Найти тему

Английская история Ларисы Васильевой

Оглавление

В переводе это означает: «Здравствуйте! Рада видеть вас!». Так и есть: Лариса Алексеевна уже больше полувека в профессии и по-прежнему относится к ней с большим интересом, а школьников встречает на занятиях с искренней улыбкой и расположением.

Она – почетный работник сферы образования РФ и заслуженный учитель Российской Федерации. В этом году портрет педагога разместили на городской Доске почета, что и послужило поводом для нашей встречи.

По примеру учителя

В английский язык юная Лариса влюбилась, что называется, с первого взгляда. Точнее, с первого урока. Поспособствовала этому, как часто бывает, школьный учитель.

«Маргарита Николаевна Забарская была очень красивой, умной, интеллигентной женщиной, увлеченной своим предметом и умеющей увлечь им учеников. Именно благодаря ей я заинтересовалась английским всерьез. Это было в Комсомольске-на-Амуре, но школу оканчивала уже в Горьком: отец был военным, и наша семья много кочевала по разным уголкам России. Здесь мне также повезло с учителем. На этот раз преподавательница английского оказалась строгой, но справедливой. Мой интерес к языку замечала и она, и одноклассники. Ребята говорили: «Ну, Лариса точно в иняз пойдет». Наверное, в какой-то степени их уверенность тоже повлияла на мой выбор профессии.Оставалось понять: где поступать? Мама была одесситкой, и каждое лето я проводила у родни в Одессе. До сих пор этот город для меня родной. Но там нужно было сдавать все экзамены на украинском, а я владела им только на разговорном уровне. Так и осталась в Горьком»,вспоминает Лариса Алексеевна.

Родители выбор будущей специальности восприняли скептически: им хотелось, чтобы дочь пошла в технический или строительный вуз. А тут гуманитарная направленность, еще и педагогика – в те годы на переводческий факультет брали только юношей. Но препятствовать не стали. К экзаменам выпускница Лариса готовилась сама, без репетиторов. Старания не прошли даром – ее приняли на педагогический факультет Горьковского иняза (ныне Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова).

«Учиться было очень интересно! Мы изучали сразу два языка – английский и немецкий, и свой карьерный путь начинала именно как преподаватель немецкого. А еще в институте, как и до этого в школе, была секретарем комсомольской организации»,рассказывает Лариса Алексеевна.

Супруг встретился… в школе

Со своим будущем мужем она познакомилась еще в девятом классе. Между молодыми людьми возникла симпатия, которая переросла в дружбу, а затем – в любовь на долгие годы. Именно по совету девушки юноша поступил в медицинский, потому что там …не нужно было сдавать английский!

«Вот так бывает. Ему совсем не давался иностранный язык. Думал поступать в строительный вуз, но там нужно было сдавать экзамен по английскому. Поэтому стал врачом»,смеется Лариса Алексеевна.

Как только Лариса получила диплом, влюбленные поженились. Однако супругу – как будущему доктору – предстояло учиться на год дольше, поэтому начинающему педагогу предложили несколько городов на выбор, где она могла работать по распределению. Лариса Васильева выбрала Первомайск.

«До сих пор с теплотой вспоминаю своих первых учеников. Мне дали сразу несколько девятых и пятых классов. Мы быстро нашли общий язык, волнения совсем не было. Может, сыграло роль и то, что была совсем молоденькая, уроки проходили легко и познавательно»,улыбается она.

Потом вслед за мужем она на два года уехала на Дальний Восток – в Благовещенск. Здесь супругам Васильевым очень нравилось – будучи людьми активными и общительными, они быстро нашли друзей. В школе, где преподавала Лариса Алексеевна, подобрался отличный коллектив, очень пригодились ее знания коммуникативного подхода к обучению английскому языку. И всё-таки молодая семья вернулась в родные края, а в Дзержинск перебралась по простой, но важной причине – мужу дали квартиру от работы.

В основе – мотивация

«В 36-ю школу пришла сразу, как мы сюда переехали. И вот уже полвека работаю здесь. В нашей школе всегда был и остается отличный коллектив преподавателей, настоящих профессионалов. С руководством мне тоже повезло: при мне сменились три директора, все они – приветливые, доброжелательные люди. Сейчас наш коллектив возглавляет Светлана Францевна Удалова, с которой сразу нашли общий язык. Она уважительно и с пониманием относится ко всем педагогам»,говорит Лариса Алексеевна.

