стоит идти на химфак?
Трудолюбивым студентам, готовым к тому, что нужный результат получится не сразу. Придётся потратить много времени, чтобы собрать нужную литературу, обдумать основные шаги в исследовании. Начинающие химики не должны бояться ошибок: интересные научные статьи получаются даже на основе неудавшихся экспериментов.
— Какие карьерные перспективы у студентов-химиков?
Это перспективное образование, которое позволяет хорошо устроиться.
Я всегда говорю: посмотрите на автомобили, которые стоят на парковке химфака МГУ, и сделайте выводы.
После окончания вуза химики могут пойти работать в компании — производители удобрений или в компании, которые занимаются строительными материалами. Простой пример: мой коллега исследовал мономолекулярные магниты на основе медьсодержащих кальциевых фосфатов. Эти вещества, кроме необычных магнитных свойств, имели ещё и красивый сиреневый цвет, на который обратили внимание представители строительных компаний. При добавлении этих пигментов в белила потолки стали казаться более белоснежными. К тому же ионы меди хорошо защищают поверхности от грибка. Пигмент потом получил распространение и в автомобильной промышленности: на улицах появились красивые машины сиреневого цвета.
Молодые специалисты могут закрепиться в компаниях нефтегазовой и пищевой отрасли, фармацевтической промышленности. Те же повязки с ионами серебра, которые предотвращают бактериальное инфицирование раны, придумали выпускники химфака. Можно устроиться даже в школу: сейчас преподавателям химии хорошо платят, особенно если их ученики занимают высокие места на олимпиадах.
— Что должен уметь профессиональный химик?
Делать синтезы, анализировать полученные вещества, корректно всё это описывать. Он должен много учиться, читать научные статьи и понимать, что происходит в мире современной химии. Любому химику не помешает время от времени браться за учебники, ведь многие вещи забываются. Чем хорошо быть преподавателем? Я готовлюсь к каждому занятию, хотя веду их очень давно. Просто боюсь знать меньше, чем мои студенты.
Переживания во время зачётов
— Сейчас онлайн-образование стремительно развивается. Можно ли говорить, что оно уже приближается по качеству к офлайн-образованию?
В отношении химии однозначно нет, потому что это экспериментальная наука. Лекции можно без проблем слушать удалённо, во время пандемии так и происходило. Тогда преподаватели были вынуждены проводить и онлайн-опыты, а студенты всё понимали. Но начинающие специалисты должны владеть техникой эксперимента, знать, как собрать прибор, соединить стеклянные составные части, освоить технику безопасности. Этому не научишься через экран, только попробовав руками.
— Что вам больше всего нравится в общении со своими учениками?
Люблю рассказывать новое, проверять и составлять контрольные, заниматься с ними научной работой. Но терпеть не могу принимать зачёты и слушать то, чему я уже научила студентов. Вижу, как они переживают за результат, и начинаю переживать в ответ, волнуюсь, что ребята не так хорошо подготовились.
— Бывают ли плохие ученики?
Нет, потому что преподаватели МГУ работают с лучшими студентами страны. Если они поступили, то уже автоматически сильные и не могут плохо учиться. Я работаю с первокурсниками, они очень мотивированы.
Если ребята чего-то не знают, значит, я плохо донесла до них информацию.
— Вы два месяца работали в Университете МГУ-ППИ в китайском городе Шэньчжэне. Какими вы запомнили местных студентов?
Они совершенно не помогают друг другу. Если в Москве я слежу, чтобы студенты не переписывались, не подкидывали друг другу шпаргалки, то в Китае это исключено. Там настолько большая конкуренция, что каждый рассчитывает только на свои силы, ведь если помочь соседу, то он лучше напишет работу, а потом и легче устроится на перспективную должность. Поэтому в Поднебесной сумасшедшая работоспособность: библиотеки открыты круглые сутки, свет не выключается, там учатся постоянно! Российские студенты лучше планируют время, могут позволить себе отдых, китайские же работают на износ.
— Если бы у вас сейчас было больше времени, на что бы вы его потратили?
На что-то другое, помимо работы. С удовольствием сходила бы в театр или музей, просто погуляла по городу. Мне нравится общаться с коллегами, они разносторонние люди. Многие любят классическую музыку, ходят на оперу или выставки. Мы часто посещаем учебный театр Щукинского училища — через пару лет на постановки с этими ребятами в главных ролях будет не попасть, цены на билеты улетят в космос. Ну а пока можно ходить на их выпускные спектакли и получать удовольствие.
Читайте по теме:
Леонид Ромашов и Максим Лиханов: «Химия — для смелых и дерзких людей»
Раз химия — наука экспериментальная, то предлагаем вам провести первый эксперимент. Зайдите на главную страницу нашей онлайн-школы, найдите расписание и запишитесь на понравившийся курс по химии. Лёгкой учебы не гарантируем, но удовольствие от изучения нового — вполне!