Какие направления в химии сейчас самые перспективные? Куда пойти за средним и высшим образованием будущему химику? Чем он будет рисковать в будущем и нужно ли ему изучать статьи научного руководителя?
На эти вопросы ответили авторы наших курсов по химии Леонид Владимирович Ромашов и Максим Сергеевич Лиханов.
Химия в школе и вузе
— Как вы думаете, кому стоит связать свою жизнь с химией?
Максим Лиханов: Смелым и даже дерзким людям. Химик — это сложная и даже опасная профессия. В лабораториях с вредными веществами выпускники химфака могут вдыхать испарения органических растворителей. А сложна профессия потому, что помимо химии придётся учить и другие предметы — как минимум нужно знать основы математики, физики и биологии. Но при этом я считаю нашу профессию творческой и очень интересной: мы можем заниматься фундаментальной наукой, познавать тонкости химических процессов, трудиться над прикладными разработками или на химическом производстве.
— Какие направления химии сегодня самые популярные?
Максим Лиханов: Два самых актуальных направления — life science и material science. Первое — наука о жизни; внимание уделяется предметам, связанным со здоровьем человека: разработка лекарств, остеопластика, различные сенсоры — одним словом, всё то, что приводит к развитию персонифицированной медицины. Второе направление — материаловедение, область науки, которая посвящена созданию материалов, с помощью которых можно получить энергию, передать её, запасти или преобразовать. Это могут быть фотоэлементы, солнечные батареи, термоэлектрики, полу- и сверхпроводники. Специалисты в этой области также трудятся над созданием новых катализаторов, магнитных материалов или материалов для спинтроники.
— В каких школах сегодня дают хорошую базу по химии?
Максим Лиханов: Таких школ довольно много, они есть в том числе и в регионах, но больше всего их, конечно, в Москве. Сразу приходит в голову СУНЦ МГУ, школа Центра педагогического мастерства. Ещё можно выделить школы № 57, 171 и 192, школу имени маршала В. И. Чуйкова, школу «Интеллектуал», лицей «Воробьёвы горы», университетскую гимназию МГУ — в последней старшеклассники из разных регионов страны не только учатся, но и вместе живут в общежитии. Олимпиадников в целом притягивает Москва. Причина не только в хороших школах, но и в солидных премиях за Всероссийскую олимпиаду школьников (ВсОШ) и некоторые другие турниры.
Леонид Ромашов: Из нестоличных школ точно можно выделить казанский лицей № 131 и Республиканский лицей в городе Саранске, гимназию № 9 в Екатеринбурге, вологодский многопрофильный лицей и брянский лицей № 1. Действительно, сильные школы открыты не во всех крупных городах и даже не во всех регионах нашей страны, но при желании всегда можно найти подходящий вариант, к тому же сегодня существует большое количество онлайн-курсов и способов дистанционного обучения.
— Насколько вузовская химия отличается от школьной?
Леонид Ромашов: Это зависит от школы. Если мы возьмём обычную СОШ без специализации, то здешнюю химию с университетским предметом роднит только название. Во всём остальном это совершенно другие миры. А если говорить о специализированной школе или классе с углублённым изучением химии, то уровень там может быть разным.
В идеале между школой и вузом должны быть налажены тесные образовательные связи. Взять, к примеру, Высший химический колледж РАН. Его концепция связана с созданием системы непрерывного обучения химии, которое начинается в школе, и поэтому студентам не рассказывают множество раз одно и то же. В этом, наверное, задача любого профильного образования — построить последовательную и планомерную траекторию обучения без лишних повторений.
Максим Лиханов: Между школой и университетом существует большая разница как с точки зрения содержания занятий, так и с точки зрения нагрузки. Часто школьные уроки — это банальное зазубривание. Многие ученики, к сожалению, не слышали даже о химическом практикуме. Но химия — наука экспериментальная, и нужно помнить, что любовь к ней во многом приходит через интересные и красочные опыты. Пока ты сам не пощупаешь все вещества, не проследишь за всеми реакциями, сложно понять суть предмета.
Наука с первого курса
— Куда сегодня идти за высшим химическим образованием?
Максим Лиханов: Однозначно стоит рассмотреть МГУ. С этого года химфак перешёл на новый (единый) учебный план. Раньше существовали группы общего потока и специализированные группы, которые занимались по отдельному плану. В каком-то смысле спецгруппы сохранились: учащиеся могут выбрать определённый «пакет» курсов, но при этом студенты будут обучаться одним потоком до третьего курса, а затем их разделят по направлениям — на физико-химическое и биохимическое. Разница между ними только в соотношении дисциплин: так, у биохимиков будет меньше физики и больше биологии. Как и раньше, студентам химфака МГУ можно заниматься современной наукой с первых дней жизни в университете, а теперь это станет обязательным в рамках так называемой ознакомительной практики.
С прошлого учебного года химфак также начал принимать абитуриентов, которые сдали ЕГЭ по биологии вместо физики. Это логично, учитывая, что во многих школах существуют именно химико-биологические классы.