Разумеется, за столько лет в самой методике преподавания многое поменялось – стали активно внедряться новые технологии, далеко вперед шагнуло освоение интернета, вместо привычной сдачи экзаменов был введен ЕГЭ. И тут примечателен тот факт, что Лариса Васильева, при всём своем богатом педагогическом опыте, относится к этим изменениям лояльно, можно даже сказать – по-современному. Она спокойно, хоть и не без усилий, освоила компьютер, в ее кабинете – интерактивная доска. Учитель объясняет:

«Технологии во многом можно назвать благом. Конечно, по поводу интернета – вопрос спорный, потому что он и помогает, и мешает одновременно. С одной стороны, ребятам теперь проще найти полезную информацию, с другой – им стало лень думать. И в этом, как мне кажется, глобальная проблема современного поколения. Раньше, чтобы подготовить доклад, нужно было найти информацию, проанализировать ее и оформить в текст, теперь достаточно скачать первый попавшийся реферат. А это повлияло и на речь. Многие нынешние школьники отвечают на вопросы кратко, с трудом анализируют услышанное, и на первый план выступает задача научить их видеть причинно-следственные связи. При этом они куда более технически подкованы, чем предыдущие ученики».

Интересуемся: то, что сейчас школьники изучают английский уже со второго класса, повлияло на их уровень знания языка?

«Не могу так сказать. И десять, и двадцать, и более лет назад мне встречались очень талантливые ребята. Многие из моих выпускников пошли потом в вузы, в том числе – на лингвистические факультеты. Некоторые живут сейчас за границей. Во все времена главными были и остаются склонность к языку, трудолюбие и мотивация. Иногда иностранный дается тяжело, тогда упор делается на вторые два пункта. Убеждена, что не важно, где учатся дети – в престижной гимназии или в обычной школе, главное – их характер и желание упорно трудиться. В связи с этим также настойчиво рекомендую родителям не делать за детей домашние задания. Во-первых, сразу видно, когда уроки выполнили мама с папой, а за это высокую оценку не поставлю, во-вторых, так вы мешаете подросткам думать самостоятельно, учиться ответственности»,пожимает плечами Лариса Алексеевна.

Требовательно и с уважением

В классе у Ларисы Алексеевны всегда царит дисциплина. В ее понимании важно, когда ребята работают на уроке, а также выполняют все домашние задания. Не выполнил – двойка. В основе – требовательность, но разумная, когда педагог всегда, проверяет и анализирует работу, с уважением и пониманием относится к ученикам. Лариса Алексеевна часто говорит школьникам: «Treat others as you want to be treated yourself» – «Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».

«У меня такая позиция – на уроке учитель должен держать дистанцию. Но могу пошутить с ребятами, рассказать какую-то историю. Долгие разговоры или обнимания – почему бы нет? – после занятия. Все ребятишки разные, и подход к каждому свой. К тому же стараюсь учитывать их возможности. Если вижу, что одной группе задания даются легко, а другой – с трудом, то подбираю материалы по способностям. Уроки почти всегда провожу стоя – это моя принципиальная позиция: так дети лучше воспринимают материал. А еще мне нравится расставлять парты полукругом – получается более близкое общение»,уточняет педагог.

«У нас есть свой English lovers club – Клуб любителей английского. Раньше он подразумевал факультативные занятия, сейчас это беседы в формате обычных уроков. Стараюсь подбирать темы, близкие ребятам: современные субкультуры, популярная музыка, профессиональный и любительский спорт и прочие. Так и им интереснее и проще раскрыться, и сама узнаю много нового» продолжает разговор Лариса Васильева.

«…Просто продолжать работать»

Популярный ныне термин «профессиональное выгорание» Ларисе Алексеевне знаком, но совершенно не близок. За годы работы она не то что не устала от профессии, напротив – постоянно находит в ней новые плюсы. В школе, по ее словам, просто невозможно заскучать – здесь постоянное разнообразие. Каждый год приходят новые ребята, а те, что уже учатся, постоянно меняются, взрослея.

«Как здорово, когда предыдущие выпускники приводят уже своих детей! Наблюдать эту смену поколений так приятно и интересно!»восклицает педагог.

Однако, даже при большой увлеченности своим предметом, иногда хочется отвлечься от работы. Много лет Лариса Алексеевна с мужем и дочкой предпочитали активный отдых – катались на коньках и на лыжах, в теплое время года – на велосипедах. Брали друзей – и несколькими семьями прямиком на озера. С возрастом спорт стал даваться тяжелее, но и сейчас наша собеседница старается больше ходить, часто гуляет в парке. И еще – много читает.

Занесение на Доску почета Ларисе Алексеевне, конечно, приятно. И всё-таки…

«Мне важнее просто заниматься своим делом. Любая награда – это высокая оценка твоего труда, что всегда почетно. Но главная награда для меня – все мои ученики. Считаю, мне повезло с каждым из них. Поэтому в планах – просто продолжать работать: так же, как и всегда, с большим удовольствием!»завершает наш разговор Лариса Алексеевна.

Напомним, учитель математики из Дзержинска выиграла премию «Россия – мои горизонты».

Ксения КНЯЗЕВА