Химфак СПбГУ во многом похож на химфак МГУ, но у них Болонская система образования: четыре года в бакалавриате и два в магистратуре, а в МГУ специалитет — студенты учатся шесть лет. На мой взгляд, получить фундаментальное химическое образование и качественные знания за четыре года невозможно. Не зря говорят, что недоученный химик страшнее даже недоученного медика.
Кто-то выбирает Высшую школу экономики, потому что там тоже действует Болонская система. Отличие «Вышки» от других вузов – это научная работа со студентами не в университете, а на базе институтов РАН. У ребят есть возможность заниматься современной наукой в хорошо оснащённой лаборатории.
Очень многие идут в МФТИ: там действуют программы, связанные с биохимией и материаловедением. Вуз ведёт активную работу со школьниками. Призёры ВсОШ, которые не хотят заниматься чистой химией, часто выбирают именно это направление.
Безусловно, также необходимо упомянуть РХТУ имени Менделеева — там готовят химиков-технологов. Кроме того, достаточно сильные университеты-конкуренты — РТУ МИРЭА и НИТУ МИСИС.
— В каком вузе вы учились и почему решили сделать выбор в его пользу?
Максим Лиханов: Я окончил школу в городе Алматы (Казахстан). Химию в старших классах у нас вёл прекрасный учитель — член жюри Международной Менделеевской олимпиады школьников. Он помог мне успешно подготовиться к вступительным испытаниям в МГУ. Для подстраховки я подал документы в СПбГУ — и тоже прошёл туда на бюджет, но выбрал в итоге московский вуз: объективно здесь более высокий уровень образования. К тому же поступление именно в МГУ было моей мечтой.
Леонид Ромашов: Я окончил Высший химический колледж РАН на базе РХТУ им. Д. И. Менделеева. Основная его задача — готовить химиков-исследователей. Студенты с первого курса занимаются научной работой в академических институтах РАН, а не в учебных лабораториях, каждый семестр представляют отчёт о проведённых исследованиях. Я был золотым медалистом Международной олимпиады и мог поступить в любой вуз без экзаменов, но мне были интересны именно занятия наукой, и я выбрал ВХК РАН. Сегодня аналогичная система образования организована в академической группе химического факультета МГУ, которая также создана РАН.
— Чем вам запомнилась учёба в вузе?
Максим Лиханов: Всего я учился шесть лет. Кафедру, то есть специализацию, нужно было выбрать на третьем курсе, и разрешалось поменять её вплоть до пятого курса.
Сегодня многие химические вузы привлекают абитуриентов возможностью заниматься наукой с первого курса. У студентов есть шанс сразу пойти в лабораторию и ставить опыты под руководством реальных учёных. В МГУ такая практика существовала всегда. Я занимался научной работой на кафедре неорганической химии с первого года обучения.
На химфаке МГУ существуют стажировки, но учиться по обмену ездят очень немногие. Если в конкретной лаборатории есть гранты или договоры с коммерческими предприятиями, то она может отправить на стажировку студентов или аспирантов, которые числятся в научном коллективе.
Леонид Ромашов: Помимо общих разделов (неорганическая, органическая, физическая, аналитическая и коллоидная химия) мы изучали большое количество специальных курсов, посвящённых более узким областям. Студенты выбирали их в зависимости от своих предпочтений или тематики проводимых в лаборатории исследований. К примеру, органики выбирали «органические» спецкурсы (металлоорганическая химия, планирование многоступенчатого синтеза, металлокомплексный катализ, спектроскопия ядерного магнитного резонанса), а неорганики — «неорганические» (химия твёрдого тела, химия кластеров).
За время обучения я поработал в двух лабораториях в Институте органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН и в одной при Институте химических исследований Каталонии. Сменить лабораторию бывает очень полезно, поскольку в каждой существуют свои традиции и специфика, и это значительно расширяет кругозор, а также совершенствует профессиональные навыки.
— Что бы вы посоветовали себе-студенту?
Леонид Ромашов: Поменьше лениться и учить все профильные предметы, даже если сейчас ими не занимаешься. Химия сегодня — это междисциплинарная наука, и важно разбираться во многом.
Максим Лиханов: Пробовать работать в разных лабораториях, не зацикливаться на чём-то одном. А также смотреть на научного руководителя, его статьи и гранты. Успех часто зависит от того, в какую среду ты попадёшь. В условной лаборатории, где занимаются передовыми научными исследованиями под руководством нобелевского лауреата, тебя быстрее настигнет признание. А если у руководителя нет грантов, то с большой долей вероятности его область занятий сейчас не востребована.
— Насколько учёба в университете на химическом факультете МГУ может служить гарантом трудоустройства?
Максим Лиханов: Выпускники МГУ вполне легко могут найти работу. В крупных компаниях существует отдел исследования и разработок (R&D), который модернизирует процессы с оглядкой на нужды производства и требования законодательства, и человека с дипломом химфака в такой отдел как минимум пригласят на собеседование. Многие идут в крупные компании, такие как «Уралхим», «Еврохим», «Лукойл», «Роснефть», «Август», SPLAT Global и тому подобные.
Леонид Ромашов: Какой-то процент студентов уходит работать не по специальности: среди моих однокурсников есть даже оперный певец, хотя, конечно, большинство занимается академической наукой.